Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

99.8. Содержание обучения в 7 классе

99.8. Содержание обучения в 7 классе.

99.8.1. Введение. "Обращение к молодому поколению". Литература как словесное искусство и как учебный предмет. Человек как главный объект изображения в художественной литературе. Связь фольклора и литературы. Роль устного народного творчества в становлении письменной кабардино-черкесской литературы.

99.8.2. Адыгский фольклор.

99.8.2.1. Нартские сказания. Циклы, сюжеты, герои. "Сосрыкъуэщ нарт пашэр..." ("Первая чаша Сосруко"), "Ашэмэз и бжьэмийр" ("Свирель Ашамаза"), "Бэдынокъуэ чынтым зэрезэуар" ("Как Бадыноко чинтов сразил"). Сходства и различия героев в песнях и сказаниях о Сосруко, Бадыноко и Ашамазе. Отношение нартов к Сосруко, Бадыноко и Ашамазу. Элементы волшебства в песнях об Ашамазе.

99.8.2.2. Народные исторические песни. Виды народных песен. "Щолэхъупщ и уэрэд" ("Песня о Шолахупше"), "Шэджэмокъуэ Хьэсанш и уэрэд" ("Песнь о Шаджамоко Хасанше").

99.8.2.3. "Адыгэ хъуэхъухэр" ("Адыгские здравицы") как часть адыгского фольклора, их место в жизни народа. Тематика здравиц. Композиция здравиц. Средства художественной выразительности в адыгских здравицах. Особенности здравиц, заканчивающихся проклятиями. Благопожелания, приветствия, слова благодарности адыгов.

99.8.3. Кабардино-черкесская литература XX века

Т.М. Керашев. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ "ГъащIэм и дерс" ("Уроки жизни"). Главная мысль рассказа, выявление особенностей сюжета рассказа. Ирония и юмор в рассказе.

А.П. Кешоков. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Стихотворения "Кхъужьей къудамэ" ("Ветка груши"), "Гъэмахуэ уэшх" ("Летний дождь"), "Мывалъэ щIыпIэу дапщэ щыIэ..." ("Сколько каменистых мест...") (по выбору).

А.О. Шогенцуков. Краткие сведения о жизни и творчестве поэта. Стихотворения "Анэдэлъхубзэ" ("Родной язык"), "Дыгъэр итщ уафэгум" ("Солнце на небосклоне"), "ГъащIэм и IэфIыгъэ" ("Жизни тепло") "Си щIыналъэ" ("Мой край"), "Iуащхьэмахуэ" ("Ошхамахо"). Стихотворения о природе. Красота родного края глазами автора. Величие вершины Эльбруса в стихотворении. Духовное напутствие молодежи. Художественно-изобразительные средства для создания образа родного края.

З.М. Налоев. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Баллада "ЦIыху напэ" ("Человеческая совесть"). Сила внутренней, духовной красоты человека в балладе. Образ главного героя как олицетворение мужества, человечности. Тема совести и чести в балладе. Авторская позиция и способы его выражения. Образ ведьмы и ее роль для выражения основной мысли баллады. Язык баллады.

М.М. Кармоков. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ "ЩIакхъуэ Iыхьэ" ("Кусок хлеба"). Отношение молодежи к хлебу. Воспитание трепетного отношения к хлебу. Духовное напутствие молодежи. Роль иносказания в произведении.

Х.Х. Хапсироков. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Повесть "Имыхабзэу щыуащ" ("Случайная ошибка"). Тема и основная мысль произведения. Патриотический пафос рассказа. Осуждение предательства. Средства художественной выразительности и их роль в произведении.

Х.М. Братов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Повесть "Лъэпкъым и къуэпсхэр" ("Родственные узы") (отрывок из повести). Своеобразие повести. Взаимоотношения в семье. Основная тема и образы героев. Нравственные и социальные проблемы в повести, душевная красота черкешенки. Изображение жестокости войны. Тема справедливости, подвига, долга.

И.Ш. Машбаш. Стихотворение "Адыгэ цей" ("Черкеска"). Тема стихотворения и основная мысль. Ассоциация национальной формы и достоинства. Верность традициям, истории костюма. Стихотворения "НасыпыфIэу хэт къэплъытэр?" ("Кого ты считаешь счастливым?)", "МахуэщIэ" ("Новый день").

Х.Т. Шекихачев. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ "Къуэрылъху" ("Внук"). Тема, сюжет, язык рассказа. Воспитание уважительного отношения к родителям. Нравственные взаимоотношения в семье как проявление культуры народа.

