Подсудность уголовных дел с участием присяжных заседателей
Подборка наиболее важных документов по запросу Подсудность уголовных дел с участием присяжных заседателей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Государственная гражданская служба и муниципальная служба как основание для исключения из списков кандидатов в присяжные заседатели
(Венев Д.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 3)Развитие уголовно-процессуального законодательства, регулирующего подсудность уголовных дел с участием присяжных заседателей, предполагает совершенствование законодательства, регулирующего основания, в связи с которыми граждане подлежат исключению из списков кандидатов в присяжные заседатели. В настоящее время основаниями для исключения гражданина из списков кандидатов в присяжные заседатели является занятие им государственной должности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, прохождение военной службы и службы в правоохранительных органах. В настоящей статье исследуется вопрос о возможности включения в этот перечень таких оснований, как государственная гражданская служба и муниципальная служба. В качестве вывода сформулировано положение о том, что прохождение гражданином государственной гражданской службы и муниципальной службы должно быть внесено в перечень обстоятельств, в связи с которыми граждане подлежат исключению из списков кандидатов в присяжные заседатели. Такой вывод соответствует правовым и социальным особенностям данных видов службы.
(Венев Д.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 3)Развитие уголовно-процессуального законодательства, регулирующего подсудность уголовных дел с участием присяжных заседателей, предполагает совершенствование законодательства, регулирующего основания, в связи с которыми граждане подлежат исключению из списков кандидатов в присяжные заседатели. В настоящее время основаниями для исключения гражданина из списков кандидатов в присяжные заседатели является занятие им государственной должности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, прохождение военной службы и службы в правоохранительных органах. В настоящей статье исследуется вопрос о возможности включения в этот перечень таких оснований, как государственная гражданская служба и муниципальная служба. В качестве вывода сформулировано положение о том, что прохождение гражданином государственной гражданской службы и муниципальной службы должно быть внесено в перечень обстоятельств, в связи с которыми граждане подлежат исключению из списков кандидатов в присяжные заседатели. Такой вывод соответствует правовым и социальным особенностям данных видов службы.
Статья: Российская конституционная идентичность. Смертная казнь: против и... против
(Виноградова Е.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 1)Хотелось бы остановиться еще на одном решении КС, которое лишило права на суд присяжных граждан России, не достигших 18 лет. Это дело В.А. Филимонова <10>, при рассмотрении которого в качестве аргумента была обоснована позиция, что если смертная казнь к несовершеннолетним преступникам не может применяться, то, следовательно, обязанности государства обеспечивать им рассмотрение дела с участием присяжных заседателей не существует. Сформулировано это было следующим образом: российской Конституцией предусмотрено право на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей, но право на рассмотрение уголовного дела таким судом "...безусловно распространяется лишь на обвиняемых в совершении тех преступлений, за которые в санкциях статей Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена смертная казнь, если только согласно Общей части данного Кодекса они не относятся к лицам, которым эта исключительная мера наказания не назначается" <11>. Логика, на наш взгляд, весьма ущербная, все звучавшие тогда доводы, к числу которых относился и аргумент, что в таком случае на суд присяжных не имеют право и женщины, в отношении которых она не может применяться, и мужчины старше 65 лет, не были услышаны. Но влияние решений органа конституционного контроля Российской Федерации безусловно, несмотря на то, что в своих правовых позициях КС постоянно подчеркивает, что в рамках предоставленных федеральному законодателю дискреционных полномочий именно он определяет правила подсудности уголовных дел суду с участием присяжных.
(Виноградова Е.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 1)Хотелось бы остановиться еще на одном решении КС, которое лишило права на суд присяжных граждан России, не достигших 18 лет. Это дело В.А. Филимонова <10>, при рассмотрении которого в качестве аргумента была обоснована позиция, что если смертная казнь к несовершеннолетним преступникам не может применяться, то, следовательно, обязанности государства обеспечивать им рассмотрение дела с участием присяжных заседателей не существует. Сформулировано это было следующим образом: российской Конституцией предусмотрено право на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей, но право на рассмотрение уголовного дела таким судом "...безусловно распространяется лишь на обвиняемых в совершении тех преступлений, за которые в санкциях статей Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена смертная казнь, если только согласно Общей части данного Кодекса они не относятся к лицам, которым эта исключительная мера наказания не назначается" <11>. Логика, на наш взгляд, весьма ущербная, все звучавшие тогда доводы, к числу которых относился и аргумент, что в таком случае на суд присяжных не имеют право и женщины, в отношении которых она не может применяться, и мужчины старше 65 лет, не были услышаны. Но влияние решений органа конституционного контроля Российской Федерации безусловно, несмотря на то, что в своих правовых позициях КС постоянно подчеркивает, что в рамках предоставленных федеральному законодателю дискреционных полномочий именно он определяет правила подсудности уголовных дел суду с участием присяжных.
Нормативные акты
Федеральный закон от 20.08.2004 N 113-ФЗ
(ред. от 16.02.2022)
"О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации"1. Граждане Российской Федерации (далее - граждане) имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им уголовных дел с участием присяжных заседателей. Ограничение данного права устанавливается только федеральным законом.
(ред. от 16.02.2022)
"О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации"1. Граждане Российской Федерации (далее - граждане) имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им уголовных дел с участием присяжных заседателей. Ограничение данного права устанавливается только федеральным законом.
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2012 года"Согласно вынесенному Конституционным Судом решению, поскольку рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей не является обязательным условием реализации конституционного права на судебную защиту, а оспоренные заявителем законоположения, как исключающие определенные категории уголовных дел из подсудности суда с участием присяжных заседателей, не предполагают возможность их рассмотрения этим судом, постольку в целях обеспечения справедливого, всестороннего и объективного разрешения уголовного дела в том случае, когда невозможно выделить в отдельное производство уголовное дело в отношении одного или нескольких подсудимых, заявивших ходатайство о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей, такое уголовное дело не подсудно этому суду, а подлежит рассмотрению в отношении всех подсудимых судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции, являющимся законным судом для всех подсудимых.
Статья: Конституционный Суд Российской Федерации: 30 лет на защите прав граждан. На примерах практики
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Названным Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации фактически определены конституционно-правовые параметры реализации дискреции федерального законодателя в части регулирования подсудности уголовных дел суду с участием присяжных заседателей.
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Названным Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации фактически определены конституционно-правовые параметры реализации дискреции федерального законодателя в части регулирования подсудности уголовных дел суду с участием присяжных заседателей.