Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

85.7. Содержание обучения в 6 классе

85.7. Содержание обучения в 6 классе.

85.7.1. Коммуникативные умения.

Формирование умения общаться в устной и письменной форме, используя рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности в рамках тематического содержания речи.

Тема "Мин туспунан" ("Моя биография").

Тема "Мин иллээх дьиэ кэргэним" ("Моя дружная семья"): "Мин 00005528.png" ("Мои предки"), "Мин дьонум дьарыктара" ("Занятия моих родных").

Тема "Мин иллэн кэмим" ("Мое свободное время"): "Мин 00005529.png дьарыгым" ("Мое увлечение"), "Мин спордунан дьарыктанабын" ("Спорт").

Тема "Саха сирин кэрэтэ" ("Красоты Якутии"): "Саха сирэ-мин дойдум" ("Моя Родина - Якутия").

Тема "Саха сирин куораттара" ("Города Якутии").

Тема "Саха сирин 00005530.png уратыта" ("Природа Якутии").

Тема "00005531.png дойдубут сирин - уотун уратыта (хайалар, 00005532.png)" ("Наша Родина: горы, реки").

Тема "Саха сирин - ытык сирдэрэ" ("Священные места Якутии"): 00005533.png ("Ленские столбы").

Тема "Мин сайдар эйгэм" ("Среда развития"): "Саха сирин музейдара" ("Музеи Якутии"), 00005534.png ("В библиотеке"). "Спортивнай тутуулар" ("Спортивные сооружения").

Тема "Мин алтыhар эйгэм" ("Мое пространство"). "Киhи" ("Человек").

Тема "Киhи тас 00005535.png" ("Внешность человека").

Тема "Киhи сиэрэ - майгыта" ("Характер человека").

Тема "Мин 00005536.png" ("Мой друг"). "Интернет эйгэтэ" ("Интернет").

Тема "Мин уонна Аан дойду" ("Я и моя страна"): "Россия - мин дойдум" ("Россия - моя страна"), "Москва - Россия киин куората" ("Москва - столица России"), "Саха сирэ" ("Якутия)".

Тема "Мин олорор эйгэм" ("Мое окружение"): 00005537.png ("В кино"), 00005538.png ("На почте"), 00005539.png ("В больнице. В аптеке").

Тема "Бырайыактыыр 00005540.png" ("Проектная деятельность").

85.7.1.1. Говорение.

Диалогическая речь. Правила речевого этикета (умения приветствовать, поздравлять, благодарить, просить о помощи, выражать готовность помочь, давать советы, принимать или не принимать советы, начинать поддерживать и заканчивать диалог).

Синтагматичность речи, произношение слов с удвоенными согласными, слов с долгими гласными, слов с дифтонгами, правильная интонация.

Эмоциональная оценка (удивление, радость, восхищение, одобрение, огорчение).

Монологическая речь. Рассказ по изученной теме в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, рассказ с использованием текста, речевого образца, ключевых слов.

Описание человека или литературного персонажа;

Передача содержания прочитанного текста с использованием вопросов, определенных клише.

Выступление с результатами проектной работы.

85.7.1.2. Аудирование.

Понимание речи учителя, небольших текстов или сообщений на изучаемом речевом материале (как при непосредственном общении, так и при восприятии аудио-, видеозаписи).

Определение основной мысли высказывания.

Различение на слух разных типов текста (диалоги, телефонные разговоры, прогноз погоды).

Догадка о значении звучащего слова с использованием контекста или созвучия.

85.7.1.3. Смысловое чтение.

Ритмико-интонационное оформление основных коммуникативных типов предложений.

Аутентичные тексты разных жанров и типов с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание, в зависимости от цели или вида чтения (с пониманием основного содержания, с извлечением конкретной информации). Объем текстов для чтения - 80 - 90 (160 - 180) слов.

Догадка о значении незнакомых слов по знакомым словообразовательным элементам, по контексту, иллюстрации.

Различные стратегии чтения (чтение с общим пониманием, чтение с детальным пониманием, чтение с целью нахождения необходимой информации).

Работа с печатными текстами разных типов и жанров.

Поиск значения незнакомых слов в двуязычном словаре учебного пособия.

85.7.1.4. Письменная речь.

