Приватизация непригодного для проживания жилья

Подборка наиболее важных документов по запросу Приватизация непригодного для проживания жилья (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации""Следовательно, бесплатной передаче в собственность граждан (приватизации) жилые помещения, непригодные для проживания, передаче не подлежат."
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Споры, связанные с приватизацией жилых помещений: Уполномоченный орган или лицо, действующее в его интересах, хочет признать договор приватизации (договор передачи) недействительным
(КонсультантПлюс, 2024)
проведение приватизации жилого помещения с нарушением требований законодательства (заключение договора неуполномоченным органом - документами, подтверждающими полномочия, нормативными актами; отнесение спорного помещения к специализированному фонду - выпиской из реестра специализированного жилищного фонда, справками; признание жилого помещения аварийным и непригодным для проживания - актом межведомственной комиссии; подложность документов, на основании которых Наниматель приобрел право пользования приватизированным жилым помещением, - заключениями экспертизы, материалами уголовного дела и т.п.)

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Некоторые проблемы внеочередного предоставления жилья отдельным категориям граждан: анализ правоприменительной практики
(Никифорова Н.Н.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 2)
Одно время положения этого пункта трактовались так, что только факта признания жилого помещения, в котором проживают такие граждане, достаточно для того, чтобы они могли претендовать на внеочередное предоставление жилья. Однако это не так. Указанным лицам сначала необходимо встать на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что прямо следует из названия ст. 57 ЖК РФ, а ставят их на учет после вступления в силу ЖК РФ, если они соответствуют не только критерию нуждаемости (ст. 51 ЖК РФ), но и являются малоимущими (ст. 49 ЖК РФ); к специальной категории субъектов, которые могут претендовать на жилье по социальному найму независимо от имущественного статуса (ч. 1 ст. 49 ЖК РФ), они не относятся. Соответствующий подход подтвержден как Конституционным Судом РФ, так и Верховным Судом РФ <1>. В то же время точка зрения, что таким лицам должно быть предоставлено другое жилое помещение во внеочередном порядке вне зависимости от имущественного статуса, заслуживает поддержки <2>, хотя бы потому, что сам факт признания жилого помещения непригодным для проживания при невозможности его ремонта свидетельствует о том, что дом надлежащим образом не содержался. Следовательно, наймодатель по договору социального найма, которым является, как правило, местная администрация, длительное время игнорировал исполнение своих обязанностей по договору, что и привело к неустранимой непригодности жилого помещения. При этом следует учитывать, что в порядке приватизации гражданам должно было передаваться пригодное для проживания, капитально отремонтированное жилье.

Нормативные акты

Постановление Конституционного Суда РФ от 25.04.2023 N 20-П
"По делу о проверке конституционности частей 1, 8 и 10 статьи 32 и пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 2 и части 3 статьи 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в связи с жалобами граждан С.Н. Бирюковой, А.Л. Лебедева и Т.С. Лебедевой, С.З. Раджабова"
Таким образом, сложившаяся практика допускает предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилье гражданам, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, только при условии, что эти граждане занимают такое помещение на основании договора социального найма. Для собственников же признание дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а помещения - непригодным для проживания обычно не означает немедленного получения нового благоустроенного помещения взамен непригодного, но предполагает достаточно долгое ожидание расселения в порядке очередности.
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 13.01.2022 N АПЛ21-518
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 13.10.2021 N АКПИ21-625, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 6 приложения N 8 к государственной программе Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства РФ 30.12.2017 N 1710>
Из положений Правил в их взаимосвязи следует, что жилые помещения и социальные выплаты на приобретение жилых помещений предоставляются собственникам или нанимателям жилых помещений по договорам социального найма и членам их семей. С учетом членов семьи также рассчитывается размер социальной выплаты и определяется норматив общей площади жилого помещения (пункты 4, 5). Следовательно, граждане, проживающие в жилом помещении, признанном ветхим и аварийным жильем, обеспечиваются жилым помещением, приобретенным (построенным) с использованием субсидий, или социальной выплатой для приобретения жилого помещения в составе семьи собственника или нанимателя жилого помещения по договору социального найма, в связи с чем несостоятельными являются доводы апелляционной жалобы о нарушении оспариваемым положением прав и законных интересов лиц, отказавшихся от приватизации жилых помещений и сохранивших право бессрочного пользования ими.