Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

106.9. Содержание обучения в 8 классе

106.9. Содержание обучения в 8 классе.

106.9.1. Литература как искусство слова.

Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Добро и зло, справедливость, истина, красота, совесть, любовь и дружба, семья, ответственность, свобода - наиболее используемые авторами человеческие ценности. Литература и жизнь.

106.9.2. Крымскотатарский фольклор.

Богатство отражения мира в фольклорных произведениях. Жанры фольклора. Представления о добре и зле, народные традиции в фольклорных произведениях. Воспитательная функция фольклора.

Пословицы и поговорки. Отражение в пословицах и поговорках народной мудрости и морального свода правил жизни. Образцы народного красноречия, источник мудрости, знаний о жизни.

Легенды "Арзы къыз" ("Девушка Арзы"), "Алтын бешик" ("Золотая колыбель").

Теория литературы. Понятие о легенде.

106.9.3. Литература древнего периода, литература периода Золотой орды.

Орхон-Енисей язылары (продолжение и углубление изученного). Памятник Тоньюкуку - памятник древнетюркской письменности. Сейфи Сарайи. Газель.

106.9.4. Литература периода Крымского ханства.

Основные направления поэзии ханского времени.

Газайи. Любовная лирика. "Сефер-наме". Краткие сведения о жизни и творчестве. Тематическое и жанровое разнообразие лирики. Поэтическая выразительность языка газелей.

Ашык Умер. Обзор творчества (продолжение и углубление изученного). Тематическое богатство. Философское содержание поэзии.

Мустафа Джевхерий. Къошма. Семаи. Общие сведения о жизни и творчестве. Основные жанровые и тематические особенности творчества.

Теория литературы. Понятие о восточных системах стихосложения.

106.9.5. Литература XVIII - XIX веков.

Исметий. Слово о поэте. "Кефе дестаны" ("Легенда о городе Кефе"). Отражение в дестане трагических событий XIX века. Гуманистический пафос поэмы. Судьба народная - основная тема произведения. Основная проблематика произведения - бесправие и беззащитность народа.

106.9.6. Литература периода "пробуждения".

И. Гаспринский, рассказы "Иван ве Сулейман" ("Иван и Сулейман"), "Арслан къыз" ("Девушка-лев").

О.Н.-А. Акчокраклы. Жизнь и творчество. "Ненкеджан ханым тюрбеси" ("Мавзолей Ненкеджан"). Историческая основа повести. Возвышенное и трагическое в изображении судьбы главных героев. Трагическая гибель главных героев. Утверждение любви как великой силы. Мужество и стойкость героев, их верность своей любви.

А. Одабаш. Жизнь и творчество. Рассказ "Унутмайджакъ" ("Не забудется"). Повествование о драматичной судьбе сироты. Мужество и сила воли главной героини.

А. Чергеев. Жизнь и творчество. Поэма "Такъдир" ("Судьба"). Судьба крымскотатарской девушки, женщины в обществе и семье. Протест против их бесправного положения. Трагический образ Эсмы.

Теория литературы. Поэма.

106.9.7. Литература XX века.

Б. Чобан-заде. Жизнь и творчество. Стихотворения "Тынч татар 00006051.wmz" ("Тихая татарская степь"), "Ой, сувукъ шу гъурбет" ("Ой, холодна чужбина"), "Дунай таша" ("Вышедший из берегов Дунай"), "Яныкъ къавал" ("Печальная свирель").

А. Гирайбай. Жизнь и творчество. Стихотворения "Джигитке" ("Юноше"), "Багъчасарай" ("Бахчисарай"), "Къарасув" ("Карасув"), "Татар ичюн" ("Татарам").

Н. Челебиджихан. Стихотворения "Айгиди, татар яшлары!" ("Ах, татарская молодежь!"), "Савлыкъман къал, татарлыкъ", "Бастырыкъ" ("Тюрьма"), "00006052.wmz гъарип" ("Бедный путник"), "Кобелек" ("Бабочка"). Разнообразие тематики. Проблематика и основные мотивы поэзии: родина, честь. Мужество. Философские мысли поэта. Призыв к просвещению.

У. Ипчи. Жизнь и творчество. Рассказ "Зейнеп тизе" ("Тетя Зейнеп"). Основные темы и характеристики образов. Психологическая глубина человеческих чувств и переживаний. Изображение трагедии войны.

Э. Шемьи-заде "Озьбекстан балладасы" ("Узбекская баллада"). Аллегория как основной прием раскрытия замысла. Тема и идея произведения. Изображение трагической судьбы народа. Вера в торжество справедливости.

Ю. Болат "Арзы къыз" ("Девушка Арзы"). Фольклорная основа произведения. Авторское отношение к персонажам. Сценическая история пьесы.

Теория литературы. Понятие о балладе. Идея произведения и авторский замысел. Повесть. Драматические произведения.