Орган по профилактике коррупционных и иных правонарушений
Подборка наиболее важных документов по запросу Орган по профилактике коррупционных и иных правонарушений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 12 "Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора" Федерального закона "О противодействии коррупции"В соответствии пунктом 17.3 Положения - уведомление, указанное в подпункте "д" пункта 16 Положения (поступившее в соответствии с ч. 4 ст. 12 Закона о противодействии коррупции и ст. 64.1 ТК РФ), рассматривается подразделением кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, которое осуществляет подготовку мотивированного заключения о соблюдении гражданином, замещавшим должность государственной службы в государственном органе, требований ст. 12 Закона о противодействии коррупции.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Предпринимательская деятельность государственных и муниципальных служащих: соблюдение антикоррупционного запрета и получение дохода
(Ваймер Е.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Впрочем, Минтруд России акцентирует внимание на том, что подразделениям государственных и муниципальных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений к вопросу получения доходов служащими, в том числе использующих специальный налоговый режим, следует отнестись внимательно. Необходимо выяснить природу получаемых лицом доходов, а также иные обстоятельства, поскольку возможны случаи нарушения антикоррупционных стандартов и совершения коррупционных правонарушений.
(Ваймер Е.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Впрочем, Минтруд России акцентирует внимание на том, что подразделениям государственных и муниципальных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений к вопросу получения доходов служащими, в том числе использующих специальный налоговый режим, следует отнестись внимательно. Необходимо выяснить природу получаемых лицом доходов, а также иные обстоятельства, поскольку возможны случаи нарушения антикоррупционных стандартов и совершения коррупционных правонарушений.
Статья: Правовое регулирование противодействия коррупции на региональном и муниципальном уровне
(Габиева С.М., Газихмаев Д.Б.)
("Современное право", 2025, N 3)Субъектами Федерации издаются законы и подзаконные нормативные правовые акты по основным направлениям антикоррупционной деятельности. Так, в Республике Дагестан в развитие федеральных норм был принят Закон от 07.04.2009 N 21 "О противодействии коррупции в Республике Дагестан" (ред. от 13.12.2023), в котором дан обширный перечень мер по профилактике коррупции в органах местного самоуправления, включающих в том числе совершенствование нормативной базы. Согласно Закону органы местного самоуправления Республики Дагестан и их должностные лица должны информировать уполномоченный орган по профилактике коррупционных и иных правонарушений о принимаемых антикоррупционных мерах. С целью профилактики коррупции в Законе зафиксированы следующие задачи: проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов; рассмотрение в органах местного самоуправления результатов вступивших в законную силу судебных решений один раз в квартал [6, с. 54]; устранение причин коррупции; создание условий, снижающих возникновение коррупционных рисков; привлечение институтов гражданского общества к противодействию коррупции; формирование негативного отношения к коррупции; повышение выгоды от законных действий и т.д.
(Габиева С.М., Газихмаев Д.Б.)
("Современное право", 2025, N 3)Субъектами Федерации издаются законы и подзаконные нормативные правовые акты по основным направлениям антикоррупционной деятельности. Так, в Республике Дагестан в развитие федеральных норм был принят Закон от 07.04.2009 N 21 "О противодействии коррупции в Республике Дагестан" (ред. от 13.12.2023), в котором дан обширный перечень мер по профилактике коррупции в органах местного самоуправления, включающих в том числе совершенствование нормативной базы. Согласно Закону органы местного самоуправления Республики Дагестан и их должностные лица должны информировать уполномоченный орган по профилактике коррупционных и иных правонарушений о принимаемых антикоррупционных мерах. С целью профилактики коррупции в Законе зафиксированы следующие задачи: проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов; рассмотрение в органах местного самоуправления результатов вступивших в законную силу судебных решений один раз в квартал [6, с. 54]; устранение причин коррупции; создание условий, снижающих возникновение коррупционных рисков; привлечение институтов гражданского общества к противодействию коррупции; формирование негативного отношения к коррупции; повышение выгоды от законных действий и т.д.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"1. Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений или в соответствии со статьей 13.4 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" уполномоченным подразделением Администрации Президента Российской Федерации, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии. С согласия гражданского служащего и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения взыскание, за исключением увольнения в связи с утратой доверия, может быть применено на основании доклада подразделения кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений о совершении коррупционного правонарушения, в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения такого гражданского служащего.
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"1. Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений или в соответствии со статьей 13.4 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" уполномоченным подразделением Администрации Президента Российской Федерации, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии. С согласия гражданского служащего и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения взыскание, за исключением увольнения в связи с утратой доверия, может быть применено на основании доклада подразделения кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений о совершении коррупционного правонарушения, в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения такого гражданского служащего.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Взыскания за коррупционные правонарушения налагаются на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений органа принудительного исполнения либо в соответствии со ст. 13.4 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" уполномоченным подразделением Администрации Президента Российской Федерации, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению сотрудников и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию), - также на основании рекомендации указанной комиссии.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Взыскания за коррупционные правонарушения налагаются на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений органа принудительного исполнения либо в соответствии со ст. 13.4 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" уполномоченным подразделением Администрации Президента Российской Федерации, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению сотрудников и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию), - также на основании рекомендации указанной комиссии.
Статья: Правовые технологии противодействия коррупции
(Ваймер Е.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)В субъектах Российской Федерации проводится антикоррупционный мониторинг, целью которого является оценка и анализ состояния коррупции в конкретном регионе. Результаты регионального мониторинга оформляются периодически (ежеквартально и ежегодно). Отчетность структурирована на разделы, позиции и показатели в количественном выражении. Обобщение информации осуществляется органом по профилактике коррупционных и иных правонарушений и является официальным источником информации об эффективности антикоррупционной работы в субъекте Российской Федерации и его муниципальных образованиях <18>.
(Ваймер Е.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)В субъектах Российской Федерации проводится антикоррупционный мониторинг, целью которого является оценка и анализ состояния коррупции в конкретном регионе. Результаты регионального мониторинга оформляются периодически (ежеквартально и ежегодно). Отчетность структурирована на разделы, позиции и показатели в количественном выражении. Обобщение информации осуществляется органом по профилактике коррупционных и иных правонарушений и является официальным источником информации об эффективности антикоррупционной работы в субъекте Российской Федерации и его муниципальных образованиях <18>.
Статья: К вопросу о необходимости соблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования спора при обращении прокурора в суд
(Мишакова Н.В., Касьянчик Я.Н., Надин А.Н.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 5)В Апелляционном определении судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 23.06.2020 прокурору была разъяснена необходимость первоначального обращения в орган по профилактике коррупционных и иных правонарушений Администрации Губернатора и Правительства Ленинградской области. Указано, что после устранения всех обстоятельств, послуживших основанием для оставления искового заявления без рассмотрения, он вправе вновь обратиться в суд с заявлением в общем порядке.
(Мишакова Н.В., Касьянчик Я.Н., Надин А.Н.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 5)В Апелляционном определении судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 23.06.2020 прокурору была разъяснена необходимость первоначального обращения в орган по профилактике коррупционных и иных правонарушений Администрации Губернатора и Правительства Ленинградской области. Указано, что после устранения всех обстоятельств, послуживших основанием для оставления искового заявления без рассмотрения, он вправе вновь обратиться в суд с заявлением в общем порядке.
"Утрата доверия по законодательству Российской Федерации: научно-практическое пособие"
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 25 сентября 2014 г. N 1858-О увольнение по данному основанию возможно лишь на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Так, например, в исполнительных органах государственной власти Тверской области, включая Правительство Тверской области, отсутствуют специализированные "кадровые подразделения" по профилактике коррупционных правонарушений. Функции профилактики коррупционных правонарушений возложены должностным регламентом на отдельных специалистов кадровой службы, которые единолично проводят проверку по обстоятельствам поступившей в государственный орган информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения в целях формирования соответствующего доклада руководителю. "Такая проверка была проведена сотрудником Главного управления ***, уполномоченным на осуществление мероприятий по профилактике коррупционных правонарушений в Главном управлении, результатом проверки стала докладная записка, описывающая существо нарушения, допущенного истцом (его состав), а также содержащее предложение руководителю Главного управления рассмотреть вопрос о применении к истцу взыскания за коррупционное правонарушение или передаче доклада в комиссию Главного управления по соблюдению требований к служебному поведению" <4>.
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 25 сентября 2014 г. N 1858-О увольнение по данному основанию возможно лишь на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Так, например, в исполнительных органах государственной власти Тверской области, включая Правительство Тверской области, отсутствуют специализированные "кадровые подразделения" по профилактике коррупционных правонарушений. Функции профилактики коррупционных правонарушений возложены должностным регламентом на отдельных специалистов кадровой службы, которые единолично проводят проверку по обстоятельствам поступившей в государственный орган информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения в целях формирования соответствующего доклада руководителю. "Такая проверка была проведена сотрудником Главного управления ***, уполномоченным на осуществление мероприятий по профилактике коррупционных правонарушений в Главном управлении, результатом проверки стала докладная записка, описывающая существо нарушения, допущенного истцом (его состав), а также содержащее предложение руководителю Главного управления рассмотреть вопрос о применении к истцу взыскания за коррупционное правонарушение или передаче доклада в комиссию Главного управления по соблюдению требований к служебному поведению" <4>.
Статья: Антикоррупционное регулирование участия бывшего госслужащего в органах юридического лица
(Петров И.С.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2023, N 1)При поступлении информации о приеме на работу, заключении с ним гражданско-правового договора кадровой службой органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений государственного (муниципального) органа власти (бывшего работодателя) проводится проверка, по итогам которой готовится мотивированное заключение и принимается обоснованное решение о вынесении (невынесении) вопроса на рассмотрение комиссии <6>. Органы прокуратуры также могут участвовать в проверке соблюдения антикоррупционных норм.
(Петров И.С.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2023, N 1)При поступлении информации о приеме на работу, заключении с ним гражданско-правового договора кадровой службой органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений государственного (муниципального) органа власти (бывшего работодателя) проводится проверка, по итогам которой готовится мотивированное заключение и принимается обоснованное решение о вынесении (невынесении) вопроса на рассмотрение комиссии <6>. Органы прокуратуры также могут участвовать в проверке соблюдения антикоррупционных норм.
Статья: Проблемы законодательного регулирования дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих за коррупционные правонарушения
(Брежнев О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)Прежде всего следует отметить, что сама процедура, предусмотренная ч. 1 ст. 59.3 ФЗ о ГГС РФ, предполагает применение взыскания "на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии". Таким образом, в отличие от общего порядка применения дисциплинарной ответственности (ч. 1 ст. 58, п. 1 ч. 8 ст. 59 ФЗ о ГГС РФ), специальный порядок прямо не предусматривает необходимости получения письменного объяснения самого служащего. Между тем подобная мера является одной из важнейших гарантий прав личности при применении дисциплинарной ответственности. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (п. 3 ч. 3 ст. 27.1), в отличие от ФЗ о ГГС РФ, требует в обязательном порядке получения от муниципального служащего объяснения в рамках дисциплинарного производства о совершении коррупционного правонарушения. Минтруд указывает в вышеупомянутом Обзоре практики на возможность представления государственным гражданским служащим "письменных пояснений" (п. 2), однако четкой законодательной основы для подобного вывода нет.
(Брежнев О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)Прежде всего следует отметить, что сама процедура, предусмотренная ч. 1 ст. 59.3 ФЗ о ГГС РФ, предполагает применение взыскания "на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии". Таким образом, в отличие от общего порядка применения дисциплинарной ответственности (ч. 1 ст. 58, п. 1 ч. 8 ст. 59 ФЗ о ГГС РФ), специальный порядок прямо не предусматривает необходимости получения письменного объяснения самого служащего. Между тем подобная мера является одной из важнейших гарантий прав личности при применении дисциплинарной ответственности. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (п. 3 ч. 3 ст. 27.1), в отличие от ФЗ о ГГС РФ, требует в обязательном порядке получения от муниципального служащего объяснения в рамках дисциплинарного производства о совершении коррупционного правонарушения. Минтруд указывает в вышеупомянутом Обзоре практики на возможность представления государственным гражданским служащим "письменных пояснений" (п. 2), однако четкой законодательной основы для подобного вывода нет.