Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

100.9. Содержание обучения в 8 классе

100.9. Содержание обучения в 8 классе.

100.9.1. Введение.

Роль литературы в деле сохранения и развития родного языка. Связь литературы с жизнью. Необходимость изучения культуры, истории родного края, произведений устного народного творчества и художественной литературы.

100.9.2. Устное народное творчество.

100.9.2.1. Фольклор - сокровищница духовных богатств ойрат-калмыцкого народа.

Важная роль фольклорных традиций в деле сохранения и развития родного (калмыцкого) языка и литературы. Вклад ученых и писателей в сбор и сохранение произведений калмыцкого устного народного творчества. Важность сохранения и возрождения культурного наследия калмыцкого народа.

100.9.2.2. Пословицы. Поговорки.

Пословицы о дружбе, мире, родственниках, родной земле. Различие малых жанров фольклора. Определение основных жанровых особенностей пословиц, поговорок.

100.9.2.3. Загадки.

Жанровая специфика калмыцких загадок, их тематическое своеобразие, информативная значимость. Отражение в загадках смекалки, творческого воображения, представлений о сотворении мира, происхождении Вселенной. Отображение в калмыцких загадках сметливости, находчивости, богатства народного языка, юмора.

100.9.2.4. Благопожелания.

Благопожелание как жанр устного народного творчества. Художественное построение благопожеланий. Разнообразие тематики. Значение выразительности интонации в произношении благопожеланий. Благопожелания в честь новорожденного, юноше, уходящему на службу в армию, в честь женитьбы, новому дому.

100.9.2.5. Восхваления (магталмуд).

Магтал, посвященный 12-годичному циклу калмыцкого народного календаря. Календарный магтал прославляет каждого животного двенадцатигодичного цикла: мышь, корову, барса, зайца, дракона, змею, лошадь, овцу, обезьяну, курицу, собаку, свинью.

100.9.2.6. Калмыцкие сказки.

00005847.png

100.9.2.7. Калмыцкий эпос "Джангар" и джангарчи.

"Джангар" - национальное достояние калмыцкого народа. Патриотическая тематика эпического произведения. Идея защиты свободы и независимости своей страны.

Выдающиеся сказители, их репертуар (О. Ээляев, М. Басангов).

00005848.png

100.9.2.8. Народные песни.

Исторические песни. Отражение в калмыцких песнях значимых исторических событий, оставивших след в народной памяти. Особенности исторических песен, связь с реальными историческими событиями. Тема, значение, отражение эпохи.

00005849.png

100.9.3. Калмыцкая литература.

00005850.png

К.Э. Эрендженов. Краткая биография писателя. Изображение национальных традиций и обычаев в произведениях автора.

00005851.png

Х.Б. Сян-Белгин. Краткая биография поэта.

00005852.png

В.Д. Нуров. Биография и творчество. Художественное осмысление проблемы депортации в поэзии В.Д. Нурова.

00005853.png

А.И. Сусеев. Краткий обзор жизненного и творческого пути поэта. Образ героического человека в произведениях автора.

Стихотворение "Ээжин туск дун" ("Песня о матери"). Роль матери в жизни человека. Чувства любви и уважения к матери. "Хальмгин нер haphx..." ("Прославит калмыков") - стихотворение-посвящение калмыцкому скульптору Н.А. Санжиеву. Благопожелание в честь дня рождения скульптора. Отрывок из поэмы "Юрий Клыков". Тема патриотизма, героизма, отваги в поэме. Образ отважного партизана.

Б.Б. Дорджиев. Краткий обзор жизненного и творческого пути поэта, прозаика, переводчика, журналиста.

00005854.png

М.Б. Нармаев. Краткий обзор жизни и творчества народного писателя, воина, ученого, профессора, доктора сельскохозяйственных наук.

00005855.png

М.В. Хонинов. Краткий обзор жизненного и творческого пути поэта, писателя-фронтовика.

00005856.png

Д.Н. Кугультинов. Краткая биография поэта.

00005857.png

100.9.4. Теория литературы.

Сравнение. Поэма. Лирические, лиро-эпические и эпические поэмы. Исторические песни.