Предоставление земельного участка в аренду государственному унитарному предприятию
Подборка наиболее важных документов по запросу Предоставление земельного участка в аренду государственному унитарному предприятию (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 276 "Прекращение сервитута" ГК РФ"Суд апелляционной инстанции, отменяя решение и дополнительное решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении иска, руководствуясь положениями статей 216, 274 - 276 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации, исходил из того, актуальная выписка из ЕГРН о наличии зарегистрированного права на здание КПП на дату предъявления иска истцом не представлена, а датирована 2015 г., при этом согласно его пояснениям здание КПП представляет собой не имеющий фундамента строительный вагончик, фотография которого имеется в материалах дела, что не оспаривалось истцом и подтверждено дополнительной судебной экспертизой ООО "ЭКЦ "НЕЗАВИСИМОСТЬ", согласно которой участок истца не имеет каких-либо надземных построек и объектов капитального строительства, при этом истец, являясь арендатором земельного участка, правом предъявления требования об установлении сервитута для обеспечения доступа к земельному участку не обладает, эксперт ГУП МО "МОБТИ" ФИО7 в судебном заседании пояснила, что вопрос о вариантах установления сервитута с целью обеспечения прохода и проезда именно к зданию КПП и в соответствии с ПДД не рассматривался, а определялся для обеспечения проезда транспорта на земельный участок с кадастровым номером N находящийся в аренде у истца. Также суд учел, что согласно дополнительной судебной экспертизе ООО "ЭКЦ "НЕЗАВИСИМОСТЬ" безопасная и допустимая нормативными документами организация въезда и выезда любых транспортных средств на участок истца со стороны соседнего земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060602:26 не представляется возможной ввиду запрета ПДД осуществления сквозного проезда по территории АЗС."
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право (новое поступление): Добросовестность арендатора
(КонсультантПлюс, 2024)...между Государственным унитарным предприятием... (арендатор) и Территориальным управлением Росимущества... (арендодатель) заключен договор аренды земельного участка... в целях сельскохозяйственного использования сроком на 15 лет.
(КонсультантПлюс, 2024)...между Государственным унитарным предприятием... (арендатор) и Территориальным управлением Росимущества... (арендодатель) заключен договор аренды земельного участка... в целях сельскохозяйственного использования сроком на 15 лет.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Споры об определении размера арендной платы за пользование государственным земельным участком как последствие заключения договора аренды неуполномоченным публичным субъектом
(Крестьянцева Е.С.)
("Закон", 2023, N 3)Сложности начинаются уже на этапе определения лица, уполномоченного передавать земельные участки в аренду, и связаны они с различными полномочиями трех уровней власти: федеральной, субъектов Федерации и муниципальной, а также попытками провести разграничение прав собственности на землю между этими тремя уровнями. К слову, такое разграничение не завершено и по сей день. Многие земельные участки в государственной собственности до сих пор не имеют записи о конкретном собственнике. При этом муниципальные образования вправе распоряжаться земельными участками, право собственности на которые не разграничено <1>. Соответственно, если в выписке из ЕГРН отсутствуют сведения о Российской Федерации как о собственнике земельного участка, земельный участок передается в аренду муниципальным образованием. Вместе с тем в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относят земельные участки, предоставленные государственным унитарным предприятиям <2>. На практике часто встречаются случаи, когда земельный участок предоставляется в аренду правопреемнику предприятия муниципальным образованием в связи с отсутствием записи о праве собственности в реестре, а впоследствии регистрируется право собственности Российской Федерации <3>.
(Крестьянцева Е.С.)
("Закон", 2023, N 3)Сложности начинаются уже на этапе определения лица, уполномоченного передавать земельные участки в аренду, и связаны они с различными полномочиями трех уровней власти: федеральной, субъектов Федерации и муниципальной, а также попытками провести разграничение прав собственности на землю между этими тремя уровнями. К слову, такое разграничение не завершено и по сей день. Многие земельные участки в государственной собственности до сих пор не имеют записи о конкретном собственнике. При этом муниципальные образования вправе распоряжаться земельными участками, право собственности на которые не разграничено <1>. Соответственно, если в выписке из ЕГРН отсутствуют сведения о Российской Федерации как о собственнике земельного участка, земельный участок передается в аренду муниципальным образованием. Вместе с тем в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относят земельные участки, предоставленные государственным унитарным предприятиям <2>. На практике часто встречаются случаи, когда земельный участок предоставляется в аренду правопреемнику предприятия муниципальным образованием в связи с отсутствием записи о праве собственности в реестре, а впоследствии регистрируется право собственности Российской Федерации <3>.
Путеводитель по судебной практике. Аренда. Общие положения"...Согласно решению суда первой инстанции от 03.11.2004, вступившему в законную силу, Территориальным управлением Минимущества России по городу Сочи было издано распоряжение от 28.12.2004 N 04-04/3285 "О предоставлении Киколенко Наталье Юрьевне земельного участка в пользование на условиях аренды в связи с приобретением права собственности на недвижимое имущество и упорядочении землепользования федерального государственного унитарного предприятия "1-я судостроительная верфь" Министерства обороны Российской Федерации по ул. Ушакова, строение 2 в Лазаревском районе города Сочи".
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.02.2007 N 13-ФЗ
(ред. от 03.07.2016)
"Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)10. Земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования, на праве аренды федеральным государственным унитарным предприятиям атомного энергопромышленного комплекса, подлежащим приватизации в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным государственным организациям атомного энергопромышленного комплекса, передаваемым основному акционерному обществу, а также земельные участки, занятые объектами недвижимого имущества, вносимыми в уставный капитал основного акционерного общества, и необходимые для использования указанных объектов, передаются в собственность открытых акционерных обществ, создаваемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.
(ред. от 03.07.2016)
"Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)10. Земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования, на праве аренды федеральным государственным унитарным предприятиям атомного энергопромышленного комплекса, подлежащим приватизации в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным государственным организациям атомного энергопромышленного комплекса, передаваемым основному акционерному обществу, а также земельные участки, занятые объектами недвижимого имущества, вносимыми в уставный капитал основного акционерного общества, и необходимые для использования указанных объектов, передаются в собственность открытых акционерных обществ, создаваемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)2. В случае, если находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду государственному или муниципальному унитарному предприятию, государственному или муниципальному учреждению, соглашение об установлении сервитута заключается при наличии согласия в письменной форме федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, в ведении которых находятся эти предприятие, учреждение.
(ред. от 08.08.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)2. В случае, если находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду государственному или муниципальному унитарному предприятию, государственному или муниципальному учреждению, соглашение об установлении сервитута заключается при наличии согласия в письменной форме федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, в ведении которых находятся эти предприятие, учреждение.