Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

75.5. Пояснительная записка

75.5. Пояснительная записка.

75.5.1. Программа по родному (чеченскому) языку разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету.

Чеченский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории чеченского народа.

Обучение родному (чеченскому) языку на уровне основного общего образования направлено на совершенствование нравственной и коммуникативной культуры обучающегося, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, ориентировано на развитие функциональной грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов, оценивать ее, размышлять о ней, что позволяет достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Речевая и текстовая деятельность является ключевым направлением программы по родному (чеченскому) языку.

75.5.2. В содержании программы по родному (чеченскому) языку выделяются следующие содержательные линии: "Общие сведения о языке", "Язык и речь", "Текст", "Система языка", "Функциональные разновидности языка". В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы.

При изучении каждой содержательной линии обучающиеся получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, совершенствуют виды речевой деятельности, развивают коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене.

75.5.3. Изучение родного (чеченского) языка направлено на достижение следующих целей:

воспитание патриотизма, уважения к чеченскому языку как государственному языку Чеченской Республики и национальному языку чеченского народа, проявление сознательного отношения к чеченскому языку как форме выражения и хранения духовного богатства чеченского народа, как средству общения, проявление уважения к чеченской культуре, формирование российской гражданской идентичности в поликультурном обществе;

овладение чеченским языком как инструментом личностного развития, инструментом формирования социальных взаимоотношений;

овладение знаниями о чеченском языке, его устройстве и закономерностях функционирования, о стилистических ресурсах чеченского языка; практическое овладение нормами чеченского литературного языка и речевого этикета, обогащение активного и потенциального словарного запаса и использование в собственной речевой практике разнообразных грамматических средств, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию;

совершенствование видов речевой деятельности, коммуникативных умений и культуры речи на чеченском языке, расширение знаний о специфике чеченского языка, основных языковых единицах в соответствии с разделами науки о языке;

совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления определенных закономерностей и правил в процессе изучения чеченского языка;

развитие функциональной грамотности: умений осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты разных объемов, освоение стратегий и тактик информационно-смысловой переработки текста, овладение способами понимания текста, его назначения, общего смысла, логической культуры и роли языковых средств.

75.5.4. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (чеченского) языка, - 340 часов: в 5 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 6 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 7 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 8 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 9 классе - 68 часов (2 часа в неделю).

Образовательная организация вправе предусмотреть перераспределение времени на изучение учебных предметов, по которым не проводится государственная итоговая аттестация, в пользу изучения родного языка.