З.М. Тхагазитов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Стихотворение "Гъатхэ" ("Весна"). Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Стихотворение "Адыгэ пшынэ" ("Адыгская гармошка"). Гармонь как культурное наследие адыгов. Воспевание народного музыкального инструмента в стихотворении.

К.М. Эльгаров. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ "Псы къиуа" ("Половодье"). Тема и основная мысль произведения. Система образов в произведении. Героический поступок матери. Композиция и язык рассказа.

М.И. Мижаев. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Новелла "Пщэху" ("Белошейка") (кличка собаки). Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, жестокость героя. Гуманистический пафос произведения. Изображение природы и труда человека в новелле. Противопоставление как способ выражения авторской позиции. Проблема нравственности. Психологический образ главного героя. Образное представление людей и животных.

С.Г. Хахов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Стихотворения "ЦIыхухэр зауэм щыужынт..." ("Отвыкнули бы люди от войны..."), "Къурш псынэм и уэрэд" ("Песня горного родничка"). Тема любви к родному краю. Национальный колорит стихотворения. Философский смысл в изображении горного родника. Потенциал стихотворения для воспитания бережного отношения к окружающей среде. Призыв к душевной чистоте, подобной чистому роднику.

М.Г. Анзоров. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Повесть "Атэлыкъым и лъэужьыр" ("Наследство Аталыка"). Сюжет и композиция произведения. Образы героев. Место устного народного творчества в произведении.

Б.Б. Мазихов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Новелла "Дыгъэр зэрыункIыфIар" ("Как погасло солнце") (возможна замена другим произведением). Дети и взрослые в новелле. Тема доброты, ее проявление в жизни взрослых и детей.

99.8.4. Литература адыгского зарубежья.

М.Х. Кумук. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ "Сабийхэр щым щыхъум..." ("Когда дети затихают..."). Отображение в рассказе восприятия детьми горечи жизни на чужбине. Взаимоотношения детей между собой, детей и учителя. Композиция и язык рассказа.

99.8.5. Литература в переводе.

И.И. Кашежева. Стихотворения "Уэ гъэмахуэр къэсам укъысIуощIэ" ("Ты весною исходишь садами") (перевод А. Бицуева), "Лэкъум сигу къохьэ, адыгэ лэкъум" ("Хочу лакума, пахнущего детством"), "АдыгэлIым и лIыгъэ" ("Мужество адыга").

99.8.6. Литература современных авторов.

А.М. Бицуев. Краткие сведения о жизни и творчестве поэта. Стихотворение "Си анэдэлъхубзэ" ("Мой родной язык"). Родной язык как духовная опора человека. Способы выражения любви к родному языку. Связь языка и жизни народа в стихотворении. Стихотворение "Абыхэм ящIэрт я псэр щIатыр" ("Они понимали, за что жизнь отдавали"). Авторская позиция.

А.П. Оразаев. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Стихотворения "НэгъуэщI насыпу сыт сыхуей" ("Другого счастья и не нужно"), "Пщэдджыжьым" ("Ранним утром"). Лирический герой. Слияние в его душе любви к малой родине и ко всему миру. Призыв к сохранению окружающей красоты, доставшейся от отцов.

М.Х. Бемурзов. Краткие сведения о жизни и творчестве поэта. Стихотворения "Къуршыбгъэхэр щохуарзэ уэгум лъагэу" ("Орлы парят высоко в небе"), "ЛъэIу" ("Мольба"). Лирический герой, призывающий к верности национальным традициям, памяти предков, к уважительному отношению других народов.

А.Х. Мукожев. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Стихотворение "Псалъэ жагъуэ" ("Обидное слово"). Тема трепетного отношения к матери. Осознание своей вины как возможность ее искупления. Стихотворение "СогъэщIагъуэ" ("Удивляюсь").

99.8.7. Теория литературы.

Понятия о гиперболе и литоте.

Народные исторические песни. Виды народных песен. Художественно-изобразительные средства в народных песнях.

Ирония и юмор, их роль в художественном произведении.

Развитие понятия о стихотворных размерах (дактиль, амфибрахий, анапест). Развитие навыка работы со стихотворным текстом.

Баллада, ее отличие от сюжетного стихотворения.

Сюжет и композиция произведения.

Писатели-анималисты.

Повесть. Основные особенности этого жанра.

Первоначальное понятие о новелле. Ее отличие от очерка и рассказа.