Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

53.5. Пояснительная записка

53.5. Пояснительная записка.

53.5.1. Программа по родному (мокшанскому) языку разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету.

Мокшанский язык является родным языком мокшанского народа, служит средством приобщения к духовному богатству мордовской культуры, средством социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества.

Программа по родному (мокшанскому) языку определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения родного языка, направлена на развитие навыков и умений использования родного языка.

Программа по родному (мокшанскому) языку содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса мокшанского литературного языка, сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи обучающихся, сведения о графике, орфографии и пунктуации, перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.

53.5.2. В содержании программы по родному (мокшанскому) языку выделяются следующие содержательные линии: речь, речевое общение и культура речи, язык, общие сведения о языке, разделы науки о языке.

53.5.3. Изучение родного (мокшанского) языка направлено на достижение следующих целей:

воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, воспитание интереса и любви к родному (мокшанскому) языку;

обучение владению родным (мокшанским) языком во всех видах речевой деятельности в различных сферах и ситуациях общения.

53.5.4. Достижение поставленных целей реализации программы по родному (мокшанскому) языку предусматривает решение следующих задач:

воспитание ценностного отношения к мокшанскому языку как хранилищу культурного наследия, включение в культурно-языковое поле мордовского народа, осознание исторической преемственности поколений и своей ответственности за сохранение родных языка и культуры;

развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей (с учетом норм литературного мокшанского языка и правил речевого этикета), приобщение к литературному наследию мордовского народа;

обогащение активного и потенциального словарного запаса;

получение знаний о мокшанском языке как системе и развивающемся явлении, о закономерностях функционирования мокшанского языка;

обогащение грамматического строя речи обучающихся;

совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков;

развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.

53.5.5. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (мокшанского) языка, - 340 часов: в 5 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 6 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 7 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 8 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 9 классе - 68 часов (2 часа в неделю).