Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

91.11. Планируемые результаты освоения программы по родной (балкарской) литературе на уровне основного общего образования

91.11. Планируемые результаты освоения программы по родной (балкарской) литературе на уровне основного общего образования.

91.11.1. В результате изучения родной (балкарской) литературы на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, понимание роли различных социальных институтов в жизни человека, представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с использованием примеров из родной (балкарской) литературы;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с использованием примеров из литературы, активное участие в самоуправлении в образовательной организации, готовность к участию в гуманитарной деятельности;

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного (балкарского) языка и родной (балкарской) литературы, истории, культуры Российской Федерации, своего края в контексте изучения произведений балкарской литературы, а также литератур народов Российской Федерации;

ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях;

уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в балкарской литературе;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;

готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;

активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;

осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;

стремление к самовыражению в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического, психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений, умение управлять собственным эмоциональным состоянием, сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений;

осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;

готовность адаптироваться в профессиональной среде, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений балкарского фольклора и литературы, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы;

осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной среды, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с использованием изученных и самостоятельно прочитанных литературных произведений;

овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;

овладение основными навыками исследовательской деятельности с учетом специфики литературного образования, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;

9) обеспечение адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды, изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;

способность во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других, способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;

умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;

умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в произошедшей ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

91.11.2. В результате изучения родной (балкарской) литературы на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

91.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и другие) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса);

устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;

с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы об их взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев).

91.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.

91.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

оценивать надежность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.

91.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения, в ходе учебного диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание общения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

91.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображенные в художественной литературе;

ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;

проводить выбор и брать ответственность за решение.

91.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в литературном образовании;

давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;

учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, находить позитивное в произошедшей ситуации;

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей, оценивать соответствие результата цели и условиям;

различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций;

ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы;

регулировать способ выражения своих эмоций;

осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев;

признавать свое право на ошибку и такое же право другого;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость себе и другим;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

91.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках родной (балкарской) литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы на уроке родной (балкарской) литературы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, "мозговые штурмы" и иные);

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным участниками взаимодействия на литературных занятиях;

сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.

91.11.3. Предметные результаты изучения родной (балкарской) литературы. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:

понимать роль балкарской литературы для сохранения и передачи духовно-нравственных ценностей балкарской культуры и языка, осознавать важность чтения для собственного развития;

различать основные жанры фольклора и художественной литературы (пословица, поговорка, загадка, суеверия (ырысла), благопожелания, сказка, рассказ, в том числе юмористический, повесть, стихотворение, басня), отличать прозаические тексты от поэтических;

анализировать литературное произведение: определять род, жанр, формулировать тему и идею, определять в произведении фабулу, характеризовать сюжет и композицию, находить изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, олицетворение, сравнение), понимать их роль в раскрытии содержания произведения;

характеризовать и сопоставлять героев, рассуждать о героях и проблематике произведений, обосновывать свои суждения с использованием текста;

понимать связь литературных произведений со временем их написания, выявлять отраженные в литературных произведениях нравственные ценности, их общность с произведениями других народов;

читать выразительно и наизусть стихотворные произведения, определять ритм и рифму, использовать разные виды чтения, пересказывать прозаические произведения или их отрывки;

участвовать в диалоге о прочитанном, формулировать и выражать (устно и письменно) собственное отношение к прочитанному, аргументируя высказывание фрагментами из текста.

91.11.4. Предметные результаты изучения родной (балкарской) литературы. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:

понимать духовно-нравственную ценность балкарской литературы в воспитании любви к Родине, родному краю, к балкарской национальной культуре и языку;

различать основные жанры фольклора и художественной литературы (миф, легенда, нартский эпос, песня, очерк, новелла, повесть, стихотворение), выделять их основные признаки, обосновывать свои суждения;

анализировать литературное произведение: определять род, жанр, формулировать тему и идею, выявлять особенности сюжета и композиции, находить изобразительно-выразительные средства языка (гипербола), определять авторскую позицию в тексте;

характеризовать героя произведения, создавать его словесный портрет на основе авторского описания и художественных деталей, оценивать его поступки, сравнивать героев одного или нескольких произведений;

составлять простой план художественного произведения (или фрагмента), в том числе цитатный, и использовать его для пересказа;

читать выразительно и наизусть стихотворные произведения, выделять строфу, использовать разные виды чтения;

давать развернутый устный и письменный ответ на вопрос, связанный со знанием и пониманием литературного произведения, участвовать в учебном диалоге о прочитанном, использовать освоенные теоретико-литературные понятия в процессе обсуждения произведения.

91.11.5. Предметные результаты изучения родной (балкарской) литературы. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:

определять общечеловеческие ценности, отраженные в балкарской литературе, выявлять связь балкарской литературы и культуры с произведениями и культурами других народов;

проводить смысловой и эстетический анализ произведений балкарского фольклора и литературы, воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное;

анализировать произведение в единстве формы и содержания: определять род, жанр, тему и идею произведения, выявлять проблематику и основной конфликт произведения, особенности сюжета и композиции,

различать позицию героя и авторскую позицию, характеризовать героев произведения (внешний облик, внутренние качества, поступки и отношения с другими персонажами) и их роль в развитии сюжета, приводить сравнительные характеристики героев одного или нескольких произведений;

составлять сложный план художественного произведения (или фрагмента) и использовать его для пересказа;

читать выразительно и наизусть стихотворные произведения, передавать в ходе чтения настроение автора, выражать собственные впечатления от лирического произведения;

отвечать на вопросы по прочитанному произведению и самостоятельно формулировать вопросы к тексту, создавать устные и письменные высказывания, творческие работы, используя в своей речи художественные приемы и освоенные теоретико-литературные понятия (литературный герой, лирический герой, речевая характеристика, эпитет, гипербола, метафора, композиция и сюжет);

91.11.6. Предметные результаты изучения родной (балкарской) литературы. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:

понимать важность чтения и изучения произведений балкарского фольклора и литературы как способа познания мира и окружающей действительности, истории и культуры балкарского народа;

проводить смысловой и эстетический анализ произведений балкарского фольклора и литературы, воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное, объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений, выявлять языковые особенности художественного произведения, поэтической и прозаической речи, находить основные изобразительно-выразительные средства;

анализировать произведение в единстве формы и содержания: определять род, жанр, тему и идею произведения, выявлять проблематику и основной конфликт произведения, характеризовать особенности построения сюжета и композиции, определять стадии развития действия в эпическом и драматическом произведении, сопоставлять темы, идеи, сюжеты и отдельные эпизоды эпических произведений;

характеризовать образ лирического и лиро-эпического героя, приводить их сравнительные характеристики, оценивать систему образов в произведениях разных жанров, определять авторское отношение к героям и описанным событиям, сравнивать авторскую позицию со своей;

определять тематические и жанровые особенности народных песен, сравнивать тематику и композицию народных песен;

соотносить содержание и проблематику художественных произведений со временем их написания и отображенной в них эпохой, привлекая необходимые знания по истории;

участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, соотносить собственную позицию с позицией автора и позициями участников диалога, давать аргументированную оценку прочитанному;

оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других видов искусства.

91.11.7. Предметные результаты изучения родной (балкарской) литературы. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:

понимать роль балкарской литературы в формировании гражданственности и патриотизма, уважения к своей Родине и ее героической истории, укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;

понимать условность художественной картины мира, отраженной в литературных произведениях, с учетом неоднозначности заложенных в них художественных смыслов;

различать основные жанры фольклора и художественной литературы (сонет, повесть, роман, драма, комедия, трагедия);

проводить смысловой и эстетический анализ произведений балкарского фольклора и литературы, воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать произведения разных жанров, объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений, выявлять языковые особенности художественного произведения, поэтической и прозаической речи, находить основные изобразительно-выразительные средства;

анализировать произведение в единстве формы и содержания: определять род, жанр, тему и идею произведения, выявлять проблематику и основной конфликт произведения, характеризовать особенности построения сюжета и композиции, выявлять и осмысливать формы авторской оценки героев, событий, характеризовать героев, приводить их сравнительные характеристики, использовать исторические сведения и факты при анализе содержания и проблематики произведения;

сопоставлять темы, идеи, сюжеты и отдельные эпизоды произведений, сопоставлять произведения (или фрагменты) родной (балкарской) литературы с произведениями других народов, выявлять их сходство и национальное своеобразие, аргументированно оценивать их;

участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, в учебной дискуссии на литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией автора и мнениями участников дискуссии, давать аргументированную оценку прочитанному, использовать освоенные теоретико-литературные понятия в процессе обсуждения произведения (литературный образ, художественный метод).