Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

98.8. Содержание обучения в 7 классе

98.8. Содержание обучения в 7 классе.

98.8.1. Введение.

Ингушская периодическая печать для молодежи. Журнал "Литературни ГIалгIайче" ("Литературная Ингушетия").

98.8.2. Устное народное творчество.

Предания и былины. Особенности жанра. Отличие легенд от преданий. Образы героев в былинах.

Предание "Наьрт-орстхоех дола дувцараши оаламаши" ("Сказание о нартах-орстхоевцах). Легенды об исторических личностях в контексте ингушского эпоса, переплетение исторических фактов и вымысла. Рассказы о героических местах (селе, горе, хребте). Рассказы о нарт-орстхойцах. Борьба народа с нарт-орстхойцами. Психологическая и мудрая борьба представителей народа с нартами за землю.

Антитеза.

Сказание "Колой КIанти Сеска Солсеи" ("Джигит Колой и Сеска Солса). Образ народного героя. Противопоставление добра и зла.

Ингушские народные песни: классификация (лирические, исторические, игровые и обрядовые песни, частушки). Поэтические особенности народных песен, образы и приемы их создания. Роль песни в жизни людей.

98.8.3. Песни.

И. Торшхоев. "ТIема шерашка даьккха илли" ("Песня военных лет"), "Наьна илли" ("Песня матери"). Трагизм. Ужасы депортации глазами ребенка.

98.8.4. Знай, люби свой край.

"ХIал-ерд" ("Храм Хал"). Описание храмов горной Ингушетии.

В. Хамхоев. "Маьт лоам" ("Столовая гора"). Посвящение Идрису Базоркину. Связь человека с природой.

98.8.5. Ингушская литература.

Рассказ как эпический жанр. Особенности жанра рассказа.

М. Плиев "Летчиках Оздоев Мурадах" ("Летчик - Оздоев Мурад"). Приемы эмоционального воздействия на читателя. Героизм советского воина-защитника. Образ героя.

И. Базоркин "Сай" ("Сай"). Тема войны. Героизм и благородство советских солдат, вставших на защиту Родины против фашистских захватчиков. Дружба между советскими солдатами - представителями разных народов. Героизм защитников Родины, павших в борьбе с фашизмом. Облик врага в рассказе.

Х. Осмиев "Оакхарий" ("Звери"). Тема сострадания к главному герою. Внутренние переживания и воспоминания подростка. Становление характера главного героя в тяжелых условиях войны.

Б. Зязиков "Марац" ("Марац"). Стойкость характера, воспитание силы воли, необходимости преодолевать трудности. О дружбе и преданности мальчика и собаки.

М-С. Плиев "БIехали аьрзии" ("Змея и орел"). Образ орла как национальный символ мужества. Художественные особенности языка поэта.

М-С. Плиев "Хиво вахьар" ("Тонущий"). Ингушская сатира. Отношения между детьми и взрослыми.

А. Ведзижев "Муте новраш" ("Веники Мути"). Сатира ингушской литературы. Тонкий юмор о неудачливом спекулянте.

98.8.6. Жанр драмы.

С. Чахкиев "Трасса" ("Трасса"). Философские основы понятий жизни и смерти, ответственности перед обществом, честности, вера в будущее. Образ сильного человека в произведении. Аллегория и условность. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Тип конфликта (внешний конфликт, внутренний конфликт, их взаимодействие).

98.8.7. Жанры лирики.

Пейзажная, философская, гражданская, интимная лирика.

С. Озиев "Вахара лараш" ("Следы жизни"). Богатство и многообразие человеческих чувств и переживаний.

А. Ведзижев "Декхар" ("Обязательство"). Долг человека перед Родиной и обществом.

Я. Джамалдин "Гуйра" ("Осень"). Природа в сознании поэта и в художественном изображении.

С. Озиев "Барт - цхьоагIо" ("Дружба - единство"). О дружбе между народами. Сила народного единства.

Х. Зязиков "Наьна мотт" ("Родной язык"). Уважение к родному языку, бережное отношение к родному слову, чувство любви к родной речи.

Х. Муталиев "Кортамукъа лаьча" ("Свободный сокол"). Свободолюбие народа.

Т. Кодзоев "Берза къарзар" ("Одно мгновение осени"). Роль природы в раскрытии чувств и переживаний лирического героя. Долг перед родителями. Благословление родителей.

С. Мерешков "Наьна мотт" ("Родной язык"). Роль родного языка в жизни человека. Уважение к истории своего народа, чувство ответственности за сохранение родного языка.