Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

102.11. Планируемые результаты освоения программы по родной (карельской) литературе (ливвиковское наречие) на уровне основного общего образования

102.11. Планируемые результаты освоения программы по родной (карельской) литературе (ливвиковское наречие) на уровне основного общего образования.

102.11.1. В результате изучения родной (карельской) литературы (ливвиковское наречие) на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, понимание роли различных социальных институтов в жизни человека, представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с использованием примеров из родной (карельской) литературы (ливвиковское наречие);

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с использованием примеров из литературы; активное участие в самоуправлении в образовательной организации, готовность к участию в гуманитарной деятельности;

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного (карельского) языка (ливвиковское наречие) и родной (карельской) литературы (ливвиковское наречие), истории, культуры Российской Федерации, своего края в контексте изучения произведений карельской литературы (ливвиковское наречие), а также русской и зарубежной литературы;

ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях;

уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в родной (карельской) литературе (ливвиковское наречие);

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;

готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;

активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;

осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;

стремление к самовыражению в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений, умение управлять собственным эмоциональным состоянием, сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений;

осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;

готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений карельского фольклора и литературы (ливвиковское наречие), осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы;

осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной среды, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с использованием изученных и самостоятельно прочитанных литературных произведений;

овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;

овладение основными навыками исследовательской деятельности с учетом специфики литературного образования, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;

9) обеспечение адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды, изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;

способность во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других, способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;

умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;

умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в произошедшей ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

102.11.2. В результате изучения родной (карельской) литературы (ливвиковское наречие) на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

102.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и другие) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса);

устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;

с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы об их взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев).

102.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.

102.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

оценивать надежность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.

102.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения, в ходе учебного диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

102.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображенные в художественной литературе;

ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;

проводить выбор и брать ответственность за решение.

102.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в литературном образовании;

давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;

учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, находить позитивное в произошедшей ситуации;

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей, оценивать соответствие результата цели и условиям;

различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций;

ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы;

регулировать способ выражения своих эмоций;

осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев;

признавать свое право на ошибку и такое же право другого;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость себе и другим;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

102.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках родной (карельской) литературы (ливвиковское наречие), обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы на уроке родной (карельской) литературы (ливвиковское наречие), определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, "мозговые штурмы" и иные);

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным участниками взаимодействия на литературных занятиях;

сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.

102.11.3. Предметные результаты изучения родной (карельской) литературы (ливвиковское наречие). К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:

осмысленно воспринимать художественные тексты разных жанров, различать основные жанры фольклора и художественной литературы, понимать значение фольклора как основы карельской литературы, отличать прозаические тексты от поэтических;

определять жанровые признаки малых фольклорных жанров (загадка, пословица, поговорка), выделять жанровые особенности и производить сопоставительный анализ народных и литературных сказок, выявлять в сказках разных видов художественные образы (человека, природы, животного, предмета), определять авторское отношение к героям произведений;

находить общее и специфическое в устном народном творчестве и литературном развитии карелов-ливвиков и других народов России;

определять и формулировать тему, основную мысль прочитанных произведений, характеризовать сюжет произведения, его проблематику, идейно-эмоциональное содержание, находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

выразительно читать вслух и наизусть произведения, их фрагменты в рамках программы (правильно передавать эмоциональное содержание произведения, точно воспроизводить стихотворный ритм);

пересказывать содержание художественного текста (подробно, сжато, выборочно, по плану, с оценкой событий и персонажей);

составлять простой план художественного произведения, план ответа на проблемный вопрос (устно и письменно);

рассуждать о героях и проблематике произведений, обосновывать свои суждения с использованием текста, устно и письменно отвечать на вопросы по учебнику, давать развернутый письменный ответ на вопрос (объемом не менее 20 - 30 слов), показывающий знание и понимание литературного произведения;

выделять в тексте незнакомые слова и определять их значение с помощью словарей и справочной литературы;

иллюстрировать стихотворения разных авторов.

102.11.4. Предметные результаты изучения родной (карельской) литературы (ливвиковское наречие). К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:

приводить сравнительную характеристику персонажей фольклорных и художественных произведений, выявлять и анализировать концепты "добра" и "зла", "смелости" и "трусости", "прекрасного" и "уродливого";

выявлять тему, идею произведения, определять его жанровое своеобразие, характеризовать литературного героя, создавать его словесный портрет на основе авторского описания и художественных деталей, сопоставлять персонажей одного или нескольких произведений по сходству и контрасту, выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка произведения, определять их художественную функцию, использовать освоенные теоретико-литературные понятия в процессе обсуждения произведения;

различать образ рассказчика и автора-повествователя в эпическом произведении, различать образы лирического героя и автора в лирике;

сравнивать близкие по тематике и проблематике произведения родной литературы с произведениями литературы других народов, находить общее и различное в мифологических представлениях карелов-ливвиков и других финно-угорских народов;

выразительно читать вслух и наизусть произведения, их фрагменты в рамках программы;

пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств родного языка (сравнения, эпитеты, повторы, гипербола, литота) и цитат из текста, пересказывать художественный текст, используя разные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, творческий);

формулировать вопросы по тексту произведения и ответы на них, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

составлять словарные (лингвистические) и историко-культурные комментарии к произведениям, составлять партитуры стихотворений;

составлять простой план художественного произведения, в том числе цитатный;

писать сочинение по личным впечатлениям, по картине и по предложенной тематике, изложение с элементами сочинения.

102.11.5. Предметные результаты изучения родной (карельской) литературы (ливвиковское наречие). К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:

определять род (эпика, лиро-эпика, лирика) и жанр, тематику и проблематику литературного произведения, определять соотношение реального и вымышленного в художественном произведении, выяснять идейно-художественную роль сюжетных элементов, использовать освоенные теоретико-литературные понятия в процессе обсуждения произведения (литературный герой, лирический герой, речевая характеристика);

различать образы лирического героя и автора, выявлять в художественном тексте портретную характеристику персонажей, описание природы, выразительные средства языка, тропы и определять их функции, давать оценку событиям и поступкам литературных героев;

объяснять метафорическую природу художественного образа, его обобщающее значение и наличие оценочного значения в словесном образе (на примере изученных произведений);

составлять простой и сложный план художественного произведения (или его фрагмента), пересказывать художественный текст по плану;

представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы, вести учебные дискуссии, высказывать собственное мнение по содержанию самостоятельно прочитанных художественных произведений, произведений изобразительного искусства, давать оценку событиям и поступкам литературных героев;

писать творческие работы (сочинение по предложенной литературной тематике и изложение с элементами сочинения);

составлять тезисы к статье.

102.11.6. Предметные результаты изучения родной (карельской) литературы (ливвиковское наречие). К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:

определять род и жанр литературного произведения на основе анализа важнейших особенностей его содержания и формы, характеризовать в произведениях конфликт (внешний и внутренний), выявлять языковые особенности произведения, находить художественные средства и определять их роль в литературном произведении;

сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные произведения одного или разных авторов, сравнивать образы персонажей, литературные явления и факты, сюжеты литературных произведений, темы и проблемы, жанры, стили, приемы, эпизоды, детали текста (с выявлением общего и различного и обобщением своих наблюдений);

характеризовать особенности строения сюжета и композиции; определять стадии развития действия в художественных произведениях, пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями, изученными в этом и предыдущих классах, как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

соотносить содержание и проблематику художественных произведений со временем их написания и отображенной в них эпохой, привлекая необходимые знания по истории;

выявлять черты фольклорной традиции в драме, определять художественные функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств;

осмысленно и выразительно читать произведения и их фрагменты с учетом лексико-синтаксических и стилевых особенностей текста, составлять партитурную разметку текста стихотворений и выразительно читать с соблюдением логических ударений, пауз, поэтических интонаций;

высказывать собственное мнение по содержанию самостоятельно прочитанных художественных произведений, произведений изобразительного искусства, давать оценку событиям и поступкам литературных героев, давать оценку литературным произведениям с точки зрения их духовно-нравственной, культурной ценности;

писать творческие работы (изложение с элементами сочинения, сочинения).

102.11.7. Предметные результаты изучения родной (карельской) литературы (ливвиковское наречие). К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:

анализировать особенности художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя, выявлять особенности языка и стиля писателя, выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с читателем как адресатом произведения;

характеризовать особенности строения сюжета и композиции, конфликта произведения, выделять этапы развития сюжета, объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений;

соотносить содержание и проблематику художественных произведений со временем их написания и отображенной в них эпохой, выделять основные этапы развития карельской литературы;

выделять в художественных текстах перекликающиеся элементы и обнаруживать связи между карельской (ливвиковское наречие), русской и зарубежной финно-угорской литературой, а также связи разных литературных эпох и направлений;

определять художественные функции внесюжетных элементов композиции романа, выявлять признаки литературной традиции в романе в стихах, поэтического новаторства, проявившегося на разных уровнях (постановки проблемы, языка, жанровой формы);

выявлять черты фольклорной традиции в балладе, определять в ней художественные функции фольклорного мотива, образа, поэтических средств;

выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника), пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями, как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

писать творческие работы (изложение с элементами сочинения, сочинения-рассуждения, доклады);

выполнять коллективные и индивидуальные проекты и исследования, формулировать проблему, собирать и обрабатывать (анализировать и систематизировать) информацию, необходимую для написания учебной исследовательской работы и (или) создания проекта на заданную или самостоятельно выбранную тему.