Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

69.6. Содержание обучения в 5 классе

69.6. Содержание обучения в 5 классе.

69.6.1. Тематическое содержание речи.

Моя семья. Мои друзья. Семейные праздники: день рождения, Новый год. Внешность и характер человека или литературного персонажа. Досуг и увлечения, хобби современного подростка (чтение, кино, спорт). Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, здоровое питание. Покупки: одежда, обувь и продукты питания. Школа, школьная жизнь, школьная форма, изучаемые предметы. Переписка со сверстниками. Каникулы в различное время года. Виды отдыха. Природа: дикие и домашние животные. Погода. Родной город или село. Транспорт. Родная страна, родной регион. Их географическое положение, столицы, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, традиции, обычаи). Выдающиеся люди родной страны и родного региона: писатели, поэты.

69.6.2. Коммуникативные умения.

Формирование умения общаться в устной и письменной форме, используя рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности в рамках тематического содержания речи.

Говорение. Развитие коммуникативных умений диалогической речи на базе умений, сформированных на уровне начального общего образования: диалог этикетного характера: начинать, поддерживать и заканчивать разговор (в том числе разговор по телефону), поздравлять с праздником и вежливо реагировать на поздравление, выражать благодарность, вежливо соглашаться на предложение или отказываться от предложения собеседника, диалог - побуждение к действию: обращаться с просьбой, вежливо соглашаться или не соглашаться выполнить просьбу, приглашать собеседника к совместной деятельности, вежливо соглашаться или не соглашаться на предложение собеседника. Диалог-расспрос: сообщать фактическую информацию, отвечая на вопросы разных видов, запрашивать интересующую информацию. Вышеперечисленные умения диалогической речи развиваются в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках тематического содержания речи с использованием речевых ситуаций, ключевых слов и (или) иллюстраций, фотографий с соблюдением норм речевого этикета. Объем диалога - до 5 реплик со стороны каждого собеседника.

Развитие коммуникативных умений монологической речи на базе умений, сформированных на уровне начального общего образования, создание устных связных монологических высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи: описание (предмета, внешности и одежды человека), в том числе характеристика (черты характера реального человека или литературного персонажа), повествование, сообщение, изложение (пересказ) основного содержания прочитанного текста, краткое изложение результатов выполненной проектной работы. Данные умения монологической речи развиваются в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках тематического содержания речи с использованием ключевых слов, вопросов, планов и (или) иллюстраций, фотографий. Объем монологического высказывания - 5 - 6 фраз.

Аудирование. Развитие коммуникативных умений аудирования на базе умений, сформированных на уровне начального общего образования: при непосредственном общении: понимание на слух речи учителя и одноклассников и вербальная или невербальная реакция на услышанное. При опосредованном общении: дальнейшее развитие умений восприятия и понимания на слух несложных адаптированных аутентичных текстов, содержащих отдельные незнакомые слова, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации с использованием и без использования иллюстраций.

Аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять основную тему и главные факты, события в воспринимаемом на слух тексте, игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания. Аудирование с пониманием запрашиваемой информации предполагает умение выделять запрашиваемую информацию, представленную в эксплицитной (явной) форме, в воспринимаемом на слух тексте. Тексты для аудирования: диалог (беседа), высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, рассказ, сообщение информационного характера. Время звучания текста для аудирования - до 1 минуты.

Смысловое чтение. Развитие сформированных на уровне начального общего образования умений читать про себя и понимать учебные и несложные адаптированные аутентичные тексты разных жанров и стилей, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации. Чтение с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять основную тему и главные факты, события в прочитанном тексте, игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания. Чтение с пониманием запрашиваемой информации предполагает умение находить в прочитанном тексте и понимать запрашиваемую информацию, представленную в эксплицитной (явной) форме. Чтение несплошных текстов (таблиц) и понимание представленной в них информации. Тексты для чтения: беседа, диалог, рассказ, сказка, сообщение личного характера, отрывок из статьи научно-популярного характера, сообщение информационного характера, стихотворение, несплошной текст (таблица). Объем текста для чтения - 180 - 200 слов.

Письменная речь. Развитие умений письменной речи на базе умений, сформированных на уровне начального общего образования: списывание текста и выписывание из него слов, словосочетаний, предложений в соответствии с решаемой коммуникативной задачей, написание коротких поздравлений с праздниками (с Новым годом, Рождеством, днем рождения), заполнение анкет и формуляров: сообщение о себе основных сведений; написание электронного сообщения в соответствии с нормами неофициального общения. Объем сообщения - до 60 слов.

69.6.3. Языковые знания и умения.

Фонетическая сторона речи. Различение на слух, без ошибок, ведущих к сбою в коммуникации, произнесение слов с соблюдением правильного ударения и фраз с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, чтение новых слов согласно основным правилам чтения. Чтение вслух небольших адаптированных аутентичных текстов, построенных на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонации, демонстрирующее понимание текста. Тексты для чтения вслух: беседа, диалог, рассказ, отрывок из статьи научно-популярного характера, сообщение информационного характера. Объем текста для чтения вслух - до 90 слов.

Графика, орфография и пунктуация. Правильное написание изученных слов.

Правильное использование знаков препинания: точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения, запятой при перечислении и обращении. Пунктуационно правильное, в соответствии с нормами речевого этикета, оформление электронного сообщения личного характера.

