Оформление бесхозяйного имущества в муниципальную собственность

Подборка наиболее важных документов по запросу Оформление бесхозяйного имущества в муниципальную собственность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.12.2023 N Ф04-5989/2023 по делу N А46-9523/2022
Требование: О взыскании убытков в виде стоимости тепловых потерь, возникших в наружных тепловых сетях, подходящих к многоквартирным домам (МКД).
Обстоятельства: Теплосетевая организация ссылалась на прекращение договорных правоотношений с застройщиком МКД, отнесение спорного участка к бесхозяйному имуществу.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, при котором суду надлежит дать оценку действиям застройщика и органа местного самоуправления, проверить соблюдение процедуры отказа от спорных объектов и их передачи в муниципальную собственность.
Исходя из изложенного, застройщик МКД, создавший при выполнении технических условий по подключению объекта к централизованной инженерной инфраструктуре участок тепловой сети и приобретший в силу этого право собственности на нее, несет бремя оплаты возникающих на этом участке потерь до момента отчуждения данной вещи иному лицу (включая муниципальное образование) либо до момента, когда основания для освобождения от бремени содержания вещи сложатся в силу объективно состоявшегося отказа от права собственности и реализованных на его основании процедур (одной из двух либо их совокупности): определения теплосетевой организации, ответственной за содержание и обслуживание выявленных бесхозяйных тепловых сетей; оформления права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.09.2023 N Ф04-4206/2023 по делу N А45-33840/2022
Требование: О взыскании задолженности по оплате услуг теплоснабжения и поставки горячей воды.
Обстоятельства: В отсутствие подписанного со стороны застройщика договора теплоснабжающей организацией обеспечена подача тепловой энергии в многоквартирный дом, на принадлежащем застройщику участке сети имели место потери, стоимость которых не погашена.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку между сторонами сложились фактические гражданско-правовые отношения по поставке тепловой энергии в целях компенсации ее потерь, в течение искового периода право собственности на тепловую сеть иным лицам не передавалось.
В силу положений действующего законодательства застройщик МКД, создавший при выполнении технических условий по подключению объекта к централизованной инженерной инфраструктуре участок тепловой сети и приобретший в силу этого право собственности на него, несет бремя оплаты возникающих на этом участке потерь до момента отчуждения данной вещи иному лицу (включая муниципальное образование) либо до момента, когда основания для освобождения от бремени содержания вещи сложатся в силу объективно состоявшегося отказа от права собственности и реализованных на его основании процедур (одной из двух либо их совокупности): определения теплосетевой организации, ответственной за содержание и обслуживание выявленных бесхозяйных тепловых сетей; оформления права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Признание права государственной и муниципальной собственности на выморочное имущество
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)
Последовательность действий органов местного самоуправления при оформлении и учете выморочного имущества может быть дополнительно регламентирована нормативными правовыми актами соответствующего муниципального образования (например, Решение Екатеринбургской городской Думы от 26.12.2017 N 39/73 "Об утверждении Положения "О приеме в собственность муниципального образования "г. Екатеринбург" выморочного имущества", Постановление Администрации г. Барнаула от 23.08.2017 N 1763 "Об утверждении Порядка оформления права муниципальной собственности на выморочное имущество", Постановление администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа от 16.11.2021 N 1244 "Об утверждении Положения о порядке выявления, учета и оформления в муниципальную собственность бесхозяйного недвижимого и выморочного имущества"), но в любом случае подчинена указанному выше общему нормативному порядку.
Вопрос: В каком порядке происходит признание права муниципальной собственности на бесхозяйную движимую вещь?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)
Рассмотрим порядок выявления бесхозяйных движимых вещей и их перехода в муниципальную собственность на примере городского округа Люберцы Московской области. Решением Совета депутатов муниципального образования городской округ Люберцы МО от 02.08.2023 N 84/13 утверждено Положение о порядке выявления, учета и оформления бесхозяйного имущества в муниципальную собственность городского округа Люберцы Московской области (далее - Положение).

Нормативные акты

Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 18.06.2020 N АПЛ20-114
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 20.02.2020 N АКПИ19-995, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утв. Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931>
Согласно части 3 статьи 225 ГК РФ постановка бесхозяйной недвижимой вещи на учет по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого она находится, является обязательной. Однако последующее оформление права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь не является обязанностью органа местного самоуправления. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.