Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

85.9. Содержание обучения в 8 классе

85.9. Содержание обучения в 8 классе.

85.9.1. Коммуникативные умения.

Формирование умения общаться в устной и письменной форме, используя рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности в рамках тематического содержания речи.

Тема "Биhиги кылааспыт" ("Наш класс"). "Кылааска 00005564.png сыhыаннаhыы" ("Взаимоотношение в классе"). "00005565.wmz сэргииллэр, интэриэhиргииллэр" ("Интересы обучающихся").

Тема "Дьиэ 00005566.wmz 00005567.png сыhыаннаhыы (ийэ уонна 00005568.png, 00005569.png уонна 00005570.png, 00005571.png уонна 00005572.png, бииргэ 00005573.png" ("Взаимоотношение ребенка в семье (мама и ребенок, отец и ребенок, братья, сестры)").

Тема "Дьиэ 00005574.wmz 00005575.wmz кэми атаарыы" ("Совместное проведение свободного времени в семье").

Тема "Аныгы ыччат интэриэhэ" ("Интересы современной молодежи").

Тема "Успуордунан дьарыктаныы, уус-уран литератураны 00005576.png, айар 00005577.png дьарыгырыы, араас 00005578.wmz 00005579.wmz" ("Занятие спортом, чтение художественной литературы, занятие техническим творчеством и различными видами искусства").

Тема "Саха сирин талааннаах дьонунан киэн туттабын" ("Я горжусь талантливыми людьми Якутии"). "Саха сирин биллиилээх мае уустара" ("Знаменитые столяры Якутии"). Иннокентий Тарбаахап - 00005580.png 00005581.wmz аатырбыт асчыта" ("Иннокентий Тарбахов - прославленный повар республики").

Тема "Саха сирин сиртэн хостонор баайа" ("Полезные ископаемые Якутии"). "Саха сирин промышленнай улуустара" ("Промышленные города республики".

Тема "Саха сирин баайа" ("Богатства недр Якутии)". "Саха алмааhа" ("Якутские алмазы"). "Илин 00005582.wmz гааhынан хааччыйыы" ("Газификация заречья"). "Неби 00005583.wmz таhааарыы" ("Переработка якутской нефти").

Тема "Саха сирин эдэр куораттара" ("Молодые города Якутии"). "Идэни таба талыы оруола" ("Роль правильного выбора профессии в жизни").

Тема "Хас биирдии идэ туhалаах, наадалаах" ("Все профессии нужны в жизни").

Тема "Успуорт. Олимпийскай оонньуулар" ("Огонь олимпийский зовет"). "Успуорка бастакы сититиhии. 00005584.png" ("Первые спортивные достижения и награды)". "Саха сирин биллиилээх спортсменнара" ("Великие спортсмены Якутии").

Тема "Олорор сирим, эйгэм 00005585.wmz, ыраас буоллун" ("Охрана окружающей среды").

Тема 00005586.png ("Берегите природу. Экологические проблемы").

Тема "Мин уонна тулалыыр эйгэм" ("Я и Мир"),

Тема "Дьокуускай куоракка биология институтун 00005587.png" ("Основание Института биологии в Якутске"),

Тема "Аан дойдуга уонна Арассыыйа таhымыгар биология институтун научнай суолтата" ("Значение Института биологии в российской и мировой науке").

Тема "Саха сирин учуонайдарын хамсыыр-харамайын, 00005588.png, отунмаhын чинчийиигэ 00005589.wmz кылааттара" ("Вклад якутских ученых в изучение флоры и фауны Якутии").

85.9.1.1. Говорение.

Развитие коммуникативных умений диалогической речи: вести разные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалог - побуждение к действию, диалог-расспрос, комбинированный диалог, включающий различные виды диалогов):

диалог этикетного характера: начинать, поддерживать и заканчивать разговор, вежливо переспрашивать, поздравлять с праздником, выражать пожелания и вежливо реагировать на поздравление; выражать благодарность, вежливо соглашаться на предложение или отказываться от предложения собеседника;

диалог-побуждение к действию: обращаться с просьбой, вежливо соглашаться или не соглашаться выполнить просьбу, приглашать собеседника к совместной деятельности, вежливо соглашаться, не соглашаться на предложение собеседника, объясняя причину своего решения;

диалог-расспрос: сообщать фактическую информацию, отвечая на вопросы разных видов, выражать свое отношение к обсуждаемым фактам и событиям, запрашивать интересующую информацию, переходить с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот.