Лексическая сторона речи. Распознавание и употребление в устной и письменной речи лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи, с соблюдением существующей в финском языке нормы лексической сочетаемости. Объем изучаемой лексики: 625 лексических единиц для продуктивного использования (включая 500 лексических единиц, изученных на уровне начального общего образования) и 675 лексических единиц для рецептивного усвоения (включая 625 лексических единиц продуктивного минимума). Основные способы словообразования: аффиксация, словосложение.

Грамматическая сторона речи. Распознавание и употребление в устной и письменной речи изученных морфологических форм и синтаксических конструкций финского языка. Простое предложение. Основные коммуникативные типы простых предложений в современном финском языке: повествовательное, вопросительное, побудительное. Общий вопрос. Специальные вопросы с вопросительными словами. Классификация предложений по характеру предикативных отношений. Утвердительные и отрицательные предложения. Классификация предложений по эмоциональной окраске. Восклицательные предложения. Простое предложение. Основные структурно-семантические типы простых предложений в современном финском языке. Интранзитивное предложение. Транзитивное предложение. Посессивная конструкция. Экзистенциальное предложение. Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Сложноподчиненное предложение. Главное предложение, придаточное предложение. Двусоставные и односоставные предложения. Типы односоставных предложений в современном финском языке. Определенно-личные односоставные предложения. Обобщенно-личные предложения. Безличные предложения. Порядок слов в предложении. Члены предложения. Сказуемое, личная форма глагола в функции сказуемого простого предложения. Подлежащее, способы выражения подлежащего в современном финском языке. Существительное в функции подлежащего. Местоимение в функции подлежащего. Номинатив грамматического субъекта. Партитив грамматического субъекта. Согласование подлежащего и сказуемого в лице и числе. Определение. Согласованное определение. Неизменяемые прилагательные в функции определения. Генитивное определение. Предикатив. Падеж предикатива: номинатив, партитив и генитив предикатива. Объект, падеж объекта. Аккузатив без окончания (номинатив) в утвердительных предложениях с императивом. Аккузатив без окончания (номинатив) в утвердительных неопределенно-личных предложениях. Аккузатив с окончанием (генитив). Аккузатив множественного числа (номинатив). Партитив объекта, выраженного вещественным существительным. Партитив объекта в отрицательных предложениях. Обстоятельство в падежной форме объекта. Обстоятельство. Обстоятельство в форме внешне- и внутренне-местного падежа. Обстоятельство, выраженное наречием. Обстоятельство, выраженное конструкциями с предлогами и послелогами. Части речи. Именные части речи: существительные, прилагательные, местоимения, числительные. Глаголы. Наречия. Предлоги и послелоги. Союзы. Все типы склонения имен. Одноосновные и двухосновные имена. Гласная и согласная основа. Склонение имен в единственном и множественном числе (существительные, прилагательные, местоимения). Словоизменительные суффиксы в современном финском языке: формообразующие суффиксы и окончания. Показатель множественного числа в формах косвенных падежей. Партитив множественного числа. Генитив множественного числа. Множественное число внутренне-местных и внешне-местных падежей. Открытый и закрытый слог. Сильная и слабая ступень чередования ступеней согласных. Чередование ступеней согласных в основе слова. Сильная ступень чередования согласных перед притяжательными суффиксами. Сильная ступень чередования согласных в закрытом слоге перед долгим гласным. Личные местоимения. Указательные местоимения. Вопросительные местоимения. Относительные местоимения. Склонение личных, указательных, вопросительных, относительных местоимений. Степени сравнения прилагательных. Компаратив. Суперлатив. Все типы спряжения глаголов в современном финском языке. Образование форм презенса от глаголов I - VI типов спряжения (утвердительные и отрицательные формы). Образование форм простого претерита (имперфекта) от глаголов I - VI типов спряжения (утвердительные формы). Повелительное наклонение глаголов, императив (утвердительные и отрицательные формы 2 лица единственного числа). Образование форм презенса кондиционала от глаголов I - VI типов спряжения (утвердительные и отрицательные формы). Управление глаголов из списка лексического минимума. Согласование прилагательных и существительных в числе и падеже. Числительные. Количественные числительные (от 100 до 1000000) и их склонение. Порядковые числительные. Предлоги и послелоги. Союзы.

69.6.4. Социокультурные знания и умения.

Знание и использование социокультурных элементов речевого поведенческого этикета в рамках тематического содержания. Знание и использование в устной и письменной речи наиболее употребительной тематической фоновой лексики и реалий в рамках отобранного тематического содержания (некоторые национальные праздники, традиции в проведении досуга и питании). Знание социокультурного портрета родной страны и Республики Карелия: знакомство с традициями проведения основных национальных праздников (Рождества, Нового года), с особенностями образа жизни и культуры финнов. Формирование умений: писать свои имя и фамилию, а также имена и фамилии своих родственников и друзей на финском языке, правильно оформлять свой адрес на финском языке (в анкете, формуляре), кратко представлять Россию и Республику Карелия (основные национальные праздники, наиболее известные достопримечательности, традиции в проведении досуга и питании), кратко рассказывать о выдающихся людях родной страны и Республики Карелия (ученых, писателях, поэтах, спортсменах), оказывать помощь гостям в ситуациях повседневного общения (объяснить местонахождение объекта и другие ситуации).

69.6.5. Компенсаторные умения.

Использование при чтении и аудировании языковой, в том числе контекстуальной, догадки. Использование при формулировании собственных высказываний ключевых слов, плана. Игнорирование информации, не являющейся необходимой для понимания основного содержания прочитанного или прослушанного текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации.