Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

32.8. Содержание обучения в 7 классе

32.8. Содержание обучения в 7 классе.

32.8.1. Коммуникативные умения.

Формирование умения общаться в устной и письменной форме, используя рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности в рамках тематического содержания речи.

Дружба (00000028.wmz). Переписка с друзьями (00000029.wmz бэшэг бэшэе).

Учеба (hуралсал). Известные учебные заведения (Мэдээжэ hургуулинууд).

Мой день, отдых (Минии ажабайдал). Летние каникулы (Зунай амаралта).

Здоровый образ жизни (00000030.wmz энхэ байдал). Человек и природа (00000031.wmz ба байгаали).

Путешествие (Аяншалга). Экскурсия по городу. (Хотын 00000032.wmz).

Моя семья, родословная (Минии 00000033.wmz, уг гарбал). История моей семьи, моего рода (Манай 00000034.wmz, угай 00000035.wmz).

Культура, традиции (Соел, еhо заншал). Бурятский календарь (Буряад литэ).

Профессия журналиста. (00000036.wmz мэргэжэл).

Одежда (Хубсаhан). Мода разных эпох (Ye сагай хубсаhан).

Говорение.

Диалогическая речь. В 7 классе осуществляется развитие таких речевых умений, как ведение диалога этикетного характера, диалог-расспрос, диалог - побуждение к действию, усложняется предметное содержание речи, увеличивается количество реплик, произносимых в ходе диалога, становится более разнообразным языковое оформление речи.

Обучение ведению диалогов этикетного характера включает такие речевые умения, как:

начать, поддержать и закончить разговор;

поздравить, выразить пожелания и отреагировать на них;

выразить благодарность;

вежливо переспросить, выразить согласие, отказ.

Объем диалогов - до 3 реплик со стороны каждого участника.

При обучении ведению диалога-расспроса отрабатываются речевые умения запрашивать и сообщать фактическую информацию ("хэн?" ("кто?"), "юун?" ("что?"), "хайшан гээд?" ("как?"), "хаана?" ("где?"), "хайшаа?" ("куда?"), "хэзээ?" ("когда?"), "хэнтэй?" ("с кем?"), "юундэ?" ("почему?"), переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего. Объем диалогов - до 3-х реплик со стороны каждого участника.

При обучении ведению диалога - побуждения к действию отрабатываются умения:

обратиться с просьбой и выразить готовность или отказ ее выполнить;

дать совет и принять или не принять его;

пригласить к действию или взаимодействию и согласиться или не согласиться, принять в нем участие.

Объем диалогов - до 3-х реплик со стороны каждого участника.

При обучении ведению диалога - обмена мнениями отрабатываются умения:

выражать свою точку зрения;

выражать согласие или несогласие с точкой зрения партнера;

выражать сомнение;

выражать чувства, эмоции (радость, огорчение).

Объем учебных диалогов - до 3-х реплик со стороны каждого участника.

Монологическая речь. Развитие монологической речи в 5 классе предусматривает овладение следующими умениями:

кратко высказываться о фактах и событиях, используя такие коммуникативные типы речи, как описание, повествование и сообщение, а также эмоциональные и оценочные суждения;

передавать содержание, основную мысль прочитанного с использованием текста;

проводить сообщение в связи с прочитанным или прослушанным текстом.

Объем монологического высказывания - до 8 - 9 фраз.

Аудирование.

Владение умениями воспринимать на слух бурятский текст предусматривает понимание несложных текстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.

При этом предусматривается развитие умений:

выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;

выбирать главные факты, опуская второстепенные;

выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера с использования языковой догадки, контекста.

Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам обучающихся 5 класса, иметь образовательную и воспитательную ценность. Время звучания текстов для аудирования - до 1,5 - 2 минут.

Чтение.

Обучающиеся учатся читать и понимать тексты с различной глубиной проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение), с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое поисковое чтение).

Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам обучающихся 7 класса, иметь образовательную и воспитательную ценность. Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.

Чтение с пониманием основного содержания текста осуществляется на несложных аутентичных материалах с ориентацией на предметное содержание, выделяемое в 7 классе, включающих факты, отражающие особенности быта, жизни, культуры региона. Объем текстов для чтения - 450 - 500 слов.

Формируемые умения в области чтения:

определять тему, содержание текста по заголовку;

выделять основную мысль;

выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные;

устанавливать логическую последовательность основных фактов текста.

Чтение с полным пониманием текста осуществляется на несложных аутентичных текстах, ориентированных на предметное содержание речи в 7 классе.

