Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

114.7. Содержание обучения в 6 классе

114.7. Содержание обучения в 6 классе.

114.7.1. Устное народное творчество.

Сказки о великанах: "Вэрабук Вэсэй" ("Великан Вэрабук"). Волшебные сказки: "Вэсако' няхар" не ню" ("Три дочери старика"). Особенности сказок о великанах и волшебных сказок. Отражение в них веры народа в победу добра над злом. Осуждение лжи и ханжества. Художественные особенности сказок: язык, волшебные превращения. Большая физическая сила героя: смелость, смекалка, ум, находчивость. Сходства и различия сказок о великанах и волшебных сказок.

Ненецкие народные песни. Особенности песен, составленных мужчинами и женщинами. Отражение в песнях радости и печали, веры в победу и торжество справедливости. Язык народных песен: ритмичность и напевность. Собиратели и вторичные исполнители (первые исполнители - создатели этих песен), обеспечивающие долгую жизнь народному творчеству.

114.7.2. Литература ненецкого народа.

И.К. Вылка. Отражение в творчестве автора воспоминаний о тяжелой жизни ненцев на острове Новая Земля до Октябрьской революции до 1917 года. "00006142.png" ("Цинга") (отрывок) (повесть-легенда о духе болезни цинги). Картины тяжелой жизни людей на острове: голод и болезни. Гибель обитателей землянки, причины, вызывавшие скорую смерть людей на острове в условиях суровой зимы. Тайна сохранения в живых ненецкой женщины и малолетней девочки - секреты народной ненецкой медицины. Идейный замысел повести - знание основ народной медицины и милосердие. Реальное и фантастическое в повести. Образы литературных героев.

Л.П. Ненянг. Очерк "Депутат' небя" ("Мать депутата") (отрывок). Изображение в очерке-рассказе женщины-труженицы, женщины-матери.

В.Н. Ледков "Нярмодана хубта" ("Розовое утро") (отрывок из повести). Размышления писателя о счастливом детстве детей-северян. Своеобразие воспитательных нравственных начал жизни тундры, роль родной природы и многовекового опыта ненецкого народа и воспитании подрастающего поколения. Значение традиций ненецкого народа для определения молодежью ее жизненной позиции. Символический смысл названия произведения "Розовое утро". Сходство рождения нового человека и его детства с розовым утром восхода нового дня. Образы героев произведения: Василий и его родители. Языковые особенности произведения и их связь с особенностями обычаев и традиций ненцев.

00006143.png

А.И. Пичков. Стихотворение "Харта яда" ("Родина"). Размышления о родном крае и шепоте земли древнего чумовища - корней жизни поэта. Патриотический смысл стихотворения. Языковые особенности произведения: сравнения, идиоматические выражения. Совершенствование навыков выразительного чтения.

П.А. Явтысый "Невхы мядырма" ("Старое стойбище") (стихотворение из цикла стихов о войне из сборника "Дороги кочевий"). Тема Великой Отечественной войны. Совершенствование навыков выразительного чтения.

Г.А. Пуйко, стихотворение "Няби небяв" ("Вторая мать"). Всеобщая любовь к народному учителю и высокая оценка его труда. Роль учителя в выборе профессии и становлении человека. Смысл поэтических строчек: "Вторая мать ночей не спит, о нас... в горе и радости всегда рядом!"

В.А. Ханзерова. Рассказ "Лади хасавако" ("Мальчик Лади"). О жизни тундровых детей периода середины XX века, приехавших учиться в школу-интернат.

114.7.3. Теория литературы (основные понятия, требующие освоения).

Сказки о великанах, волшебные сказки, ненецкие народные песни (се), повесть - легенда, очерк, образ, пейзаж, изобразительно-выразительные средства языка, эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, гипербола, идиоматические выражения.