Данные умения диалогической речи развиваются в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках тематического содержания речи с использованием ключевых слов, речевых ситуаций и (или) иллюстраций, фотографий с соблюдением нормы речевого этикета.

Объем диалога - до 7 реплик со стороны каждого собеседника.

Развитие коммуникативных умений монологической речи:

создание устных связных монологических высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи:

описание (предмета, местности, внешности и одежды человека), в том числе характеристика (черты характера реального человека или литературного персонажа);

повествование, сообщение;

выражение и аргументирование своего мнения относительно услышанного, прочитанного;

изложение (пересказ) основного содержания, прочитанного, прослушанного текста;

составление рассказа по картинкам;

изложение результатов выполненной проектной работы.

Данные умения монологической речи развиваются в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках тематического содержания речи с использованием вопросов, ключевых слов, плана и иллюстраций, фотографий, таблиц.

Объем монологического высказывания - 8 фраз.

85.9.1.2. Аудирование.

При непосредственном общении: понимание на слух речи учителя и одноклассников и вербальная, невербальная реакция на услышанное. Способность переспросить, уточнить, попросить повторить отдельные детали.

При опосредованном общении: дальнейшее развитие восприятия и понимания на слух несложных аутентичных текстов, содержащих отдельные неизученные языковые явления, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной, интересующей, запрашиваемой информации.

Аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять основную тему, идею и главные факты, события в воспринимаемом на слух тексте, отделять главную информацию от второстепенной, прогнозировать содержание, текста по началу сообщения; игнорировать незнакомые слова, не существенные для понимания основного содержания.

Аудирование с пониманием нужной, интересующей, запрашиваемой информации предполагает умение выделять нужную, интересующую, запрашиваемую информацию, представленную в эксплицитной (явной) форме в воспринимаемом на слух тексте.

Тексты для аудирования: диалог (беседа), высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, рассказ, сообщение информационного характера.

Время звучания текстов для аудирования - до 1,5 минут.

85.9.1.3. Смысловое чтение.

Развитие умения читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей, содержащие отдельные неизученные языковые явления, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной, интересующей, запрашиваемой информации, с полным пониманием содержания.

Чтение с пониманием основного содержания текста предполагает умения: определять тему, основную мысль, выделять главные факты, события (опуская второстепенные), прогнозировать содержание текста по заголовку, началу текста; определять логическую последовательность главных фактов, событий, игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания, понимать заимствованные слова.

Чтение с пониманием нужной информации предполагает умение находить прочитанном тексте и понимать запрашиваемую информацию, представленную в эксплицитной (явной) форме, оценивать найденную информацию с точки зрения ее значимости для решения коммуникативной задачи.

Чтение несплошных текстов (таблиц, диаграмм, схем) и понимание представленной в них информации.

Чтение с полным пониманием содержания несложных аутентичных текстов, содержащих отдельные неизученные языковые явления. В ходе чтения с полным пониманием формируются и развиваются умения полно и точно понимать текст на основе его информационной переработки (смыслового и структурного анализа отдельных частей текста, выборочного перевода), устанавливать причинно-следственную взаимосвязь изложенных в тексте фактов и событий, восстанавливать текст из разрозненных абзацев.

Тексты для чтения: интервью, диалог (беседа), рассказ, отрывок из художественного произведения, отрывок из статьи научно-популярного характера, сообщение информационного характера, объявление, меню, электронное сообщение личного характера, стихотворение.

Объем текстов для чтения - 100 - 150 слов.

85.9.1.4. Письменная речь.

Развитие умений письменной речи:

составление плана, тезисов устного или письменного сообщения;

заполнение анкет и формуляров: сообщение о себе основных сведений в соответствии с нормами.

написание электронного сообщения личного характера в соответствии с нормами неофициального общения. Объем письма - до 50 слов, создание небольшого письменного высказывания с использованием образца, плана, таблицы и (или) прочитанного, прослушанного текста. Объем письменного высказывания - до 60 слов.