Формируются и отрабатываются умения:

полно и точно понимать содержание текста на основе его информационной переработки (языковой догадки, словообразовательного анализа, использования двуязычного словаря);

выражать свое мнение по прочитанному.

Объем текстов для чтения до 250 - 300 слов.

Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает умение просмотреть текст или несколько коротких текстов и выбрать информацию, которая необходима или представляет интерес для обучающихся.

Овладение письменной речью предусматривает развитие следующих умений:

проводить выписки из текста;

писать короткие поздравления с днем рождения, другим праздником (объемом до 30 слов, включая адрес), выражать пожелания;

заполнять бланки (указывать имя, фамилию, пол, возраст, адрес);

писать личное письмо с использованием образца (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбы), объем личного письма - 50 - 60 слов, включая адрес).

32.8.2. Языковые знания и навыки.

32.8.2.1. Графика и орфография.

Знание правил чтения и написания новых слов, отобранных для данного этапа обучения, и навыки их применения в рамках изучаемого лексико-грамматического материала.

32.8.2.2. Фонетическая сторона речи.

Навыки произношения и различения на слух всех звуков бурятского языка. Закон гармонии гласных. Акцентуация слова в бурятском языке. Членение предложений на смысловые группы. Соблюдение правильной интонации в различных типах предложений.

Дальнейшее совершенствование слухо-произносительных навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу.

32.8.2.3. Лексическая сторона речи.

Расширение объема продуктивного и рецептивного лексического минимума за счет лексических средств, обслуживающих новые темы, проблемы и ситуации общения. К 700 - 750 лексическим единицам, усвоенным на уровне начального общего образования, добавляется около 100 - 150 новых лексических единиц, включающих устойчивые словосочетания, оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета, отражающие бурятскую культуру. Развитие навыков их распознавания и употребления в речи.

Знание основных способов словообразования:

аффиксация (прилагательные с суффиксами -та(й) (-тэ(й), -то(й) - бэлигтэй);

лексико-синтаксический способ (уг гарбал).

32.8.2.4. Грамматическая сторона речи.

Расширение объема значений грамматических средств, изученных в предыдущих классах, и овладение новыми грамматическими явлениями.

Части речи. Знаменательные и служебные части речи. Послеложно-падежная система бурятского языка. Единственное и множественное число. Личное и безличное (возвратное) притяжание. Выражение степени качества имен прилагательных. Местоимение. Собирательные числительные. Глагол. Наклонение. Формы обращения. Причастие. Деепричастие. Наречия времени, места, образа действия. Глаголы в страдательном, взаимно-совместном залогах, модальные слова (хэрэгтэй, аргатай, еhотой). Частицы в бурятском языке.

Имена существительные личные и неличные.

Многократные, однократные, временные причастия.

Местоимения: личные, возвратные, указательные, вопросительные.

Наречия времени, места, образа действия, место наречия в предложении.

Числительные: количественные (100 - 100000000), обозначение даты, времени, порядковые числительные, собирательные (табуулан), приблизительное количество (гушаад).

Союзы: ба, болон, харин, аад, теэд, 00000037.wmz, гэжэ, (хэрбээ) haa. Союзные слова: юундэб гэхэдэ, тиимэhээ, хаана-тэндэ, хадаа, гэhэн, гэдэг.

Междометия: 00000038.wmz! Аа! Тай!

Послелоги, отражающие отношения по месту, времени, направлению.

Простые распространенные предложения.

Все типы вопросительных предложений (00000039.wmz сагтаа ши юу хэхэ дуратайбши? Ши кинодо ошохо 00000040.wmz? Ши гэртээ ошохо 00000041.wmz, али hургуулидаа байха 00000042.wmz?).

Побудительные предложения в утвердительной (Уншыш даа) и отрицательной формах (00000043.wmz мартаарай).

Восклицательные предложения для выражения эмоций (Яагаа hайн гээшэб!).

Некоторые формы безличных предложений (Дулаарба. Ерэхэ еhотой).

Причастный и деепричастный обороты: простой оборот, самостоятельный оборот. Предложения, осложненные причастными и деепричастными оборотами.

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.

Овладение грамматической стороной речи предполагает знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи изученных грамматических явлений.

32.8.3. Социокультурные знания и умения.

Традиции семейных праздников (милаан, 00000044.wmz наадан). Этические нормы бурят (арадай алтан hургаалhаа). История старомонгольской письменности. Диалекты бурятского языка. Топонимика Бурятии. Выдающиеся люди Бурятии и России. Традиции и праздники народов России. 10 самых известных мест в России.