Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

67.8. Содержание обучения в 7 классе

67.8. Содержание обучения в 7 классе.

67.8.1. Тематическое содержание речи.

Дышетсконниын (В школе). Мынам тунсыкъяськонэ - спорт (Мое увлечение - спорт). Удмурт Элькунысь каръес (Города Удмуртии). Нылпиослы ивор 00003782.wmz амалъес (Средства массовой информации для детей). Лулчеберетэн тодматскон (Знакомство с культурой). Удмурт шаер (Удмуртский край). Дуннеен тодматскон (Путешествуем по миру).

67.8.2. Речевые умения.

67.8.2.1. Аудирование.

При непосредственном общении: понимание на слух речи учителя и одноклассников и вербальная или невербальная реакция на услышанное.

При опосредованном общении: дальнейшее развитие восприятия и понимания на слух несложных аутентичных текстов, содержащих отдельные незнакомые слова, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации.

Аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять основную мысль и главные факты или события в воспринимаемом на слух тексте, игнорировать незнакомые слова, не существенные для понимания основного содержания.

Аудирование с пониманием запрашиваемой информации предполагает умение выделять запрашиваемую информацию, представленную в эксплицитной (явной) форме, в воспринимаемом на слух тексте.

Тексты для аудирования: диалог (беседа), высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, рассказ, сообщение информационного характера.

Время звучания текста или текстов для аудирования - до 1,5 минуты.

67.8.2.2. Говорение.

67.8.2.2.1. Диалогическая речь.

Развитие коммуникативных умений диалогической речи, а именно умений вести диалог этикетного характера, диалог - побуждение к действию, диалог-расспрос, комбинированный диалог, включающий различные виды диалогов:

диалог этикетного характера: начинать, поддерживать и заканчивать разговор, вежливо переспрашивать, поздравлять с праздником, выражать пожелания и вежливо реагировать на поздравление, выражать благодарность, вежливо соглашаться на предложение или отказываться от предложения собеседника;

диалог - побуждение к действию: обращаться с просьбой, вежливо соглашаться или не соглашаться выполнить просьбу, приглашать собеседника к совместной деятельности, вежливо соглашаться или не соглашаться на предложение собеседника, объясняя причину своего решения;

диалог-расспрос: сообщать фактическую информацию, отвечая на вопросы разных видов, выражать свое отношение к обсуждаемым фактам и событиям, запрашивать интересующую информацию, переходить с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот.

Данные умения диалогической речи развиваются в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках тематического содержания речи с использованием ключевых слов, речевых ситуаций или иллюстраций, фотографий с соблюдением норм речевого этикета.

Объем диалога - до 6 реплик со стороны каждого собеседника.

67.8.2.2.2. Монологическая речь.

Создание устных связных монологических высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи:

описание (предмета, местности, внешности и одежды человека), в том числе характеристика (черты характера реального человека или литературного персонажа);

повествование или сообщение;

рассуждение;

изложение (пересказ) основного содержания прочитанного или прослушанного текста;

краткое изложение результатов выполненной проектной работы.

Данные умения монологической речи развиваются в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках тематического содержания речи с использованием вопросов, ключевых слов, плана и (или) иллюстраций, фотографий, таблиц.

67.8.2.3. Чтение.

Развитие умения читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной или запрашиваемой информации, с полным пониманием содержания текста.

Чтение с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять тему или основную мысль, главные факты или события, прогнозировать содержание текста по заголовку или началу текста, последовательность главных фактов или событий, умение игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания, понимать интернациональные слова.

Чтение с пониманием нужной или запрашиваемой информации предполагает умение находить в прочитанном тексте и понимать запрашиваемую информацию.

Чтение с полным пониманием предполагает полное и точное понимание информации, представленной в тексте, в эксплицитной (явной) форме.

Чтение несплошных текстов (таблиц, схем) и понимание представленной в них информации.

Тексты для чтения: интервью, диалог (беседа), стихотворение, отрывок из художественного произведения, в том числе рассказа, отрывок из статьи научно-популярного характера, сообщение информационного характера, объявление, кулинарный рецепт, сообщение личного характера, несплошной текст (таблица).

Объем текста или текстов для чтения - до 350 слов.

67.8.2.4. Письменная речь.

Развитие умений письменной речи:

заполнение анкет и формуляров: сообщение о себе основных сведений;

написание электронного сообщения личного характера в соответствии с нормами неофициального общения. Объем письма - до 90 слов;

создание небольшого письменного высказывания с использованием образца, плана, таблицы;

составление плана прочитанного текста;

письменное выражение своего отношения к поступкам героев, к проблеме прочитанного текста;

написание краткой характеристики литературного персонажа.

Объем письменного высказывания - до 90 слов.

67.8.3. Языковые знания и навыки.

67.8.3.1. Орфография и пунктуация.

Правильное написание изученных слов.

Правильное использование знаков препинания: точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения, запятой в предложениях с однородными членами с сочинительными союзами, запятой в сложносочиненных предложениях.

Пунктуационно правильное, в соответствии с нормами речевого этикета, оформление электронного сообщения личного характера.

67.8.3.2. Фонетическая сторона речи.

Различение на слух и произнесение слов с соблюдением правильного ударения и фраз с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, чтение новых слов согласно основным правилам чтения.

Соблюдение интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Соблюдение интонации в сложносочиненных предложениях.

Чтение вслух небольших аутентичных текстов, построенных на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонации, демонстрирующее понимание текста.

