Перепланировка в отдельно стоящем нежилом здании



Подборка наиболее важных документов по запросу Перепланировка в отдельно стоящем нежилом здании (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2025 N 306-ЭС25-218 по делу N А72-15352/2023
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования заявителя: О признании незаконными отказов в согласовании переводов жилых помещений в нежилые, об обязании согласовать перевод.
Обстоятельства: Истец указывает на то, что оспариваемые отказы мотивированы непроведением экспертизы проектных документаций, непредставлением документа.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, так как суды не установили исследование обстоятельства такого, как действительное функциональное назначение спорных объектов, соответствие спорных объектов недвижимости с учетом цели их предполагаемого использования требованиям градостроительных, строительных, противопожарных норм и правил.
Администрация письмами от 1 сентября 2023 г. отказала в согласовании перевода, указав следующее: в нарушение части 2 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) отсутствуют документы, подтверждающие, что переводимые помещения не используются собственником помещений или иными гражданами в качестве места постоянного проживания; при переводе индивидуальных жилых домов в нежилые здания образуются отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей более чем два, в связи с чем проектная документация таких объектов подлежит экспертизе.
Определение Верховного Суда РФ от 23.04.2025 N 306-ЭС25-218 по делу N А72-15352/2023
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконными отказов органа местного самоуправления в согласовании переводов жилых помещений в нежилые, об обязании согласовать перевод.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено в части.
Решение: Дело передано в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ, поскольку заслуживает внимания довод о том, что для осуществления перевода жилого здания в нежилое необходимо разрабатывать проект перепланировки, которым учитываются параметры, конструкции строения, возможность осуществления той деятельности на земельном участке, для которой здание переводится в нежилой статус.
Администрация письмами от 1 сентября 2023 г. отказала в согласовании перевода, указав следующее: в нарушение части 2 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) отсутствуют документы, подтверждающие, что переводимые помещения не используются собственником помещений или иными гражданами в качестве места постоянного проживания; при переводе индивидуальных жилых домов в нежилые здания образуются отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей более чем два, в связи с чем проектная документация таких объектов подлежит экспертизе.
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

показать больше документов

Нормативные акты

Решение Московского областного суда от 10.02.2020 по делу N 3а-373/2020
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими распоряжения Минмособлимущества от 27.11.2017 N 13ВР-1746 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" и распоряжения Минмособлимущества от 27.11.2018 N 15ВР-1632 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость">
Указанные обстоятельства также следуют из технической документации, согласно которой объект недвижимости - здание с кадастровым номером <...> на 2012 год являлось отдельно стоящим нежилым строением магазина площадью 1011.1 кв. метров. После проведенной внутренней перепланировки (возведение новых внутренних перегородок) и капитального ремонта площадь объекта в 2018 году составила 998.4 кв. метров. Назначение объекта как торговое, и осуществление в нем торговой деятельности после проведенной реконструкции осталось не неизменным. Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером <...> площадью 1280 кв. метров вид разрешенного использования под строительство магазина.
Решение Челябинского УФАС России от 06.12.2021 N 074/01/16-709/2021
Обстоятельства: При приобретении нежилых помещений для размещения дошкольного образовательного учреждения (детского сада) ответчиками было заключено соглашение, которое привело к ограничению конкуренции на рынке продажи недвижимого нежилого имущества, рынке оптовой и розничной торговли, создало неравные условия для заключения контракта по выкупу помещений и благоустроенной детской игровой площадки.
Решение: Ответчики признаны нарушившими пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Ввиду того, что в рассматриваемом случае органом местного самоуправления Копейского городского округа Челябинской области для размещения дошкольного образовательного учреждения приобреталось не отдельно стоящее здание, а нежилые помещения, расположенные в многоквартирном доме, которые с целью размещения в них названного учреждения были перепланированы и перестроены, Комиссия считает возможным применить позицию судов и ФАС России о наличии на момент осуществления закупки построенного здания по аналогии, в связи с чем, по мнению Комиссии, выкупаемые помещения на момент заключения Контракта должны были быть уже реконструированы в полном объеме, а с учетом требований Государственной программы, следует говорить о том, что уже на дату подачи заявки в отношении выкупаемых помещений должна быть проведена реконструкция.
показать больше документов