Предоставление земельного участка в аренду без торгов
Подборка наиболее важных документов по запросу Предоставление земельного участка в аренду без торгов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Аренда земельного участка: Перечень всех ситуаций
(КонсультантПлюс, 2025)2.3. Арендодатель, по мнению Арендатора, неправомерно отказал в предоставлении в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов
(КонсультантПлюс, 2025)2.3. Арендодатель, по мнению Арендатора, неправомерно отказал в предоставлении в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как предоставить в аренду государственный или муниципальный земельный участок
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как предоставить земельный участок в аренду без аукциона
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как предоставить земельный участок в аренду без аукциона
Ситуация: Каков порядок предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)2.3.1. Предоставление земельного участка без проведения торгов
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)2.3.1. Предоставление земельного участка без проведения торгов
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на IV квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Внесены изменения в критерии, которым должны соответствовать масштабные инвестиционные проекты, для реализации которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в аренду без проведения торгов (25.11.2025)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Внесены изменения в критерии, которым должны соответствовать масштабные инвестиционные проекты, для реализации которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в аренду без проведения торгов (25.11.2025)
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 39.14. Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 39.14. Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов
Ситуация: Может ли ветеран боевых действий приобрести земельный участок на льготных условиях?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Ветераны боевых действий имеют первоочередное право на приобретение садовых и огородных земельных участков в аренду без проведения торгов. Бесплатное предоставление земельных участков ветеранам боевых действий на федеральном уровне не предусмотрено.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Ветераны боевых действий имеют первоочередное право на приобретение садовых и огородных земельных участков в аренду без проведения торгов. Бесплатное предоставление земельных участков ветеранам боевых действий на федеральном уровне не предусмотрено.
Статья: Земельно-правовое регулирование как инструмент обеспечения пользования недрами
(Игнатьева И.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 8)Таким образом, недропользование в земельном праве рассматривается как деятельность, которая при соблюдении соответствующих требований законодательства является основанием для предоставления земельного участка в аренду без торгов, для установления сервитута на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для выдачи разрешения или иного предусмотренного в законодательстве субъектов Российской Федерации документа (или для заключения договора), позволяющего использовать земли и земельные участки без предоставления последних и установления сервитута, публичного сервитута.
(Игнатьева И.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 8)Таким образом, недропользование в земельном праве рассматривается как деятельность, которая при соблюдении соответствующих требований законодательства является основанием для предоставления земельного участка в аренду без торгов, для установления сервитута на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для выдачи разрешения или иного предусмотренного в законодательстве субъектов Российской Федерации документа (или для заключения договора), позволяющего использовать земли и земельные участки без предоставления последних и установления сервитута, публичного сервитута.
Готовое решение: Что такое земли (территории) общего пользования и каковы особенности их использования
(КонсультантПлюс, 2025)В то же время земельные участки общего пользования могут быть предоставлены в аренду без торгов. Перечень случаев предоставления земельных участков без торгов приведен в п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ. Например, вам могут предоставить участок общего пользования в аренду, если на нем расположено принадлежащее вам здание (сооружение), которое было приватизировано без земельного участка (пп. 9 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, п. 3 ст. 28 Закона о приватизации).
(КонсультантПлюс, 2025)В то же время земельные участки общего пользования могут быть предоставлены в аренду без торгов. Перечень случаев предоставления земельных участков без торгов приведен в п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ. Например, вам могут предоставить участок общего пользования в аренду, если на нем расположено принадлежащее вам здание (сооружение), которое было приватизировано без земельного участка (пп. 9 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, п. 3 ст. 28 Закона о приватизации).
Статья: Нововведения в порядке предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства
(Сукало В.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 8)В подп. 1 ч. 7 ст. 10.1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлено дополнительное основание для отказа в предоставлении земельного участка в аренду без торгов для ведения К(Ф)Х - если площадь испрашиваемого земельного участка либо сумма площади уже имеющихся у заявителя и испрашиваемого земельных участков больше установленных законом субъекта Российской Федерации максимальных размеров земельных участков, предоставляемых для ведения К(Ф)Х.
(Сукало В.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 8)В подп. 1 ч. 7 ст. 10.1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлено дополнительное основание для отказа в предоставлении земельного участка в аренду без торгов для ведения К(Ф)Х - если площадь испрашиваемого земельного участка либо сумма площади уже имеющихся у заявителя и испрашиваемого земельных участков больше установленных законом субъекта Российской Федерации максимальных размеров земельных участков, предоставляемых для ведения К(Ф)Х.
Статья: Обмен земельными участками, находящимися в различных формах собственности (глава V.2 ЗК РФ), - существующие вызовы и перспективы применения
(Башарин А.В.)
("Закон", 2024, N 3)<34> В Определении ВС РФ от 28.02.2023 N 303-ЭС22-29680 по делу N А24-1066/2022 делается вывод о том, что статус масштабного инвестиционного проекта присваивается в целях последующего предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов.
(Башарин А.В.)
("Закон", 2024, N 3)<34> В Определении ВС РФ от 28.02.2023 N 303-ЭС22-29680 по делу N А24-1066/2022 делается вывод о том, что статус масштабного инвестиционного проекта присваивается в целях последующего предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов.
Статья: Уступка права аренды земельного участка
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пунктом 5 ст. 22 ЗК РФ дополнительно установлено, что арендатор земельного участка, за исключением участников свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, которым земельные участки предоставлены в аренду без проведения торгов для реализации договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2014 N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", а также субъектов малого и среднего предпринимательства, арендующих земельные участки, включенные в перечни государственного имущества и муниципального имущества, предусмотренные ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, которым предоставлены земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия арендодателя при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. При этом заключение нового договора аренды земельного участка не требуется.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пунктом 5 ст. 22 ЗК РФ дополнительно установлено, что арендатор земельного участка, за исключением участников свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, которым земельные участки предоставлены в аренду без проведения торгов для реализации договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2014 N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", а также субъектов малого и среднего предпринимательства, арендующих земельные участки, включенные в перечни государственного имущества и муниципального имущества, предусмотренные ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, которым предоставлены земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия арендодателя при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. При этом заключение нового договора аренды земельного участка не требуется.
Статья: Оформление прав на публичные земельные участки для целей разработки месторождений полезных ископаемых: практические аспекты
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2024, N 5)Из-за отсутствия четкого разграничения понятий "добыча полезного ископаемого" и "разработка месторождения полезного ископаемого" проблемы возникли в основном применительно к определению объекта обложения налогом на добычу полезного ископаемого, а именно добытого полезного ископаемого <14>. Но это не единственная сфера, испытавшая негативные последствия отсутствия понятийного аппарата в законодательстве о недропользовании. Так, при оформлении прав на земельный участок возникают трудности с определением пространственных границ земельного участка, необходимого для целей разработки месторождения полезного ископаемого: где именно этот участок может располагаться относительно проекции границ горного отвода на поверхность земли? Ни ст. 25.1 Закона о недрах, ни подп. 20 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, предусматривающие предоставление земельного участка в аренду без торгов для целей недропользования, ничего по этому поводу не говорят и, кроме того, не дифференцируют предоставление земельных участков в зависимости от конкретных видов недропользования, используя один термин "пользование недрами".
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2024, N 5)Из-за отсутствия четкого разграничения понятий "добыча полезного ископаемого" и "разработка месторождения полезного ископаемого" проблемы возникли в основном применительно к определению объекта обложения налогом на добычу полезного ископаемого, а именно добытого полезного ископаемого <14>. Но это не единственная сфера, испытавшая негативные последствия отсутствия понятийного аппарата в законодательстве о недропользовании. Так, при оформлении прав на земельный участок возникают трудности с определением пространственных границ земельного участка, необходимого для целей разработки месторождения полезного ископаемого: где именно этот участок может располагаться относительно проекции границ горного отвода на поверхность земли? Ни ст. 25.1 Закона о недрах, ни подп. 20 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, предусматривающие предоставление земельного участка в аренду без торгов для целей недропользования, ничего по этому поводу не говорят и, кроме того, не дифференцируют предоставление земельных участков в зависимости от конкретных видов недропользования, используя один термин "пользование недрами".
Ответы на часто задаваемые вопросы к ст. 39.6 ЗК РФ
(КонсультантПлюс, 2025)4. Как продлить договор аренды публичного земельного участка, предоставленного без торгов?
(КонсультантПлюс, 2025)4. Как продлить договор аренды публичного земельного участка, предоставленного без торгов?
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Дополнительно отметим, что п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ содержит в себе исчерпывающий перечень случаев предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов <1>.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Дополнительно отметим, что п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ содержит в себе исчерпывающий перечень случаев предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов <1>.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Применяются ли правила определения арендной платы для федеральных земель к договорам аренды земель субъектов РФ, муниципальных образований и неразграниченных земель
(КонсультантПлюс, 2025)Пунктом 3 Правил определения размера арендной платы, утвержденные Постановлением N 582, размер арендной платы в случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для проведения работ, связанных с пользованием недрами, определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 2% в отношении земельного участка, предоставленного недропользователю для проведения работ, связанных с пользованием недрами.
Применяются ли правила определения арендной платы для федеральных земель к договорам аренды земель субъектов РФ, муниципальных образований и неразграниченных земель
(КонсультантПлюс, 2025)Пунктом 3 Правил определения размера арендной платы, утвержденные Постановлением N 582, размер арендной платы в случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для проведения работ, связанных с пользованием недрами, определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 2% в отношении земельного участка, предоставленного недропользователю для проведения работ, связанных с пользованием недрами.