Предоставление земельного участка сельскохозяйственного назначения без торгов
Подборка наиболее важных документов по запросу Предоставление земельного участка сельскохозяйственного назначения без торгов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Предоставление земельного участка в аренду без торгов
(КонсультантПлюс, 2025)Договор о предоставлении в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения без торгов (п. 5.1 ст. 10 Закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ) признается недействительным, если до его заключения участок фактически не использовался
(КонсультантПлюс, 2025)Договор о предоставлении в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения без торгов (п. 5.1 ст. 10 Закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ) признается недействительным, если до его заключения участок фактически не использовался
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Аренда земельного участка сельскохозяйственного назначения
(КонсультантПлюс, 2025)Предоставление публичного земельного участка сельхозназначения в аренду без торгов сельхозорганизациям, получающим господдержку, допускается только при непоступлении заявлений о предоставлении этого участка по тому же основанию от иных сельхозорганизаций по истечении 30 дней после опубликования соответствующего извещения
(КонсультантПлюс, 2025)Предоставление публичного земельного участка сельхозназначения в аренду без торгов сельхозорганизациям, получающим господдержку, допускается только при непоступлении заявлений о предоставлении этого участка по тому же основанию от иных сельхозорганизаций по истечении 30 дней после опубликования соответствующего извещения
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Нововведения в порядке предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства
(Сукало В.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 8)По процедуре, предусмотренной ст. 10.1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", возможно предоставление земельного участка без торгов для ведения К(Ф)Х только на праве аренды. В порядке, установленном же ст. 39.18 ЗК РФ, можно получить земельный участок для таких целей без торгов и в аренду, и сразу в собственность - на выбор заявителя.
(Сукало В.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 8)По процедуре, предусмотренной ст. 10.1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", возможно предоставление земельного участка без торгов для ведения К(Ф)Х только на праве аренды. В порядке, установленном же ст. 39.18 ЗК РФ, можно получить земельный участок для таких целей без торгов и в аренду, и сразу в собственность - на выбор заявителя.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за ноябрь 2024 года
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Саргсян Т.А., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 1)Иное толкование закона означало бы возникновение возможности получения права на приобретение земельных участков сельскохозяйственного назначения без торгов по льготной цене для лиц, непосредственно не осуществляющих сельскохозяйственную деятельность и не намеревающихся использовать участки в дальнейшем для данного вида деятельности, что является недопустимым и не соответствующим цели введенного законодателем ограничения, поскольку публичный интерес состоит в рациональном и эффективном использовании участков, в отношении которых заключается договор купли-продажи.
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Саргсян Т.А., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 1)Иное толкование закона означало бы возникновение возможности получения права на приобретение земельных участков сельскохозяйственного назначения без торгов по льготной цене для лиц, непосредственно не осуществляющих сельскохозяйственную деятельность и не намеревающихся использовать участки в дальнейшем для данного вида деятельности, что является недопустимым и не соответствующим цели введенного законодателем ограничения, поскольку публичный интерес состоит в рациональном и эффективном использовании участков, в отношении которых заключается договор купли-продажи.
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"7. Орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии наряду с основаниями, предусмотренными статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, хотя бы одного из следующих оснований:
(ред. от 26.12.2024)
"Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"7. Орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии наряду с основаниями, предусмотренными статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, хотя бы одного из следующих оснований:
Статья: Личное подсобное хозяйство на полевых участках: коллизии правового регулирования
(Сукало В.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 7)Полагаю, заключенные без торгов договоры купли-продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленные ранее в аренду без торгов для ведения ЛПХ за границами населенных пунктов, являются недействительными в силу ничтожности согласно пункту 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
(Сукало В.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 7)Полагаю, заключенные без торгов договоры купли-продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленные ранее в аренду без торгов для ведения ЛПХ за границами населенных пунктов, являются недействительными в силу ничтожности согласно пункту 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статья: Проблемы применения законодательства о приватизации земель сельскохозяйственного назначения
(Землякова Г.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 3)Позднее, в 2022 году, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации также со ссылкой на приведенное Апелляционное определение N 19-АПГ18-3 Верховного Суда Российской Федерации признала соответствующим закону отказ Территориального управления Росимущества в предоставлении в собственность без торгов земельных участков сельскохозяйственного назначения обществу в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования. В Определении от 26 декабря 2022 года N 308-ЭС22-18521 Судебная коллегия отметила, что Законом об обороте земель не определен иной момент начала приватизации земель сельскохозяйственного назначения в порядке переоформления права постоянного бессрочного пользования, а пункт 2 статьи 3 Вводного закона лишь определяет специальные условия приобретения земли в частную собственность. Таким образом, установленный Законом Кабардино-Балкарской Республики от 30 июля 2004 года N 23-РЗ момент начала приватизации земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности (через 49 лет с момента вступления в силу закона), подлежит применению и в рассматриваемой ситуации. Иное толкование закона означало бы обход установленного субъектом моратория на приватизацию таких земель <30>.
(Землякова Г.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 3)Позднее, в 2022 году, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации также со ссылкой на приведенное Апелляционное определение N 19-АПГ18-3 Верховного Суда Российской Федерации признала соответствующим закону отказ Территориального управления Росимущества в предоставлении в собственность без торгов земельных участков сельскохозяйственного назначения обществу в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования. В Определении от 26 декабря 2022 года N 308-ЭС22-18521 Судебная коллегия отметила, что Законом об обороте земель не определен иной момент начала приватизации земель сельскохозяйственного назначения в порядке переоформления права постоянного бессрочного пользования, а пункт 2 статьи 3 Вводного закона лишь определяет специальные условия приобретения земли в частную собственность. Таким образом, установленный Законом Кабардино-Балкарской Республики от 30 июля 2004 года N 23-РЗ момент начала приватизации земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности (через 49 лет с момента вступления в силу закона), подлежит применению и в рассматриваемой ситуации. Иное толкование закона означало бы обход установленного субъектом моратория на приватизацию таких земель <30>.