Тексты для чтения вслух: диалог (беседа), рассказ, стихотворение, сообщение информационного характера, отрывок из статьи научно-популярного характера.

Объем текста для чтения вслух - до 100 слов.

67.8.3.3. Лексическая сторона речи.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи, с соблюдением существующей в удмуртском языке нормы лексической сочетаемости.

Объем около 1375 лексических единиц для продуктивного использования, включая 1193 лексических единиц, изученных ранее.

Образование сложных существительных: даур и кыл (легенда), ас и валан (самооценка), ас и 00003783.wmz (самочувствие), из и кар (крепость), нюр и мульы (клюква).

67.8.3.4. Грамматическая сторона речи.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи изученных морфологических форм и синтаксических конструкций удмуртского языка.

Простые и сложные предложения, различные коммуникативные типы предложений удмуртского языка.

Предложения с однородными членами с сочинительными союзами но (и), яке (или), оло (или), я (или).

Образование причастий и деепричастий.

Простые предложения, осложненные причастными и деепричастными оборотами.

Сложносочиненные предложения с противительными союзами нош (а), но (а, но, однако), ато (а то), с соединительным союзом но (и), с союзом собере (потом), с разделительными союзами я (то), оло (или), ато (а то), но (но).

Количественные числительные для обозначения больших чисел (до 1 000 000).

67.8.3.5. Социокультурные знания и умения.

Знание и использование отдельных социокультурных элементов речевого поведенческого этикета в рамках тематического содержания речи (в ситуациях общения, в том числе "После уроков", "Наши знаменитые спортсмены", "В мастерской у художника").

Знание и использование в устной и письменной речи наиболее употребительной тематической фоновой лексики и реалий в рамках тематического содержания.

Знакомство с выдающимися спортсменами Удмуртии, известными достопримечательностями города Сарапула, известными местами города Камбарки, районами Удмуртской Республики.

Знакомство с доступными в языковом отношении удмуртскими классическими детскими образцами поэзии и прозы:

стихотворениями Г.М. Мадьярова "Дышетскы сюлмысь" ("Учись старательно"), А.А. Кузнецовой "Дан но дун" ("Слава и цена"), В.В. Коткова "Милям туннэ кружокмы" ("Сегодня у нас кружок"), Г.С. Сабитова "Вераське Ижевск" ("Говорит Ижевск"), Г.А. Ходырева "Колоша" ("Галоша"), А.А. Ельцова "Ческыт чечы" ("Сладкий мед"), Ю.П. Байсаровой "Огазьын ми 00003784.wmz" ("Мы живем вместе");

отрывками из романа В.П. Михайлова "Ладилэн тубатъесыз" ("Ступеньки Лади"), рассказа "Беризь улын" ("Под липой") и повести "Шудо нунал" ("Счастливый день") Н.В. Васильева, книги олимпийской чемпионки Г.А. Кулаковой "Кому покоряется лыжня", произведения Н.А. Дуровой "Записки кавалерист-девицы", романа С.А. Самсонова "Выжыкыл 00003785.wmz та" ("Это не сказка"), трилогии И.Г. Гаврилова "00003786.wmz палъесын" ("В родных краях"), рассказа Г.А. Ходырева 00003787.wmz ката" ("Скрипучие ботинки"), сказки Л.Я. Малых 00003788.wmz кизили но пичи ныл" ("Танцующая звездочка и маленькая девочка"), рассказа И.М. Байметова "Быльырам синкыли" ("Навернувшиеся слезы");

отрывками художественных произведений коми, эрзя, татарских писателей на удмуртском языке и их художественным своеобразием;

манси народной легендой, коми народной песней "Паськыд гажа улича" ("Широка наша улица радости");

детскими удмуртскими журналами и газетами, радио- и телепередачами.

Знакомство с биографией удмуртских писателей Г.А. Ходырева, А.А. Ельцова, Л.Я. Малых, В.В. Коткова, Н.В. Васильева, С.А. Самонова, И.М. Байметова, знакомство с биографией и творчеством художника В.Н. Морозова.

Разучивание песен "Ой 00003789.wmz, чебер нылъес!" ("Ой вы, девушки-красавицы!") на слова Н.В. Васильева и музыку П.Н. Кубашева, "Нюлэскы ветлыкум..." ("Когда в лесах гуляю...") на слова А. Оки, музыку Г.А. Корепанова.

Развитие умений:

кратко представлять некоторые культурные явления: национальный праздник "Гербер" - праздник в честь окончания сева яровых, народный татарский праздник "Сабантуй", посвященный завершению весенне-полевых работ, народный русский праздник "Красная горка", традиции в проведении досуга и питании, наиболее известные достопримечательности финно-угорских регионов России: Марий Эл, Республики Коми, Республики Мордовия, Ханты-мансийского автономного округа;

кратко рассказывать о выдающихся людях Удмуртии (художниках, писателях, поэтах, спортсменах);

использовать пословицы и поговорки о дружбе в устной и письменной речи.

67.8.3.6. Компенсаторные умения.

Использование при чтении и аудировании языковой, в том числе контекстуальной, догадки, при непосредственном общении догадываться о значении незнакомых слов с помощью используемых собеседником жестов и мимики.

Переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов.

Использование при формулировании собственных высказываний ключевых слов, плана, схем.

Игнорирование информации, не являющейся необходимой для понимания основного содержания прочитанного или прослушанного текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации.

Сравнение (в том числе установление основания для сравнения) объектов, явлений, процессов, их элементов и основных функций в рамках изученной тематики.