Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

104.5. Пояснительная записка

104.5. Пояснительная записка.

104.5.1. Программа по родной (коми) литературе разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету.

104.5.2. Программа по родной (коми) литературе сохраняет преемственность с программой литературного чтения на родном (коми) языке начального общего образования и направлена на дальнейшее формирование читательских компетенций, углубление и систематизацию представлений о родной (коми) литературе посредством ознакомления с ее лучшими образцами.

104.5.3. Программа по родной (коми) литературе состоит из проблемно-тематических блоков. Содержание учебного предмета по коми литературе в 5 - 7 классах строится на основе сочетания концентрического, жанрово-родового и проблемно-тематического принципов. В содержании 8 - 9 классов представлены произведения разнообразных жанров на основе историко-хронологической последовательности их создания.

104.5.4. В программу по родной (коми) литературе включены художественные произведения, отражающие жизнь и отвечающие целям родной (коми) литературы как учебного предмета. В программу вошли лучшие образцы устного народного творчества, раскрывающие народные ценности и расширяющие знания обучающихся о народных традициях.

104.5.5. Программа по родной (коми) литературе тесно связана с учебными предметами "Родной (коми) язык", "Литература". Изучение русской и родной (коми) литературы формирует у обучающихся историзм мышления и способствует практической реализации принципа диалога культур.

104.5.6. В содержании программы по родной (коми) литературе выделяются следующие содержательные линии:

коми устное народное творчество, включающее сказки и малые афористические жанры (загадки, пословицы, поговорки), несказочную прозу (мифы, легенды, предания, былички), произведения обрядовой поэзии (свадебные причитания), песенное творчество народа коми (лирические и эпические песни, частушки);

проблемно-тематические блоки, отражающие ключевые темы и проблемы коми литературы: мир детей и мир взрослых, защита природы и родной земли, любовь к Родине и родному языку, судьба народа, идеалы добра, красоты и счастья, вера в человека.

теория литературы, предполагающая изучение основных литературоведческих и фольклорных понятий: родовых и жанровых признаков, основных художественных приемов создания образа и изобразительно-выразительных средств.

104.5.7. При изучении каждого раздела программы по родной (коми) литературе обучающиеся получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, совершенствуют виды речевой деятельности, углубляют представление о коми литературе как национально-культурном феномене.

104.5.8. Изучение родной (коми) литературы направлено на достижение следующих целей:

включение обучающихся в культурно-языковое поле народа коми, приобщение к его литературному наследию, формирование представлений об истории коми литературы, ознакомление с творчеством коми писателей и писателей других финно-угорских народов;

формирование умений анализировать и сопоставлять сюжеты литературных произведений, развитие устной и письменной речи на родном (коми) языке, овладение основными теоретико-литературными понятиями;

развитие мотивации к самостоятельному чтению родной (коми) литературы и изучению родного (коми) языка.

104.5.9. Общее число часов, рекомендованных для изучения родной (коми) литературы - 170 часов (34 недели в год): в 5 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 7 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе - 34 часа (1 час в неделю).