Развитие письменной речи на базе умений, сформированных на уровне начального общего образования:

списывание текста и выписывание из него слов, словосочетаний, предложений в соответствии с решаемой коммуникативной задачей, написание коротких поздравлений с праздниками (Новым годом, днем рождения);

заполнение анкет и формуляров: сообщение о себе основных сведений в соответствии с нормами, принятыми в республике изучаемого языка;

написание электронного сообщения личного характера: сообщение кратких сведений о себе, оформление обращения, завершающей фразы и подписи в соответствии с нормами неофициального общения, принятыми в республике.

Объем сообщения - до 30 слов.

85.7.2. Языковые знания и умения.

85.7.2.1. Фонетическая сторона речи.

Различение слух, без ошибок, ведущих к сбою в коммуникации, произнесение слов с соблюдением правильного ударения и фраз с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, в том числе отсутствия фразового ударения на служебных словах, чтение новых слов согласно основным правилам чтения.

Чтение вслух небольших адаптированных аутентичных текстов, построенных на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонации, демонстрирующее понимание текста.

Тексты для чтения вслух: беседа или диалог, рассказ, отрывок из статьи научно-популярного характера, сообщение информационного характера. Объем текста для чтения вслух - до 80 слов.

85.7.2.2. Графика, орфография и пунктуация.

Правильное написание изученных слов.

Правильное использование знаков препинания: точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения, запятой при перечислении и обращении, апострофа. Пунктуационно правильное, в соответствии с нормами речевого этикета, оформление электронного сообщения личного характера.

85.7.2.3. Лексическая сторона речи.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи, с соблюдением существующей в языке саха нормы лексической сочетаемости.

Объем изучаемой лексики: 300 лексических единиц для продуктивного использования и 400 лексических единиц для рецептивного усвоения (включая 300 лексических единиц продуктивного минимума).

Аффиксальный, синтаксический способы словообразования (наиболее продуктивным является первый, к последнему относятся сочетания слов, образующие неделимое смысловое единство, выражающие одно понятие и являющиеся одной лексической единицей).

85.7.2.4. Грамматическая сторона речи.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи изученных морфологических форм и синтаксических конструкций саха языка. Якутские звуки и произношение слов, словосочетаний, предложений в текстах.

Особенности конструкции предложений и текста.

Формы послелогов, основных и вспомогательных частей речи.

Типы предложений, их сравнение с предложениями в русском языке.

Образование определенных форм слов и словосочетаний, использование различных окончаний.

Глагол настоящего времени. Имя существительное. Притяжательное имя.

Глагол прошедшего времени (давно прошедшее, недавно прошедшее время).

Имя прилагательное. Исконные прилагательные и производные прилагательные;

Окончание прилагательных (улахан, кэрэ, туhалаах, эмтээх).

Образование прилагательного с аффиксом -лаах.

Образование прилагательных с помощью окончания -лаах.

Парные слова.

Глагол настоящего и прошедшего времени (баар, 00005541.png, сайдар).

Имя числительное.

Парные слова.

Наречие.

Местоимение. Виды местоимений. Изменение по падежам.

Единственное и множественное число.

Разновидности окончаний имени существительного. Союзы.

85.7.3. Социокультурные знания и умения.

Использование социокультурных элементов речевого поведенческого этикета в рамках тематического содержания (в ситуациях общения, в том числе по темам "В семье", "В школе").

Использование в устной и письменной речи наиболее употребительной тематической фоновой лексики и реалий в рамках отобранного тематического содержания (некоторые национальные праздники, традиции в проведении досуга и питании).

Знание социокультурного портрета родной республики: знакомство с традициями проведения основных национальных праздников (День Республики Саха (Якутия), Ысыах), с особенностями образа жизни и культуры республики (достопримечательности, выдающиеся люди), с доступными в языковом отношении образцами детской поэзии и прозы на языке саха.

Правописание имен собственных, топонимов.

Краткое представление родного края, некоторых культурных явлений (основные национальные праздники, традиции в проведении досуга и питании).

85.7.4. Компенсаторные умения.

Использование при чтении и аудировании языковой, в том числе контекстуальной, догадки. Использование при формулировании собственных высказываний ключевых слов, плана.

Игнорирование информации, не являющейся необходимой для понимания основного содержания, прочитанного или прослушанного текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации.