Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

41.6. Содержание обучения в 5 классе

41.6. Содержание обучения в 5 классе.

41.6.1. Тематическое содержание речи.

Kerduamine. Повторение пройденного. 1 сентября - День знаний. Знакомство с новыми обучающимися. Заполнение анкеты обучающегося личными данными. Повторение изученного на уровне начального общего образования материала. Устный рассказ о себе, друге, члене семьи (имя, возраст, место жительства, внешность, характер, предпочтения). Дом, квартира, мебель. 00001165.wmz. 00001166.wmz. Школа. Летние каникулы. Школьные принадлежности. Ученики в классе, школьные товарищи. Школьный день (расписание, учебные предметы, занятия на уроках и переменах). Лето, виды летнего отдыха. Природа, поход в лес за грибами и ягодами. Matkustamine. Путешествие, туризм. Летние каникулы в деревне у бабушки и дедушки, помощь взрослым по хозяйству, рыбалка, грибная охота. Летний отдых на море. Лето в городе. Путешествие по Карелии: поездка на остров Кижи, водопад Кивач, в город Олонец на родину морозца Паккайне, в Киндасово. Sovat. Одежда. Выбор одежды в зависимости от погоды. Цвет и размер одежды. Женская и мужская одежда. Покупка одежды. Школьная форма. Традиционная карельская одежда. 00001167.wmz. Друг. Внешность и характер друга. День рождения друга с указанием даты, гороскоп, знаки Зодиака. Увлечения и хобби друга, свободное время, совместная деятельность. Talvi. Rastavu. Зима. Рождество. Зима в Карелии, зимняя погода. Природа зимой, звери и птицы в зимнем лесу. Зимние забавы. Календарные зимние праздники, Рождество. Hieru da linnu. Деревня и город. Жизнь в городе и за городом. Города и поселки на карте Карелии. История города Олонца - самого старого города Карелии. Петрозаводск - столица Карелии. Традиционный уклад жизни карельской деревни. Легенда о Видлице. Kalevala. Калевала. Элиас Леннрот - создатель "Калевалы". Карельские рунопевцы: Архиппа Перттунен. Калевальский размер. Герои "Калевалы": Вяйнямейнен, Илмаринен, Лемминкяйнен, Йоукахайнен, Куллерво, Айно, Лоухи. История чудесной мельницы Сампо. Создание кантеле. Pereh. Семья. Семья, члены семьи: мама, папа, братья, сестры, дедушки, бабушки. Внешность и характер членов семьи. Профессии родителей. Традиционная карельская семья, карельские традиции. Fatieru. Квартира. Современная квартира в многоэтажном доме: планировка, обстановка, бытовая техника. Устройство традиционного карельского дома. Генеральная уборка в доме. Mieliruavot. Sportu. Увлечения. Спорт. Виды спорта, спортивные соревнования. Знаменитые спортсмены России и Карелии. Карельская игра кююккя.

41.6.2. Коммуникативные умения.

Говорение.

Развитие коммуникативных умений диалогической речи на базе умений, сформированных на уровне начального общего образования: диалог этикетного характера - начинать, поддерживать и заканчивать разговор (в том числе разговор по телефону), поздравлять с праздником и вежливо реагировать на поздравление, выражать благодарность, вежливо соглашаться на предложение (отказываться от предложения) собеседника. Диалог - побуждение к действию: обращаться с просьбой, вежливо соглашаться (не соглашаться) выполнить просьбу, приглашать собеседника к совместной деятельности, вежливо соглашаться (не соглашаться) на предложение собеседника. Диалог-расспрос: сообщать фактическую информацию, отвечая на вопросы разных видов, запрашивать интересующую информацию. Вышеперечисленные умения диалогической речи развиваются в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках тематического содержания речи класса с использованием речевых ситуаций, ключевых слов и (или) иллюстраций, фотографий с соблюдением норм речевого этикета. Объем диалога - до 5 реплик со стороны каждого собеседника.

