Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

32.9. Содержание обучения в 8 классе

32.9. Содержание обучения в 8 классе.

32.9.1. Коммуникативные умения.

Формирование умения общаться в устной и письменной форме, используя рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности в рамках тематического содержания речи.

Дружба (00000045.wmz). Мои зарубежные друзья (Минии хари 00000046.wmz 00000047.wmz).

Учеба (hуралсал). Система обучения в разных странах (Хари 00000048.wmz hуралсалай байгууламжа).

Мой день, отдых (Минии ажабайдал). Искусство в нашей жизни (Урлал манай ажабайдалда).

Здоровый образ жизни (00000049.wmz энхэ байдал). Медицина (Эмнэлгэ).

Путешествие (Аяншалга). Сельская жизнь (00000050.wmz нютаг).

Моя семья, родословная (Минии 00000051.wmz, уг гарбал). История бурятского народа (Буряад арадай 00000052.wmz).

Культура, традиции (Соел, еhо заншал). Буддийские традиции и обычаи (Буддын шажанай заншал).

Профессия спортсмена (Тамиршан).

Одежда (Хубсаhан). Молодежная мода (Залуушуулай хубсаhан).

Говорение.

Диалогическая речь. Развитие у обучающихся диалогической речи в 8 классе предусматривает овладение умениями вести диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию и диалог-обмен мнениями, а также их комбинации:

Речевые умения при ведении диалогов этикетного характера:

начать, поддержать и закончить разговор;

поздравить, выразить пожелания и отреагировать на них;

выразить благодарность;

вежливо переспросить, выразить согласие или отказ.

Объем этикетных диалогов - до 3 реплик со стороны каждого участника.

Речевые умения при ведении диалога-расспроса:

запрашивать и сообщать фактическую информацию, переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего;

целенаправленно расспрашивать, брать интервью.

Объем данных диалогов - до 4 - 5 реплик со стороны каждого участника.

Речевые умения при ведении диалога-побуждения к действию:

обратиться с просьбой и выразить готовность или отказ ее выполнить;

дать совет и принять или не принять его;

пригласить к действию или взаимодействию и согласиться или не согласиться принять в нем участие;

спроводить предложение и выразить согласие или несогласие, принять его, объяснить причину.

Объем данных диалогов - до 4 реплик со стороны каждого участника.

Речевые умения при ведении диалога-обмена мнениями:

выразить точку зрения и согласиться или не согласиться с ней;

высказать одобрение или неодобрение;

выразить сомнение;

выразить эмоциональную оценку обсуждаемых событий (радость огорчение, желание или нежелание).

Объем диалогов - не менее 3 реплик со стороны каждого участника.

Развитие монологической речи предусматривает овладение следующими умениями:

кратко высказываться о фактах и событиях, используя основные коммуникативные типы речи (описание, повествование), эмоциональные и оценочные суждения;

передавать содержание, основную мысль прочитанного с использованием текста;

проводить сообщение в связи с прочитанным текстом;

выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному, услышанному.

Объем монологического высказывания - до 9 - 10 фраз.

Аудирование.

Владение умениями понимать на слух бурятский текст предусматривает понимание несложных текстов с разной глубиной и точностью проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.

При этом предусматривается развитие следующих умений:

прогнозировать содержание устного текста по началу сообщения и выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;

выбирать главные факты, опуская второстепенные;

выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера с использованием языковой догадки, контекста;

игнорировать незнакомый языковой материал, не существенный для понимания.

Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам обучающихся 8 класса, иметь образовательную и воспитательную ценность. Время звучания текста - до 2 минут.

Чтение.

Обучающиеся учатся читать и понимать методически аутентичные и аутентичные тексты с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение), с полным пониманием содержания (изучающее чтение), с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое поисковое чтение).

Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам обучающихся 8 класса, иметь образовательную и воспитательную ценность, воздействовать на эмоциональную сферу обучающихся.

Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.

Чтение с пониманием основного содержания текста осуществляется на методически аутентичных и аутентичных материалах, отражающих особенности быта, жизни, культуры региона.

Объем текста - до 450 - 500 слов.

Чтение с полным пониманием текста осуществляется на методически аутентичных и аутентичных текстах разных жанров.

Объем текста - до 300 - 350 слов.

