Общие послабления в сфере закупки товаров, работ, услуг по Закону N 44-ФЗ

Уменьшены сроки оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанных услуг, отдельных этапов исполнения контракта. По общему правилу они не могут превышать 7 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке. Исключения из этого правила установлены в ч. 13.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.

Упрощен порядок оплаты по контрактам с казначейским сопровождением. В частности, в 2022 году:

- оплата за поставленные товары по ряду контрактов перечисляется на расчетный счет в банке (без открытия лицевого счета в Федеральном казначействе). Порядок такой оплаты утвержден Правительством РФ;

- ряд контрактов освобождены от казначейского сопровождения, если их цена не превышает 5 млн руб.;

- субъекты РФ и муниципальные образования могут самостоятельно определить контракты стоимостью до 50 млн руб., которые подлежат казначейскому сопровождению. Это распространяется на контракты, финансируемые соответственно из бюджета субъекта РФ или местного бюджета.

Минфин России совместно с Казначейством России отметили: упрощенный порядок оплаты по контрактам с казначейским сопровождением может применяться и к контрактам, заключенным до 28.05.2022.

До 31 декабря 2022 г. заказчик вправе не требовать обеспечить исполнение контракта (гарантийных обязательств). Исключение - случай, когда контракт предусматривает выплату аванса, который не подлежит казначейскому сопровождению.

До 31 декабря 2022 г. включительно Правительство РФ (высший исполнительный орган субъекта РФ) вправе устанавливать дополнительные случаи осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядок таких закупок. Высший исполнительный орган субъекта РФ вправе определять их в отношении закупок для нужд субъекта РФ и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на его территории. На акты, принятые во исполнение указанного права, и закупки, проводимые на их основании, не распространяются запреты, предусмотренные в ст. ст. 15, 16, 17 Закона N 135-ФЗ. Минфин России уточнил: в таком дополнительном случае контракт должен быть заключен не позднее 31 декабря 2022 г. Срок его исполнения с учетом положений бюджетного законодательства может истекать после этой даты.

Правительство РФ реализовало упомянутое право и определило, что можно осуществить такую закупку на основании акта Правительства РФ, высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ, местной администрации, которые принимаются в установленных случаях. При осуществлении такой закупки надо соблюсти специальный порядок, в частности выполнить требование о том, что обоснование цены контракта является его неотъемлемой частью. Минфин России уточнил: контракт на основании такого дополнительного случая должен быть заключен не позднее 31 декабря 2022 г. Срок его исполнения с учетом положений бюджетного законодательства может истекать после этой даты.

Предусмотрели новое основание для изменения контракта. Допускается изменить любые существенные условия контракта, заключенного до 1 января 2023 г., если при его исполнении возникли независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Изменение осуществляется на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ, местной администрации.

Подлежат списанию неустойки по контрактам, возникшие из-за санкций недружественных государств и (или) ограничительных мер. Заказчики списывают штрафы и пени с поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в полном объеме, при предоставлении ими соответствующих документов.

Списывается неустойка по контрактам, по которым в 2022 г. обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с существенным увеличением в 2021-2022 гг. цен на строительные ресурсы, повлекшем невозможность исполнения контракта.

Минфин России разъяснил, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не будет включен в РНП, если представит на заседание комиссии уполномоченного органа информацию и документы, подтверждающие, что надлежащее исполнение контракта оказалось невозможным из-за обстоятельств непреодолимой силы в виде санкций и (или) ограничительных мер (например, санкции введены в отношении закупаемого товара). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

В 2022 г. заказчики - получатели средств федерального бюджета (в том числе бюджетные и автономные учреждения) предусматривают в ряде контрактов авансовые платежи в следующих размерах (но не более ЛБО):

1) от 50 до 90% суммы контракта - в обязательном порядке, если денежные средства подлежат казначейскому сопровождению;

2) до 50% - если денежные средства ему не подлежат. В этом случае аванс можно установить и в размере 0%.

Заказчики также могут увеличить размер аванса до указанных размеров или установить в уже заключенных контрактах условие о выплате аванса, если изначально его не было. Изменения можно внести при возникновении обстоятельств, влекущих невозможность исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Для этого надо соблюсти ряд условий, а также учитывать особенности установления размера обеспечения контракта.

Правительство рекомендует учитывать новшества высшим исполнительным органам госвласти субъектов РФ и местным администрациям.

Правительство установило порядок изменения в 2022 г. существенных условий "строительных" контрактов. Внести изменения можно в отношении закрытого перечня условий при возникновении независящих от сторон контракта обстоятельств, которые влекут невозможность его исполнения. Например, допускается изменить спецификации и типы оборудования, предусмотренные в проектной документации. Изменения вносятся в пределах доведенных ЛБО на срок исполнения контракта. Определена процедура подписания сторонами дополнительного соглашения, которое после подписания заказчиком размещается в реестре контрактов. Минфин России отметил, что в данном случае речь идет об изменении только государственных (муниципальных) контрактов. При этом контракты, заключенные не государственными (муниципальными) заказчиками, по Закону N 44-ФЗ можно изменить по ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ.

Кроме того, Правительство РФ продлило право некоторых заказчиков изменять "строительные" контракты при соблюдении ранее установленных Правительством РФ условий. Теперь изменить можно контракты, заключенные до 31 декабря 2022 г.

Кроме того, с соблюдением п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ можно изменить существенные условия "строительных" контрактов, заключенных до 31 декабря 2022 г. на год и более, цена которых - 1 млн руб. или более, если в ходе их исполнения возникли не зависящие от сторон обстоятельства, из-за которых работы выполнить нельзя.

Федеральный закон от 14.07.2022 N 286-ФЗ

Федеральный закон от 28.05.2022 N 146-ФЗ

Федеральный закон от 16.04.2022 N 104-ФЗ

Другие документы

Федеральный закон от 08.03.2022 N 46-ФЗ

Постановление Правительства РФ от 16.04.2022 N 680

Постановление Правительства РФ от 29.03.2022 N 505

Постановление Правительства РФ от 21.03.2022 N 417

Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 N 339

Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 N 340

Постановление Правительства РФ от 23.03.2022 N 439

Постановление Правительства РФ от 01.07.2022 N 1182

Информационное письмо Минфина России от 08.04.2022 N 24-01-09/29768

Информационное письмо Минфина России от 12.04.2022 N 24-01-07/31697

Письмо Минфина России от 28.04.2022 N 09-01-09/39495

Письмо Минфина России N 09-02-09/66304, Казначейства России N 07-04-05/04-16919 от 08.07.2022

Информационное письмо Минфина России от 12.07.2022 N 24-01-07/66840