Развитие коммуникативных умений монологической речи на базе умений, сформированных на уровне начального общего образования. Создание устных связных монологических высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи: описание (предмета, внешности и одежды человека), в том числе характеристика (черты характера реального человека или литературного персонажа). Повествование (сообщение), изложение (пересказ) основного содержания прочитанного текста, краткое изложение результатов выполненной проектной работы. Данные умения монологической речи развиваются в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках тематического содержания речи с использованием ключевых слов, вопросов, планов и (или) иллюстраций, фотографий. Объем монологического высказывания - 5 - 6 фраз.

Аудирование.

Развитие коммуникативных умений аудирования на базе умений, сформированных на уровне начального общего образования: при непосредственном общении - понимание на слух речи учителя и одноклассников и вербальная (невербальная) реакция на услышанное, при опосредованном общении - дальнейшее развитие умений восприятия и понимания на слух несложных адаптированных аутентичных текстов, содержащих отдельные незнакомые слова, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи, с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации с использованием и без использования иллюстраций. Аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять основную тему и главные факты (события) в воспринимаемом на слух тексте, игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания. Аудирование с пониманием запрашиваемой информации предполагает умение выделять запрашиваемую информацию, представленную в эксплицитной (явной) форме, в воспринимаемом на слух тексте. Тексты для аудирования: диалог (беседа), высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, рассказ, сообщение информационного характера. Время звучания текста (текстов) для аудирования - до 1 минуты.

Смысловое чтение.

Развитие сформированных на уровне начального общего образования умений читать про себя и понимать учебные и несложные адаптированные аутентичные тексты разных жанров и стилей, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации. Чтение с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять основную тему и главные факты (события) в прочитанном тексте, игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания. Чтение с пониманием запрашиваемой информации предполагает умение находить в прочитанном тексте и понимать запрашиваемую информацию, представленную в эксплицитной (явной) форме. Чтение несплошных текстов (таблиц) и понимание представленной в них информации. Тексты для чтения: беседа (диалог), рассказ, сказка, сообщение личного характера, отрывок из статьи научно-популярного характера, сообщение информационного характера, стихотворение, несплошной текст (таблица). Объем текста (текстов) для чтения - 180 - 200 слов.

Письменная речь.

Развитие умений письменной речи на базе умений, сформированных на уровне начального общего образования: списывание текста и выписывание из него слов, словосочетаний, предложений в соответствии с решаемой коммуникативной задачей. Написание коротких поздравлений с праздниками (с Новым годом, Рождеством, днем рождения), заполнение анкет и формуляров: сообщение о себе основных сведений. Написание электронного сообщения личного характера: сообщение кратких сведений о себе, оформление обращения, завершающей фразы и подписи в соответствии с нормами неофициального общения. Объем сообщения - до 60 слов.

41.6.3. Языковые знания и умения.

Фонетическая сторона речи.

Различение на слух, без ошибок, ведущих к сбою в коммуникации, произнесение слов с соблюдением правильного ударения и фраз с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, чтение новых слов согласно основным правилам чтения. Чтение вслух небольших адаптированных аутентичных текстов, построенных на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонации, демонстрирующее понимание текста. Тексты для чтения вслух: беседа (диалог), рассказ, отрывок из статьи научно-популярного характера, сообщение информационного характера. Объем текста для чтения вслух - до 90 слов.

Графика, орфография и пунктуация.

Правильное написание изученных слов. Правильное использование знаков препинания: точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения, запятой при перечислении и обращении. Пунктуационно правильное, в соответствии с нормами речевого этикета, оформление электронного сообщения личного характера.

Лексическая сторона речи.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи, с соблюдением существующей в карельском языке (ливвиковское наречие) нормы лексической сочетаемости. Объем изучаемой лексики: 625 лексических единиц для продуктивного использования (включая 500 лексических единиц, изученных на уровне начального общего образования) и 675 лексических единиц для рецептивного усвоения (включая 625 лексических единиц продуктивного минимума). Основные способы словообразования: аффиксация, словосложение.

