Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

42.8. Содержание обучения в 7 классе

42.8. Содержание обучения в 7 классе.

42.8.1. Тематическое содержание речи.

Kuulumiset. Как дела? Повторение изученного ранее. Mielehini vuuvvenaika. Любимое время года. Лето - лучшее время года для отдыха. Отдых в городе, за городом, на море. Летние путешествия. Поход на природу. Воспоминания о лете. Petroskoi. Петрозаводск. Петрозаводск - столица Карелии. Достопримечательности Петрозаводска. Экскурсия по городу. 00002411.wmz. Рождество. Зима, зимняя погода. Зимние праздники. Рождество, карельские традиции празднования Рождества. Карельская калитка. Koti. Дом. Место жительства, адрес. Жизнь в городе в многоэтажном доме. Планировка квартиры. Мебель. Бытовая техника. Уборка квартиры. Piiteri. Санкт-Петербург. Санкт-Петербург - один из самых красивых городов России. Достопримечательности Санкт-Петербурга. Экскурсия по Санкт-Петербургу. Moskova. Москва. Москва - столица Российской Федерации. Достопримечательности Москвы. Московское метро. Экскурсия по Москве. Kalevala. Калевала. Элиас Леннрот - создатель эпической поэмы "Калевала". Переводы "Калевалы" на русский, карельский, вепсский и другие языки. Герои "Калевалы": Лемминкяйнен, Куллерво. Калевальские мифы о лосе. Miun 00002412.wmz. Мой день. Мой план на завтра. Распорядок дня. Здоровый образ жизни. Правильное питание. Lemmikki. Домашний любимец. Домашние животные. Уход за домашними питомцами. Животные - друзья человека. Mieleheni kirjailija ta 00002413.wmz kirja. Мой любимый писатель и его произведения. Мой любимый писатель. Моя любимая книга. Роль чтения в жизни человека.

42.8.2. Коммуникативные умения.

Говорение.

Развитие коммуникативных умений диалогической речи, а именно умений вести: диалог этикетного характера, диалог-побуждение к действию, диалог-расспрос, комбинированный диалог, включающий различные виды диалогов. Диалог этикетного характера: начинать, поддерживать и заканчивать разговор, вежливо переспрашивать, поздравлять с праздником, выражать пожелания и вежливо реагировать на поздравление, выражать благодарность, вежливо соглашаться на предложение (отказываться от предложения) собеседника, диалог-побуждение к действию: обращаться с просьбой, вежливо соглашаться (не соглашаться) выполнить просьбу, приглашать собеседника к совместной деятельности, вежливо соглашаться (не соглашаться) на предложение собеседника, объясняя причину своего решения, диалог-расспрос: сообщать фактическую информацию, отвечая на вопросы разных видов, выражать свое отношение к обсуждаемым фактам и событиям, запрашивать интересующую информацию, переходить с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот. Данные умения диалогической речи развиваются в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках тематического содержания речи с использованием ключевых слов, речевых ситуаций и (или) иллюстраций, фотографий с соблюдением норм речевого этикета. Объем диалога - до 6 реплик со стороны каждого собеседника. Развитие коммуникативных умений монологической речи: создание устных связных монологических высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи: - описание (предмета, местности, внешности и одежды человека), в том числе характеристика (черты характера реального человека или литературного персонажа), повествование (сообщение), изложение (пересказ) основного содержания прочитанного (прослушанного) текста, краткое изложение результатов выполненной проектной работы. Данные умения монологической речи развиваются в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках тематического содержания речи с использованием ключевых слов, планов, вопросов, таблиц и (или) иллюстраций, фотографий. Объем монологического высказывания - 8 - 9 фраз.

Аудирование.

При непосредственном общении: понимание на слух речи учителя и одноклассников и вербальная (невербальная) реакция на услышанное. При опосредованном общении: дальнейшее развитие восприятия и понимания на слух несложных аутентичных текстов, содержащих отдельные незнакомые слова, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации. Аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять основную тему/идею и главные факты (события) в воспринимаемом на слух тексте, игнорировать незнакомые слова, не существенные для понимания основного содержания. Аудирование с пониманием запрашиваемой информации предполагает умение выделять запрашиваемую информацию, представленную в эксплицитной (явной) форме, в воспринимаемом на слух тексте. Тексты для аудирования: диалог (беседа), высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, рассказ, сообщение информационного характера. Время звучания текста (текстов) для аудирования - до 1,5 минут.

Смысловое чтение.

Развитие умения читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной/запрашиваемой информации, с полным пониманием содержания текста. Чтение с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять тему (основную мысль), главные факты (события), прогнозировать содержание текста по заголовку (началу текста), последовательность главных фактов (событий), умение игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания, понимать интернациональные слова. Чтение с пониманием нужной/запрашиваемой информации предполагает умение находить в прочитанном тексте и понимать запрашиваемую информацию. Чтение с полным пониманием предполагает полное и точное понимание информации, представленной в тексте, в эксплицитной (явной) форме. Чтение несплошных текстов (таблиц, диаграмм) и понимание представленной в них информации. Тексты для чтения: интервью, диалог (беседа), отрывок из художественного произведения, в том числе рассказ, отрывок из статьи научно-популярного характера, сообщение информационного характера, объявление, кулинарный рецепт, сообщение личного характера, стихотворение, несплошной текст (таблица, диаграмма). Объем текста (текстов) для чтения - до 350 слов.

Письменная речь.

Развитие умений письменной речи: списывание текста и выписывание из него слов, словосочетаний, предложений в соответствии с решаемой коммуникативной задачей, составление плана прочитанного текста, заполнение анкет и формуляров: сообщение о себе основных сведений, написание электронного сообщения личного характера: сообщать краткие сведения о себе, расспрашивать друга (подругу) по переписке о его (ее) увлечениях, выражать благодарность, винение, просьбу, оформлять обращение, завершающую фразу и подпись в соответствии с нормами неофициального общения. Объем письма - до 90 слов, создание небольшого письменного высказывания с использованием образца, плана, таблицы. Объем письменного высказывания - до 90 слов.

42.8.3. Языковые знания и умения.

Фонетическая сторона речи.

Различение на слух, без фонематических ошибок, ведущих к сбою в коммуникации, произнесение слов с соблюдением правильного ударения и фраз с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, чтение новых слов согласно основным правилам чтения. Чтение вслух небольших аутентичных текстов, построенных на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонации, демонстрирующее понимание текста. Тексты для чтения вслух: диалог (беседа), рассказ, сообщение информационного характера, отрывок из статьи научно-популярного характера. Объем текста для чтения вслух - до 100 слов.

Графика, орфография и пунктуация.

Правильное написание изученных слов. Правильное использование знаков препинания: точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения, запятой при перечислении и обращении. Пунктуационно правильное, в соответствии с нормами речевого этикета, оформление электронного сообщения личного характера.

Лексическая сторона речи.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи, с соблюдением существующей в карельском языке (собственно карельское наречие) нормы лексической сочетаемости. Распознавание и употребление в устной и письменной речи различных средств связи для обеспечения логичности и целостности высказывания. Объем - 900 лексических единиц для продуктивного использования (включая 750 лексических единиц, изученных ранее) и 1000 лексических единиц для рецептивного усвоения (включая 900 лексических единиц продуктивного минимума). Основные способы словообразования: аффиксация, словосложение. Многозначные лексические единицы. Синонимы. Антонимы. Интернациональные слова. Наиболее частотные фразовые глаголы.

