Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

52.10. Содержание обучения в 9 классе

52.10. Содержание обучения в 9 классе.

52.10.1. Закончилась трудовая четверть.

52.10.1.1. Содержание и ситуации для говорения.

Лето - время созревания плодов. Готовь сани летом... Хороший урожай. Один запомнившийся день лета. Отдохнув хорошо, садимся вновь за парты.

52.10.1.2. Лексика и речевые образцы.

Лагерь труда и отдыха, с утра до вечера, картофельное (свекольное) поле, во время отдыха, во время работы, никогда не забуду, косить сено, ворошить (сушить) сено, теперь, однажды, затем. Если не поливать, то ничего не вырастет. Когда каникулы закончатся, мы пойдем в школу.

52.10.1.3. Грамматический материал.

Способы обозначения времени (наречия времени, послелоги, деепричастия с суффиксами (-меке, -мешке, -шыла).

52.10.1.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.

Н. Лекайн "Саска 00003391.wmz жап" ("Время созревания плодов"). Биографический текст о Н. Лекайне.

52.10.2. Система образования.

52.10.2.1. Содержание и ситуации для говорения.

Первые школы в нашем крае. Братство святителя Гурия. Казанская Новокрещенская школа. Первая марийская школа. Просветители.

52.10.2.2. Лексика и речевые образцы.

Церковно-приходская школа, миссионеры, новокрещенская школа, братство святителя Гурия.

52.10.2.3. Произведения и лингвокраеведческий материал.

Материалы и тексты о системе образования в Марийском крае.

52.10.3. Роль техники в жизни человека.

52.10.3.1. Содержание и ситуации для говорения.

Роль техники в жизни современных людей. Будешь хорошо учиться - достигнешь успеха. На уроке информатики. Поволжский технологический университет. Требования современной армии.

52.10.3.2. Лексика и речевые образцы.

Внедрять в жизнь, важность, новые идеи, новые победы, проводить большие шаги, издавна, с давних пор, облегчить труд, разрабатывать программы.

52.10.3.3. Грамматический материал.

Союзы (садлан 00003392.wmz, садлан верч, тудлан верч).

52.10.3.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.

Текст о Поволжском государственном технологическом университете. А. Тимиркаев "Ученый тукым" ("Поколение ученых").

52.10.4. Марийские народные праздники. Праздники бывают разные. Государственные праздники Марий Эл.

52.10.4.1. Содержание и ситуации для говорения.

Марийские народные праздники. Пеледыш пайрем - праздник дружбы.

52.10.4.2. Лексика и речевые образцы.

По всей России, названия государственных праздников Марий Эл (День рождения Марий Эл, День марийской письменности, День национального героя), марийские народные праздники, религиозные праздники, праздник дружбы, проводится в ... месяце, красиво одевшись, держась за руки.

52.10.4.3. Произведения и лингвокраеведческий материал.

Тексты о марийских народных праздниках. Миклай Казаков. "Пеледыш пайрем" ("Праздник цветов").

52.10.5. Сернурский район.

52.10.5.1. Содержание и ситуации для говорения.

Сернурский район. Соседние районы. Известные люди сернурской стороны. К. Васин - человек с энциклопедическим умом.

52.10.5.2. Лексика и речевые образцы.

Взялся с настроением, литературная деятельность, отдать все силы, исторического жанра, связано с ..., народный писатель, уважаемый человек, исторические произведения.

52.10.5.3. Произведения и лингвокраеведческий материал: Материалы из газет и журналов. Биографический текст о К. Васине.

52.10.6. Молодое поколение.

52.10.6.1. Содержание и ситуации для говорения.

У каждого поколения свой облик. Что готовит нам будущее. Каким должен быть верный друг.

52.10.6.2. Лексика и речевые образцы.

Молодое поколение, молодой человек, из поколения в поколение, одного года, бесстрашное поколение, в новом веке, не нужно быть бессовестным, не умеющие ценить, не умеющие трудиться.

52.10.6.3. Грамматический материал: Отрицательные причастия с суффиксами: -дыме (-дымо, 00003393.wmz).

52.10.6.4. Произведения и лингвокраеведческий материал: Материалы из газет и журналов.

52.10.7. Марийский мир.

52.10.7.1. Содержание и ситуации для говорения.