Формируемые умения в области чтения (для чтения с пониманием основного содержания текста и для чтения с полным пониманием текста):

умение ориентироваться в содержании текста, понимать его основное содержание и извлекать эксплицитно представленную информацию;

умение интегрировать и интерпретировать информацию, имплицитно представленную в тексте;

умение осмыслить и оценить прочитанный текст.

Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает умение просмотреть аутентичный текст (статью или несколько статей из газеты, журнала, сайта в сети Интернет) и выбрать информацию, которая необходима или представляет интерес для обучающихся.

Овладение письменной речью предусматривает развитие следующих умений:

проводить выписки из текста;

писать короткие поздравления с днем рождения, другими праздниками, выражать пожелания; (объемом до 30 слов, включая написание адреса);

заполнять бланки (указывать имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес);

писать личное письмо с использованем и без использования образца (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу), используя материал одной или нескольких тем, усвоенных в устной речи и при чтении, употребляя необходимые формулы речевого этикета (объем личного письма 60 - 70 слов, включая адрес).

32.9.2. Языковые знания и навыки.

32.9.2.1. Графика и орфография.

Знание правил чтения и написания новых слов, отобранных для данного этапа обучения и навыки их применения в рамках изучаемого лексико-грамматического материала. Владение орфографическими навыками в пределах усвоенного языкового материала.

32.9.2.2. Фонетическая сторона речи.

Навыки произношения и различения на слух всех звуков бурятского языка; соблюдение акцентуации слова. Членение предложений на смысловые группы. Соблюдение правильной интонации в различных типах предложений.

Дальнейшее совершенствование слухо-произносительных навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу.

32.9.2.3. Лексическая сторона речи.

Расширение объема продуктивного и рецептивного лексического минимума за счет лексических средств обслуживающих новые темы, проблемы и ситуации общения. К 850 - 900 лексическим единицам, усвоенным обучающимися ранее, добавляются около 150 новых лексических единиц, в том числе наиболее распространенные устойчивые словосочетания, оценочная лексика, реплики-клише речевого этикета, отражающие бурятскую культуру. Объем рецептивного словаря увеличивается за счет текстов для чтения и составляет примерно 1200 лексических единиц, включая продуктивный лексический минимум.

Обучающиеся 8 класса учатся употреблять в речи названия объектов, географических названий на бурятском языке. Развитие навыков их распознавания и употребления в речи.

32.9.2.4. Грамматическая сторона речи.

Расширение объема значений грамматических явлений, изученных в предыдущих классах, и овладение новыми грамматическими явлениями.

Повторение и углубление изученного материала на предыдущих этапах.

Синтаксис. Словосочетание, оборот и предложение. Виды простого предложения по цели высказывания. Односоставные и двусоставные предложения. Побудительное предложение. Однородные члены предложения. Причастный и деепричастный обороты. Обращение.

Единственное и множественное число имен существительных.

Местоимения: обобщительные (00000053.wmz, булта, 00000054.wmz), выделительные (бэшэ, бусад).

Различение функций многократного и однократного причастий.

Глагольные формы в настоящем, прошедшем, будущем времени многократного причастия и их различение.

Соединительное, разделительное деепричастия.

Формы обращения глагола (яба, ябагты, ябыш, ябыт, ябаг, ябаарай, ябая, ябаhуу) и их различение.

Формы двух-, трехкомпонентных сложных глагольных сказуемых.

Систематизация (опознавание, различение и употребление) изученного ранее материала:

склонение имен существительных;

употребление послелогов, наречий;

употребление аффиксов личного и безличного притяжания, личных и возвратных местоимений;

различение временных форм глагола;

различение залогов: нээгдэ, барилда, ошолсо;

употребление модальных слов еhотой, аргатай, хэрэгтэй, дуратай;

соблюдение порядка слов в предложении;

усвоение особенностей безличных предложений (Газаа 00000055.wmz);

различение типов вопросительных предложений и употребление вопросительных слов;

различение придаточных предложений с союзами и союзными словами.

32.9.3. Социокультурные знания и умения.

Э.-Х. Галшиев "Зерцало мудрости". Эрын 9 эрдэм. Эхэнэр 00000056.wmz 9 эрдэм. 10 сагаан буян 10 хара 00000057.wmz. Героический эпос "Гэсэр". Чингис хаан - человек тысячелетия.