Грамматическая сторона речи.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи изученных морфологических форм и синтаксических конструкций карельского языка. Основные коммуникативные типы простых предложений в карельском языке: повествовательное, побудительное, вопросительное (общий вопрос, специальные вопросы, альтернативный вопрос). Утвердительные и отрицательные предложения. Восклицательные предложения. Основные структурно-семантические типы простых предложений в карельском языке: интранзитивное предложение, транзитивное предложение, посессивная конструкция, экзистенциальное предложение, результативная конструкция с транслативом, предикативное предложение, предложения с семантикой состояния. Сложносочиненные предложения. Сложноподчиненное предложение (главное предложение, придаточное предложение в функции подлежащего, придаточное предложение в функции определения, придаточное предложение в функции объекта, придаточное предложение в функции обстоятельства). Двусоставные и односоставные предложения, типы односоставных предложений в карельском языке: определенно-личные односоставные предложения, конструкция долженствования. Предложения с прямым порядком слов, предложения с инверсией. Полные и неполные предложения. Простые предложения со сказуемым, выраженным личной формой глагола. Предложения с существительным, местоимением в функции подлежащего. Предложения с номинативом и партитивом грамматического субъекта, придаточным предложением в функции субъекта. Согласование подлежащего и сказуемого в лице и числе, случаи отсутствия согласования подлежащего и сказуемого в лице и числе. Согласованное определение, неизменяемые прилагательные в функции определения, генитивное определение, аппозитивное определение, определение в форме внутренне- или внешне-местного падежа, инфинитивное определение. Объект в аккузативе без окончания (номинативе) в утвердительных предложениях с императивом, аккузативе без окончания (номинативе) в утвердительных неопределенно-личных предложениях, аккузативе с окончанием (генитиве), аккузативе множественного числа (номинативе). Партитив объекта, выраженного вещественным существительным, партитив объекта в отрицательных предложениях. Обстоятельство в форме внешне- и внутренне-местного падежа, обстоятельство, выраженное наречием, конструкциями с предлогами и послелогами, обстоятельство в форме эссива и транслатива. Части речи: именные части речи (существительные, прилагательные, местоимения, числительные), глаголы, наречия, предлоги и послелоги, союзы. Различные типы склонения имен, одноосновные и двуосновные имена, гласная и согласная основа. Падежные формы имен в единственном и множественном числе (существительные, прилагательные, местоимения), словоизменительные суффиксы в карельском языке: формообразующие суффиксы и окончания, показатель множественного числа в формах косвенных падежей. Чередование кратких гласных основы слова, чередование дифтонгов основы слова, чередование ступеней согласных в основе слова, сильная ступень чередования согласных перед притяжательными суффиксами в единственном числе и слова с обратным чередованием. Указательные, вопросительные, относительные, определительные, отрицательные, неопределенные местоимения, возвратное местоимение. Склонение местоимений. Степени сравнения прилагательных (компаратив, суперлатив), склонение прилагательных в форме компаратива и суперлатива (единственного и множественного числа). Утвердительные и отрицательные формы презенса от одноосновных и двуосновных глаголов. Утвердительные и отрицательные формы имперфекта от одноосновных и двуосновных глаголов, чередование конечных гласных основы в одноосновных глаголах перед показателем имперфекта -i. Утвердительные и отрицательные формы перфекта от одноосновных и двуосновных глаголов. Утвердительные и отрицательные формы будущего времени. Формы повелительного наклонения глаголов - императива (утвердительные и отрицательные формы 2, 3 лица единственного числа и 1, 2, 3 лица множественного числа). Утвердительные и отрицательные формы одноосновных и двуосновных глаголов различных наклонений: изъявительное наклонение (индикатив), условное наклонение (кондиционал). Формы I, II причастия актива одноосновных и двуосновных глаголов. Формы неопределенного лица: в основном значении; в функции побуждения к действию. Формы инфинитивов: I инфинитив, формы иллатива, инессива, элатива III инфинитива от одноосновных и двуосновных глаголов. Управление глаголов. Формы порядковых и количественных числительных: количественные числительные от 100 до 1 000 000 и их склонение, порядковые числительные и их склонение. Наречия места, времени, образа действия, меры, причины и цели, а также наречия модального характера. Предлоги и послелоги. Союзы.

42.8.4. Социокультурные знания и умения.

Знание и использование отдельных социокультурных элементов речевого поведенческого этикета в рамках тематического содержания. Знание и использование в устной и письменной речи наиболее употребительной тематической фоновой лексики и реалий в рамках отобранного тематического содержания (основные национальные праздники, традиции в питании и проведении досуга, система образования). Социокультурный портрет родной страны и Республики Карелия: знакомство с традициями проведения основных национальных праздников (Рождества, Нового года, Дня матери и других), с особенностями образа жизни и культуры (известными достопримечательностями, некоторыми выдающимися людьми). Развитие умений: писать свои имя и фамилию, а также имена и фамилии своих родственников и друзей на карельском языке (собственно карельское наречие), правильно оформлять свой адрес на карельском языке (собственно карельское наречие) (в анкете), правильно оформлять электронное сообщение личного характера в соответствии с нормами неофициального общения, кратко представлять Россию и Республику (основные национальные праздники, наиболее известные достопримечательности, традиции в проведении досуга и питании), кратко рассказывать о выдающихся людях родной страны и Республики Карелия (ученых, писателях, поэтах, спортсменах), оказывать помощь гостям в ситуациях повседневного общения (объяснить местонахождение объекта и другие ситуации).

42.8.5. Компенсаторные умения.

Использование при чтении и аудировании языковой, в том числе контекстуальной, догадки, при непосредственном общении догадываться о значении незнакомых слов с помощью используемых собеседником жестов и мимики. Переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов. Использование при формулировании собственных высказываний ключевых слов, плана. Игнорирование информации, не являющейся необходимой для понимания основного содержания прочитанного/прослушанного текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации. Сравнение (в том числе установление основания для сравнения) объектов, явлений, процессов, их элементов и основных функций в рамках изученной тематики.