Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

35.10. Содержание обучения в 9 классе

35.10. Содержание обучения в 9 классе.

35.10.1. Сведения о языке. Язык и этнокультура.

Язык художественных текстов в формировании читательской грамотности.

Мужчина как хозяин дома. Обязанности мужчины в семье и по хозяйству. Виды деятельности: охота и оленеводство. Орудия охоты, средства передвижения. Орудия рыболовства, средства передвижения. Оленеводство как вид деятельности: уход за оленями, упряжь, средства ухода за оленями, постройки.

35.10.2. Систематический курс.

35.10.2.1. Лексика и фразеология.

Подбор слов по тематическому принципу по изучаемой этнокультуроведческой тематике, их группировка.

Биологические ресурсы нашей родины. По какой причине возникают экологические проблемы. Музеи природы и охраны окружающей среды - роль в экологическом воспитании и привлечении внимания к проблемам охраны природы.

35.10.2.2. Морфология. Орфография.

Глагол. Синтаксическая роль глагола в предложении. Грамматические категории вида, наклонения, времени, лица, числа и отрицания. Виды глагола.

Причастие. Значение и грамматические признаки причастия. Синтаксическая роль причастия в предложении. Причастие настоящего времени с аффиксами -ар (э, о, 00001161.png), -ыыр (ии, уу, yy), причастие прошедшего времени с аффиксами -быт, -пыт, -мыт, причастие будущего времени с аффиксами -ыак, -иэк, -уок, 00001162.png. Отрицательная форма причастия прошедшего времени с аффиксами -батак, -патак, -матак.

Деепричастие: значение и грамматические признаки. Роль деепричастия в предложении. Деепричастие предшествующего действия. Деепричастие одновременного действия или следующее за ним. Деепричастие, готовое свершиться. Деепричастие действия непосредственно перед другим действием. Отрицательная форма деепричастий.

Наречие. Значение наречия и их разряды. Синтаксическая роль. Качественные наречия. Наречия степени, места, времени.

35.10.2.3. Синтаксис. Пунктуация.

Простое предложение. Двусоставные и односоставные предложения. Двусоставные предложения. Главные члены двусоставного предложения: подлежащее и сказуемое. Подлежащее, выраженное именными частями речи - существительным, местоимением, прилагательным, числительным, а также причастием и словосочетаниями.

Сказуемое, способы его выражения: глагольное сказуемое (глагол в различных формах), причастное сказуемое, именное сказуемое - существительное, местоимение, прилагательное, числительное.

Односоставные предложения: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные.

Нечленимые слова-предложения: утвердительные и отрицательные слова-предложения, эмоционально-оценочные слова-предложения.

Сложное предложение. Структурные типы сложных предложений - бессоюзные и союзные. Выражение смысловых и синтаксических отношений между частями сложного предложения, союзы или союзные слова, частицы.

Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные сложные предложения. Предложения с отношениями: одновременными, сопоставительными, временными, условными, причинно-следственными. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.

Союзные сложные предложения. Сложносочиненные предложения с союзом онтон (потом, затем, оттуда) и союзным словом ол эрээти (все-таки, однако, зато).

Сложноподчиненные предложения. Главное и придаточное предложение. Связь придаточных предложений с главным посредством союзов или союзных слов: ол иhин (поэтому), ол 00001163.png (в то время), онно (туда), онтон (оттуда), оччого (тогда). Основные виды придаточных предложений (определительные, дополнительные, временные, условные). Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

35.10.3. Культура речи.

Построение грамматически корректного текста в устной или письменной форме с учетом норм долганского языка и речевого этикета в пределах учебной программы.

35.10.4. Речевая деятельность и текст.

Чтение и аудирование (слушание) текстов, как фольклорных, так и учебно-научных, художественных, в рамках заданной тематики по этнокультуре. Построение диалогов - дискуссий в устной речи, написание текстов монологов - рассуждение, обсуждение и характеристика (изложение, сочинение) с целью углубления и расширения навыков работы с подборкой материалов, их систематизации и построения связных текстов с правильным подбором слов, словосочетаний.