Ограничение государственного и муниципального контроля

Минэкономразвития разъяснило особенности проведения госконтроля (надзора), муниципального контроля в 2022 г., в частности:

- раскрыто используемое при этом понятие непосредственной угрозы причинения вреда;

- дана рекомендация по вопросу о том, как определить факт причинения вреда или возникновения угрозы причинения тяжкого вреда здоровью и жизни;

- предусмотрено, что внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия по жалобе граждан в рамках государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного надзора проводятся, только если в ней есть сведения о нарушении прав заявителя;

- закреплено, что контролируемому лицу могут объявить предостережение, несмотря на определенный запрет выдачи предписаний в определенных случаях;

- рассмотрены вопросы о возможности привлечь контролируемое лицо к административной ответственности. Так, сообщается, в каком случае можно привлечь его к ответственности без проведения контрольных (надзорных) мероприятий.

На период, когда были перебои с поставками чековой ленты, ФНС России ограничила применение ответственности за невыдачу кассового чека. Она проинформировала о том, что пользователи ККТ не привлекаются к ответственности за отсутствие бумажного чека, если одновременно выполнены следующие условия:

- расчет зафиксирован на кассе;

- чековой ленты не было по независящим от пользователей ККТ обстоятельствам (временное отсутствие на рынке).

Сейчас перебоев с такими поставками нет. Отсутствие чековой ленты у конкретного пользователя ККТ не свидетельствует о том, что его вины в правонарушении нет. За невыдачу кассового чека могут привлечь к ответственности.

Плановые контрольные мероприятия в 2022 г. по общему правилу не проводятся. Допускаются плановые мероприятия в рамках:

- санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) в отношении определенных объектов, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска;

- пожарного надзора в отношении определенных объектов, отнесенных к категориям высокого и чрезвычайно высокого риска;

- надзора в области промышленной безопасности в отношении опасных производственных объектов II класса опасности;

- ветеринарного контроля (надзора) в области свиноводства.

Вместо планового мероприятия возможен профилактический визит и иные профилактические мероприятия.

Продлен срок исполнения предписаний, выданных до 10 марта 2022 г. и действующих на эту дату. Он автоматически увеличивается на 90 календарных дней со дня истечения срока исполнения. Срок продления может быть увеличен.

Внеплановые проверки (мероприятия) в 2022 г. проводятся только по определенному перечню оснований. Например, по согласованию с прокуратурой при угрозе:

- причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;

- обороне страны и безопасности государства;

- возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера.

В связи с этими ограничениями Росреестр отменил до конца 2022 г. плановые контрольные (надзорные) мероприятия в рамках:

- федерального земельного контроля (надзора);

- федерального госконтроля (надзора) за саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих и кадастровых инженеров.

На проверку, которая нарушает введенный мораторий, можно подать жалобу через портал госуслуг. Срок рассмотрения жалобы составляет один рабочий день.

В 2022 г. продолжается мониторинг, не требующий взаимодействия с контролируемыми лицами, в том числе через беспилотные воздушные суда. При выявлении нарушений инспекторы принимают меры по их предупреждению и профилактике.

Контрольные (надзорные) мероприятия Росреестра в отношении госорганов и органов местного самоуправления не ограничены.

Территориальным ОВД и подразделениям транспортной полиции в целях минимизации давления на малый и средний бизнес дано указание отменить все плановые проверки субъектов предпринимательской деятельности. Исключение - проверки, которые непосредственно затрагивают вопросы обеспечения безопасности. Все другие проверки подлежат обязательному согласованию с надзорными органами.

Существуют специальные нормы об ограничениях в части контроля (надзора) в отношении аккредитованных IT-компаний.

Установлены особенности осуществления в 2022 г. государственного (муниципального) финконтроля в отношении главных распорядителей (распорядителей) и получателей бюджетных средств. В частности, с 23 апреля 2022 г. до 1 января 2023 г. Федеральное казначейство (его территориальные органы) не проводят проверки указанных объектов контроля. Ограничения не распространяются на проверки по поручениям Президента РФ, Правительства РФ и требованиям Генерального прокурора РФ, ФСБ России, МВД России.

Для отдельных категорий контролируемых лиц предусмотрены свои особенности проведения проверок (например, для IT-организаций, для субъектов малого предпринимательства).

Федеральный закон от 08.03.2022 N 46-ФЗ

Письмо Минэкономразвития России от 24.03.2022 N Д24и-8436

Постановление Правительства РФ от 14.04.2022 N 665

Другие документы

Постановление Правительства РФ от 24.03.2022 N 448

Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 N 336

Информация МВД России от 24.03.2022

Письмо ФНС России от 28.04.2022 N АБ-4-20/5290@

Информация ФНС России

Информация Росреестра от 24.03.2022

Информация Минэкономразвития России от 11.04.2022 "На Госуслугах можно подать заявку на досудебное обжалование проверок на бизнес"