85.9.2. Языковые знания и умения.

85.9.2.1. Фонетическая сторона речи.

Различение на слух, без фонематических ошибок, ведущих к сбою в коммуникации, произнесение слов с соблюдением правильного ударения и фраз с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, в том числе отсутствия фразового ударения на служебных словах; чтение новых слов согласно основным правилам чтения.

Чтение вслух небольших аутентичных текстов, построенных на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонации, демонстрирующее понимание текста.

Тексты для чтения вслух: сообщение информационного характера, отрывок из статьи научно-популярного характера, рассказ, диалог (беседа).

Объем текста для чтения вслух - до 100 слов.

85.9.2.2. Лексическая сторона речи.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи, с соблюдением существующей в языке саха нормы лексической сочетаемости.

Объем - 300 лексических единиц для продуктивного использования (включая лексических единиц, изученных ранее) и 400 лексических единиц для рецептивного усвоения (включая 700 лексических единиц продуктивного минимума).

Основные способы словообразования. Аффиксация: образование имен существительных, прилагательных, наречий глаголов при помощи аффиксов. Родственные слова с использованием основных способов словообразования.

85.9.3. Грамматическая сторона речи.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи изученных морфологических форм и синтаксических конструкций языка саха.

Глаголы в различных видовременных формах.

Повествовательные (утвердительные и отрицательные), вопросительные и побудительные предложения в косвенной речи в настоящем и прошедшем времени.

Согласование времен в рамках сложного предложения в плане настоящего и прошлого.

Местоимения.

Морфология. Имена существительные в единственном и множественном числах, в форме притяжательности в четырех числах (биир 00005590.png, биир 00005591.png, элбэх 00005592.png, элбэх 00005593.png).

Прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

Количественные (до 1000) и порядковые (до 100) числительные.

Наречия.

Деепричастия в качестве составного сказуемого и причастия в качестве дополнения и объяснения.

Послелоги (диэки, тахса, диэки, иhин, ахсын, аайы)

Сочинительные (уонна, эмиэ, оттон) и подчинительные (ол гынан баран, ол иhин) союзы.

Грамматическая основа простого предложения.

Простые односоставные, двусоставные, распространенные и нераспространенные предложения.

Подлежащее и сказуемое, их порядок в предложении.

Основные способы выражения главных членов предложения в языке саха.

Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство и их основные способы выражения.

85.9.4. Социокультурные знания и умения.

Осуществление межличностного и межкультурного общения с использованием знаний о национально-культурных особенностях республики, основных социокультурных элементов речевого поведенческого этикета, знание и использование в устной и письменной речи наиболее употребительной тематической фоновой лексики в рамках тематического содержания.

Понимание речевых различий в ситуациях официального и неофициального общения в рамках отобранного тематического содержания и использование лексико-грамматических средств с их учетом.

Социокультурный портрет республики: знакомство с традициями проведения основных национальных праздников (День города, День республики, Ысыах), с особенностями образа жизни и культуры республики (известными достопримечательностями, некоторыми выдающимися людьми), с доступными в языковом отношении образцами поэзии и прозы для подростков на языке саха.

Соблюдение нормы вежливости в межкультурном общении.

Развитие умений:

кратко представлять республику и Россию (культурные явления, события, достопримечательности);

кратко рассказывать о некоторых выдающихся людях республики (ученых, писателях, поэтах, художниках, музыкантах, спортсменах);

оказывать помощь гостям в ситуациях повседневного общения (объяснить местонахождение объекта, сообщить возможный маршрут).

85.9.5. Компенсаторные умения.

Использование при чтении и аудировании языковой, в том числе контекстуальной, догадки; использование при говорении и письме перифраз, толкование, синонимические средства, описание предмета вместо его названия, при непосредственном общении догадываться о значении незнакомых слов с помощью используемых собеседником жестов и мимики.

Переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов. Использование в качестве образца при формулировании собственных высказываний ключевых слов, плана.

Игнорирование информации, не являющейся необходимой для понимания основного содержания, прочитанного, прослушанного текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации.

Сравнение (в том числе установление основания для сравнения) объектов, явлений, процессов, их элементов и основных функций в рамках изученной тематики.