Изменения, внесенные Приказом Минпросвещения России от 19.03.2024 N 171, учтенные в данной редакции, применяются при приеме на обучение, начиная с 2025/26 учебного года.

68.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (украинскому) языку на уровне основного общего образования

68.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (украинскому) языку на уровне основного общего образования.

68.11.1. В результате изучения родного (украинского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на родном (украинском) языке;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (украинском) языке;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтерство);

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (украинского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (украинского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (украинскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (украинском) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

умение рассказать о своих планах на будущее;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

68.11.2. В результате изучения родного (украинского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

68.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.

68.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

68.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

68.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (украинском) языке;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.

68.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

проводить выбор и брать ответственность за решение.

68.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;

регулировать способ выражения собственных эмоций;

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

признавать свое и чужое право на ошибку;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

68.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговой штурм" и другие);

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.

68.11.3. Предметные результаты изучения родного (украинского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:

использовать родной (украинский) язык как средство общения и основу существования народа, объяснять значение родного (украинского) языка;

владеть правилами и нормами устной и письменной речи, создавать устные монологические высказывания на основе жизненного и читательского опыта, участвовать в диалоге на заданные темы;

работать с текстом, иметь представление о его структуре, определять тему, основную мысль текста, пересказывать прочитанный или прослушанный текст; составлять простой план текста;

различать композиционные особенности разных типов текстов: описание, повествование, рассуждение, характеризовать текст с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи;

иметь общее представление об особенностях разговорного, научного и художественного стилей речи;

использовать знание основных признаков текста, особенностей функционально-смысловых типов речи, функциональных разновидностей языка в практике создания текста (в рамках изученного);

иметь представление об основных разделах лингвистики, основных единицах языка и речи (звук, морфема, слово, словосочетание, предложение);

характеризовать звуки родного (украинского) языка, понимать различие между звуком и буквой, проводить фонетический анализ слова;

соблюдать нормы орфоэпии родного (украинского) языка, работать с орфоэпическим словарем;

оперировать понятием "орфограмма", распознавать изученные орфограммы, работать с орфографическим словарем;

применять знания по орфографии в практике правописания;

объяснять лексическое значение слова; различать многозначные и однозначные слова, находить прямое и переносное значение слова;

распознавать синонимы, антонимы, омонимы;

пользоваться на практике разными видами лексических словарей (толковый словарь, словари синонимов, антонимов, омонимов);

проводить лексический анализ слов (в рамках изученного);

распознавать виды морфем (словообразующие и формообразующие);

правильно подбирать однокоренные слова, различать форму слова и однокоренное слово;

проводить морфемный анализ слова;

применять знания по морфемике в практике правописания;

владеть основными понятиями синтаксиса и пунктуации;

определять признаки словосочетания, находить в нем главное и зависимое слово, иметь представление о разновидностях словосочетаний;

определять признаки предложения, отличать простые и сложные предложения, выделять виды простых предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные) и правильно употреблять знаки препинания в конце предложений;

определять морфологические средства выражения подлежащего и сказуемого;

находить и правильно выделять в предложении второстепенные члены (определение, дополнение, обстоятельство), различать и самостоятельно составлять распространенные, нераспространенные предложения;

находить предложения с однородными членами и правильно ставить знаки препинания в предложениях с ними;

выделять в предложении обращение, соблюдать интонацию в предложениях с обращениями, правильно ставить знаки препинания в предложениях с ними;

выполнять синтаксический анализ простого предложения;

различать простое и сложное предложение;

правильно ставить знаки препинания между частями сложного предложения, соединенными бессоюзной связью, а также перед союзами i, й, та, а, але, щоб, тому що, коли, який;

соблюдать при письме пунктуационные нормы в предложениях с прямой речью, в диалоге.

68.11.4. Предметные результаты изучения родного (украинского) языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:

использовать выразительность украинского языка как средства коммуникации и самовыражения;

оперировать понятиями "национальный язык" и "литературный язык" (в рамках изученного);

проводить смысловой анализ текста, составлять простой и сложный план, выделять главную и второстепенную информацию в тексте;

создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание помещения, природы) с использованием жизненного и читательского опыта;

передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных художественного и научного текстов, сочетающих в себе разные функционально-смысловые типы речи (повествование и описание, повествование с элементами размышления);

характеризовать особенности официально-делового стиля речи; применять знания об официально-деловом стиле при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике;

распознавать особенности построения текстов разных жанров (рассказ, сообщение, объявление);

характеризовать лексику родного (украинского) языка с точки зрения ее происхождения: исконные слова, заимствования из русского языка и других языков;

верно определять в тексте лексику с точки зрения ее употребления: лексику пассивного запаса (неологизмы, историзмы и архаизмы) и лексику ограниченного употребления (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы), производить лексический анализ слов;

распознавать фразеологизмы, определять их признаки и значение, отличать фразеологизмы от пословиц и поговорок;

использовать лексические словари родного (украинского) языка, словарь фразеологизмов;

выделять в словах формообразующие и словообразующие морфемы, характеризовать основные способы образования слов, проводить словообразовательный анализ слов;

работать со словообразовательным словарем;

владеть нормами правописания сложных и сложносокращенных слов;

использовать основные понятия морфологии, определять грамматическое значение слова, различать самостоятельные и служебные части речи, их классификацию, функции в речи;

правильно идентифицировать имя существительное как часть речи и определять его морфологические признаки и синтаксическую роль, различать лексико-грамматические разряды и грамматические категории имен существительных;

различать типы склонения имен существительных, выявлять неизменяемые имена существительные;

определять основные способы образования имен существительных, проводить морфологический анализ имен существительных;

соблюдать нормы правописания имен существительных (в рамках изученного);

определять имя прилагательное как часть речи, его значение; различать разряды имен прилагательных по значению; называть морфологические признаки и синтаксические функции имен прилагательных;

различать и правильно образовывать степени сравнения качественных имен прилагательных;

различать полную и краткую формы имен прилагательных;

склонять имена прилагательные, иметь представление об особенностях твердой и мягкой группы;

определять основные способы образования имен прилагательных, проводить морфологический анализ имен прилагательных;

соблюдать нормы правописания имен прилагательных (в рамках изученного);

определять значение имени числительного, его морфологические особенности и роль в предложении;

распознавать разряды имен числительных по значению: количественные (целые, дробные, собирательные) и порядковые, распознавать разные типы имен числительных по структуре (простые, сложные и составные);

определять основные способы образования имен числительных, проводить морфологический анализ имен числительных;

склонять имена числительные и характеризовать особенности их склонения;

соблюдать нормы правописания имен числительных;

распознавать местоимение как часть речи, определять его грамматические признаки, синтаксическую роль;

сопоставлять и соотносить местоимения с другими частями речи; распознавать разряды местоимений;

правильно изменять по падежам местоимения разных разрядов и употреблять их в речи;

правильно употреблять местоимения для связи частей текста, использовать местоимения в речи;

склонять местоимения различных разрядов, проводить устный и письменный морфологический анализ местоимений;

соблюдать нормы правописания местоимений;

распознавать глагол как часть речи, определять общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические функции глагола, выявлять роль глагола в словосочетании и предложении;

распознавать инфинитив среди других форм глагола;

различать глаголы совершенного и несовершенного вида, возвратные и невозвратные;

различать времена глагола, образовывать и употреблять в речи временные формы глаголов;

определять спряжение глагола, спрягать глаголы;

определять способы словообразования глаголов, проводить морфологический анализ глагола;

соблюдать нормы произношения некоторых глаголов в формах прошедшего времени;

соблюдать нормы правописания глаголов (в рамках изученного).

68.11.5. Предметные результаты изучения родного (украинского) языка. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:

использовать представление о языке как сокровищнице духовности народа;

воспринимать родной (украинский) язык как развивающееся явление, выявлять взаимосвязь языка, культуры и истории народа;

владеть разными видами монолога (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации) в дополнение к видам, изученным ранее;

воспринимать текст как речевое произведение, выделять основные признаки текста, видеть структуру текста, выделять микротемы;

составлять сложный план собственного высказывания;

создавать тексты передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание внешности, рассуждение);

распознавать особенности построения текстов разных жанров (очерк, заметка);

характеризовать особенности публицистического стиля речи, применять знания о публицистическом стиле при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике;

определять наклонение глагола, значение глаголов в изъявительном, условном и повелительном наклонении, образовывать глаголы условного и повелительного наклонения;

различать безличные и личные глаголы;

соблюдать нормы правописания ь в формах глаголов повелительного наклонения;

распознавать причастие по его грамматическим признакам, определять глагольные признаки и признаки прилагательных у причастий; определять синтаксическую роль;

распознавать виды причастий: их морфологические признаки и синтаксические функции;

склонять причастия, распознавать различия в образовании и склонении причастий;

составлять словосочетания с причастием в роли зависимого слова, конструировать причастные обороты, грамотно оформлять при письме причастия и причастный оборот;

употреблять причастия и причастные обороты в речи в соответствии с нормами родного (украинского) языка;

определять основные способы образования причастий; проводить устный и письменный морфологический анализ причастий;

применять правила правописания падежных окончаний и суффиксов причастий, -н- и -нн- в причастиях и отглагольных именах прилагательных, написания не с причастиями;

распознавать деепричастие по его грамматическим признакам, распознавать признаки глагола и наречия у деепричастия, определять его синтаксическую роль;

распознавать деепричастия совершенного и несовершенного вида;

проводить устный и письменный морфологический анализ деепричастий;

конструировать деепричастный оборот; употреблять деепричастия и деепричастные обороты в речи в соответствии с нормами родного языка;

правильно расставлять знаки препинания в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом;

применять правила слитного и раздельного написания не с деепричастиями;

распознавать наречие как часть речи, определять его грамматические признаки, синтаксическую роль;

определять разряды наречий по значению, правильно употреблять наречия в речи;

соблюдать нормы образования степеней сравнения наречий;

характеризовать способы образования наречий, проводить устный и письменный морфологический анализ наречий;

соблюдать нормы правописания наречий: написание наречий на -о, -е, образованных от прилагательных и причастий, написание наречий раздельно, слитно и через дефис, написание наречных словосочетаний типа на зразок, раз у раз, з дняна день;

распознавать служебные части речи и отличать их от самостоятельных частей речи родного языка;

определять грамматические свойства и синтаксические функции предлогов, выделять их типы по значению, структуре, происхождению;

проводить морфологический анализ предлогов;

соблюдать нормы правописания предлогов слитно, раздельно и через дефис;

распознавать союз как служебную часть речи, различать виды союзов по структуре, происхождению, способу использования в предложении;

проводить морфологический анализ союзов;

объяснять роль союзов в тексте, в том числе как средств связи однородных членов предложения и частей сложного предложения;

различать союзы и союзные слова;

распознавать частицы, использовать их в речи, распознавать разряды частиц по значению;

проводить морфологический анализ частиц;

соблюдать нормы правописания частиц, в том числе частиц не, нi с различными частями речи;

распознавать междометия и правильно использовать их в речи, выделять интонационно междометия;

расставлять знаки препинания при междометиях в соответствии с пунктуационными нормами родного (украинского) языка;

проводить морфологический анализ междометий;

соблюдать нормы дефисного написания междометий.

68.11.6. Предметные результаты изучения родного (украинского) языка. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:

использовать представление о языке как важнейшем средстве общения, познания и воздействия;

определять роль украинского языка в ряду славянских языков;

владеть разными видами монолога (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование) и диалога в дополнение к видам, изученным ранее;

создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание местности, памятников истории и культуры) с использованием собственного жизненного и читательского опыта;

передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных художественного и публицистического текстов, сочетающих в себе разные функционально-смысловые типы речи (повествование с элементами описания, повествование с элементами размышления);

выявлять сочетание различных функциональных разновидностей языка в тексте;

распознавать особенности построения текстов разных жанров (тематические выписки, конспект прочитанного, интервью);

владеть навыками информационной переработки текста (извлечение информации из различных источников; использование лингвистических словарей; тезисы, конспект, тематические выписки);

находить в тексте словосочетания, определять их виды, находить главное и зависимое слово, определять типы связи слов в словосочетании, проводить синтаксический анализ словосочетания;

различать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных предложений;

различать односоставные и двусоставные предложения, распространенные и нераспространенные;

находить в тексте неполные предложения; применять нормы постановки тире в неполных предложениях;

характеризовать способы выражения сказуемого и подлежащего;

применять нормы согласования сказуемого с подлежащим;

применять нормы постановки тире между подлежащим и сказуемым;

выделять в предложении второстепенные члены по их признакам, определять виды второстепенных членов, способы их выражения;

различать приложение как разновидность определения; соблюдать нормы правописания нераспространенных приложений;

распознавать односоставные предложения, моделировать односоставные и двусоставные предложения и использовать их в речевой практике, заменять односоставные предложения двусоставными, следить за изменением содержания предложения;

сопоставлять и разграничивать определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, назывные односоставные предложения;

находить в тексте однородные члены предложения, в том числе связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией;

различать однородные и неоднородные определения;

определять обобщающие слова при однородных членах предложения, правильно строить предложения с обобщающими словами при однородных членах;

применять нормы постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами;

понимать основные функции обращения, различать обращение нераспространенное и распространенное;

правильно интонировать предложения с обращениями, моделировать и употреблять в речи предложения с различными формами обращений в соответствии со сферой и ситуацией общения;

различать вводные конструкции и члены предложения, различать группы вводных конструкций по значению;

пользоваться вводными конструкциями в речи для выражения уверенности, различных чувств, оценки, привлечения внимания и другое;

различать виды обособленных членов предложения, выделять в тексте обособленные дополнения, обстоятельства, определения и приложения, уточняющие члены предложения;

применять нормы постановки знаков препинания в предложениях с обращениями и вводными конструкциями, обособленными и уточняющими членами предложения;

находить в тексте сравнительный оборот; применять нормы постановки знаков препинания в предложениях со сравнительным оборотом;

проводить синтаксический и пунктуационный анализ простых предложений.

68.11.7. Предметные результаты изучения родного (украинского) языка. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:

формировать представление о языке как общественном явлении;

определять и формулировать роль родного (украинского) языка в современном мире;

определять роль родного (украинского) языка в ряду других родных языков народов Российской Федерации;

владеть разными видами речевой деятельности;

создавать устные и письменные высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от темы и условий общения с использованием собственного жизненного и читательского опыта, на иллюстрации, фотографии, сюжетную картину (в том числе сочинения-миниатюры);

сочетать разные типы речи в тексте, различать элементы разных функциональных разновидностей языка в художественном произведении;

определять особенности употребления языковых средств выразительности в текстах, принадлежащих к разным функционально-смысловым типам речи;

различать функциональные разновидности языка: разговорная речь; функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой, язык художественной литературы);

выявлять особенности научного стиля: сфера употребления, функции, жанры (тезисы, конспект, реферат, рецензия);

характеризовать язык художественной литературы и его отличие от других разновидностей языка, находить признаки художественной речи: образность, использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка;

распознавать особенности построения текстов разных жанров (доклад, тезисы прочитанного, конспект услышанного);

выявлять основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения;

классифицировать сложных предложений на сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные;

характеризовать сложносочиненное предложение, его строение, смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения;

употреблять сложносочиненные предложения в устной и письменной речи, правильно их интонировать;

применять нормы постановки знаков препинания в сложносочиненных предложениях;

распознавать сложноподчиненные предложения, выделять главную и придаточную части предложения, средства связи частей сложноподчиненного предложения;

различать в предложении подчинительные союзы и союзные слова, указательные слова как средство связи частей сложноподчиненного предложения, находить указательные слова в главном предложении сложноподчиненного предложения;

конструировать сложноподчиненные предложения по заданным схемам, классифицировать виды подчинительной связи, распознавать их в тексте;

различать основные виды сложноподчиненных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (образа действия, меры и степени, места, времени, причины, следствия, цели, условные, уступительные);

анализировать и характеризовать синтаксическую структуру сложноподчиненных предложений разных видов;

различать сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными;

употреблять сложноподчиненные предложения в устной и письменной речи, правильно их интонировать;

применять нормы постановки знаков препинания в сложноподчиненных предложениях;

выявлять особенности бессоюзного сложного предложения и определять основные значения бессоюзных предложений, распознавать средства связи частей бессоюзного предложения, осознавать роль интонации в организации бессоюзных сложных предложений;

употреблять бессоюзные предложения в устной и письменной речи, правильно их интонировать;

использовать правила пунктуации при создании письменного текста с бессоюзными сложными предложениями;

разграничивать и сопоставлять разные виды сложных предложений, моделировать сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи;

правильно интонировать сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи и расставлять знаки препинания, уместно употреблять их в речи;

проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложных предложений;

распознавать способы передачи чужой речи: прямую и косвенную речь;

строить предложения с прямой речью, расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, применять способы преобразования прямой речи в косвенную речь;

использовать цитату как способ передачи чужой речи, выделять цитаты знаками препинания;

составлять диалог с прямой и косвенной речью;

анализировать текст: определять тему и главную мысль текста;

характеризовать структуру текста, выделять микротемы, определять главную мысль каждой микротемы.