Марий Эл - маленькая часть России. Марийский народ - древний народ. История и культура народа. Марийцы, живущие на просторах России. Отличия и сходства в традициях.

52.10.7.2. Лексика и речевые образцы.

Древний народ, в Свердловской, Кировской областях, на Татарской, Башкирской, Удмуртской земле, марийцы, живущие в Москве, Санкт-Петербурге. Марийский народ - трудолюбивый, гостеприимный.

52.10.7.3. Грамматический материал: Стили литературного языка. Синтаксическое отличие стилей.

52.10.7.4. Произведения и лингвокраеведческий материал: Материалы из газет и журналов. Материалы из журнала "Марийский мир".

52.10.8. Марийское телевидение и радио.

52.10.8.1. Содержание и ситуации для говорения.

Первые шаги. Я в роли диктора теле-, радиопрограммы. Известные ведущие. Любимая теле-, радиопередача.

52.10.8.2. Лексика и речевые образцы.

Проводить первые шаги, долгое время, люблю смотреть, люблю слушать, сообщить, новости, показывать по телевизору, детские передачи, юмор, выходить в эфир, завораживать. Названия передач на марийском языке.

52.10.8.3. Произведения и лингвокраеведческий материал.

Тексты о телевидении и радио. Материалы о газетах и журналах.

52.10.9. Йошкар-Ола - центр образования в Марий Эл.

52.10.9.1. Содержание и ситуации для говорения.

В мире профессий. Учебные заведения Йошкар-Олы. Роль учителей в жизни человека.

52.10.9.2. Лексика и речевые образцы.

Начальная школа, средняя школа, получить высшее образование, бакалавр, магистр, поступить учиться, после окончания школы, сдавать экзамены, в этом году, в следующем году, выбирать, куда-нибудь, пока не знаю, пока не могу сказать, еще не знаю.

52.10.9.3. Произведения и лингвокраеведческий материал.

Н. Ялкайн "Туныктышо" ("Учитель"), С. Чавайн "Элнет". Тексты об учителях, о династиях учителей.

52.10.10. Деревенский, городской быт. Сервис.

52.10.10.1. Содержание и ситуации для говорения.

Городская квартира и деревенский дом. Где жить лучше? Обстановка в доме. Куда что поставить (повесить, постелить). Молодой дизайнер, новоселье. Парикмахерская, обувная мастерская, ателье, мастерская по ремонту бытовой техники.

52.10.10.2. Лексика и речевые образцы.

Со всеми удобствами, горячая, холодная вода, идет по трубам, носить воду из колодца, топить печку, мыться в бане, стричь волосы, спроводить прическу, починить сапоги, заказать платье, ремонтировать телевизор.

52.10.10.3. Произведения и лингвокраеведческий материал: Тексты о жизни в деревне и городе.

52.10.11. Наступает весна.

52.10.11.1. Содержание и ситуации для говорения.

Нежнокрылая весна. Мама - близкий друг. Женщины приближали Победу. Роль женщины в современном мире.

52.10.11.2. Лексика и речевые образцы.

Добровольно идти на фронт, лечить солдат, заниматься общественной и политической деятельностью.

52.10.11.3. Грамматический материал.

Способы обозначения сравнение (сравнительный падеж, сочетания с послелогами гай, семын).

52.10.11.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.

В. Бояринова "00003394.wmz мо эн шерге?" ("Что в мире самое дорогое?"), А. Бик "Партизанка Ольга Тихомирова". Произведения о матери. Хвалебные высказывания о женщинах.

52.10.12. В гости к родственным народам.

52.10.12.1. Содержание и ситуации для говорения.

Далекая Финляндия, Эстония, Венгрия. Ждут нас. История и культура родственных народов. Готовимся в дальний путь. Составление анкеты. Исследования иностранных ученых о марийском языке и культуре народа мари.

52.10.12.2. Лексика и речевые образцы: Другая страна, далекая страна, Балтийское море, эстонский (финский, ...) народ, живут возле Балтийского моря. Финляндию называют суоми. На берегу Дуная расположен Будапешт.

Учитель сказал: "В июле мы с вами поедем на экскурсию в Эстонию".

52.10.12.3. Грамматический материал: Предложения с прямой речью.

52.10.12.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.

Материалы из газет и журналов.