Грамматическая сторона речи.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи изученных морфологических форм и синтаксических конструкций карельского языка. Основные коммуникативные типы простых предложений в карельском языке: повествовательное, побудительное, вопросительное (общий вопрос, альтернативный вопрос). Утвердительные и отрицательные предложения. Восклицательные предложения. Основные структурно-семантические типы простых предложений в карельском языке: интранзитивное предложение, транзитивное предложение, посессивная конструкция, экзистенциальное предложение, предикативное предложение. Сложносочиненные предложения, сложноподчиненное предложение. Двусоставные и односоставные предложения, типы односоставных предложений в карельском языке: определенно-личные односоставные предложения, обобщенно-личные предложения. Предложения с прямым порядком слов. Простые предложения со сказуемым, выраженным личной формой глагола, с существительным в функции подлежащего, местоимением в функции подлежащего. Предложения с номинативом грамматического субъекта, партитивом грамматического субъекта. Согласование подлежащего и сказуемого в лице и числе. Согласованное определение, неизменяемые прилагательные в функции определения, генитивное определение. Объект в аккузативе без окончания (номинативе) в утвердительных предложениях с императивом, аккузативе с окончанием (генитиве), аккузативе множественного числа (номинативе). Партитив объекта, выраженного вещественным существительным, партитив объекта в отрицательных предложениях. Обстоятельство в форме внешне- и внутренне-местного падежа, обстоятельство, выраженное наречием, обстоятельство, выраженное конструкциями с предлогами и послелогами, обстоятельство в форме эссива и транслатива. Части речи: именные части речи (существительные, прилагательные, местоимения, числительные), глаголы, наречия, предлоги и послелоги, союзы. Различные типы склонения имен, одноосновные и двуосновные имена, гласная и согласная основа. Падежные формы имен в единственном и множественном числе (существительные, прилагательные, местоимения), словоизменительные суффиксы в карельском языке: формообразующие суффиксы и окончания, показатель множественного числа в формах косвенных падежей. Чередование кратких гласных основы слова. Чередование ступеней согласных в основе слова: сильная ступень чередования согласных перед притяжательными суффиксами в единственном числе. Указательные местоимения, возвратное местоимение, вопросительные местоимения, относительные местоимения, определительные местоимения. Склонение указательных, вопросительных, относительных местоимений. Степени сравнения прилагательных (компаратив, суперлатив), склонение прилагательных в форме компаратива и суперлатива (единственное число и номинатив множественного числа). Утвердительные и отрицательные формы презенса от одноосновных и двуосновных глаголов. Утвердительные и отрицательные формы имперфекта от одноосновных и двуосновных глаголов, чередование конечных гласных основы в одноосновных глаголах перед показателем имперфекта -i, чередование конечных гласных основы в двуосновных глаголах перед показателем имперфекта -i. Формы повелительного наклонения глаголов - императива (утвердительные и трицательные формы 2, 3 лица единственного числа и 1, 2 лица множественного числа). Управление глаголов. Формы порядковых и количественных числительных: количественные числительные от 100 до 1000 и их склонение, порядковые числительные и их склонение. Наречия места, времени, образа действия. Предлоги и послелоги, союзы.

41.6.4. Социокультурные знания и умения.

Знание и использование социокультурных элементов речевого поведенческого этикета в рамках тематического содержания. Знание и использование в устной и письменной речи наиболее употребительной тематической фоновой лексики и реалий в рамках отобранного тематического содержания (некоторые национальные праздники, традиции в проведении досуга и питании). Знание социокультурного портрета родной страны и Республики Карелия: знакомство с традициями проведения основных национальных праздников (Рождества, Нового года и других), с особенностями образа жизни и культуры карелов. Формирование умений: писать свои имя и фамилию, а также имена и фамилии своих родственников и друзей на карельском языке (ливвиковское наречие), правильно оформлять свой адрес на карельском языке (ливвиковское наречие) (в анкете, формуляре), кратко представлять Россию и Республику Карелия (основные национальные праздники, наиболее известные достопримечательности, традиции в проведении досуга и питании), кратко рассказывать о выдающихся людях родной страны и Республики Карелия (ученых, писателях, поэтах, спортсменах), оказывать помощь гостям в ситуациях повседневного общения (объяснить местонахождение объекта и другое).

41.6.5. Компенсаторные умения.

Использование при чтении и аудировании языковой, в том числе контекстуальной, догадки. Использование при формулировании собственных высказываний ключевых слов, плана. Игнорирование информации, не являющейся необходимой для понимания основного содержания прочитанного (прослушанного) текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации.