Когда оплачивать патент
Подборка наиболее важных документов по запросу Когда оплачивать патент (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Типовая ситуация: ПСН: как перейти, применять, отказаться
(Издательство "Главная книга", 2026)Патент сроком до 6 месяцев надо оплатить в течение срока его действия. Патент на 6 - 12 месяцев оплачивают двумя платежами - 1/3 в течение 90 календарных дней после начала действия патента и 2/3 в течение срока действия патента. Если патент выдан с 01.01.2026 по 31.12.2026, первый платеж надо внести не позже 31.03.2026, второй не позже 28.12.2026 (ст. 346.51 НК РФ).
(Издательство "Главная книга", 2026)Патент сроком до 6 месяцев надо оплатить в течение срока его действия. Патент на 6 - 12 месяцев оплачивают двумя платежами - 1/3 в течение 90 календарных дней после начала действия патента и 2/3 в течение срока действия патента. Если патент выдан с 01.01.2026 по 31.12.2026, первый платеж надо внести не позже 31.03.2026, второй не позже 28.12.2026 (ст. 346.51 НК РФ).
Готовое решение: Какие специальные налоговые режимы применяют ИП
(КонсультантПлюс, 2026)2.4. В какие сроки платить налог при ПСН
(КонсультантПлюс, 2026)2.4. В какие сроки платить налог при ПСН
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 45 "Исполнение обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению ИФНС, правомерно ее решение о зачислении в качестве ЕНС и распределении в хронологическом порядке с зачетом задолженности по налогам сумм, обозначенных налогоплательщиком в платежных поручениях в качестве обязательств по оплате патентов. Срок уплаты данных сумм наступил после 01.01.2023. При этом плательщик налога не имеет возможности определить конкретный налог, на уплату которого направлен его платеж.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению ИФНС, правомерно ее решение о зачислении в качестве ЕНС и распределении в хронологическом порядке с зачетом задолженности по налогам сумм, обозначенных налогоплательщиком в платежных поручениях в качестве обязательств по оплате патентов. Срок уплаты данных сумм наступил после 01.01.2023. При этом плательщик налога не имеет возможности определить конкретный налог, на уплату которого направлен его платеж.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 227.1 "Особенности исчисления суммы налога и подачи налоговой декларации некоторыми категориями иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность по найму в Российской Федерации. Порядок уплаты налога" главы 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ"Из вышеизложенного следует, что юридическое значение для определения срока действия патента на работу имеет дата его оформления, указанная в бланке патента, а не дата внесения оплаты первого авансового платежа за фактическое получение патента иностранным гражданином либо даты оплаты последующих авансовых платежей за продление срока действия патента."
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 04.08.2026)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2026)2. Налогоплательщики производят уплату налога по месту постановки на учет в налоговом органе в следующие сроки (если иное не установлено пунктом 3 настоящей статьи), при этом если срок окончания действия патента приходится на 31 декабря, уплата налога производится не позднее 28 декабря:
(ред. от 04.08.2026)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2026)2. Налогоплательщики производят уплату налога по месту постановки на учет в налоговом органе в следующие сроки (если иное не установлено пунктом 3 настоящей статьи), при этом если срок окончания действия патента приходится на 31 декабря, уплата налога производится не позднее 28 декабря:
Готовое решение: В какие сроки ИП платят налоги и страховые взносы
(КонсультантПлюс, 2026)11. Сроки уплаты налога при ПСН
(КонсультантПлюс, 2026)11. Сроки уплаты налога при ПСН
Готовое решение: Общие правила уплаты налогов
(КонсультантПлюс, 2026)наступлением определенного события или совершением какого-либо конкретного действия. Например, ИП, перешедшие на патентную систему налогообложения, уплачивают налог не позднее окончания действия патента, если он получен на срок до шести месяцев и окончание действия патента приходится не на 31 декабря (пп. 1 п. 2 ст. 346.51 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2026)наступлением определенного события или совершением какого-либо конкретного действия. Например, ИП, перешедшие на патентную систему налогообложения, уплачивают налог не позднее окончания действия патента, если он получен на срок до шести месяцев и окончание действия патента приходится не на 31 декабря (пп. 1 п. 2 ст. 346.51 НК РФ).
Статья: Новшества-2025 для ИП на ПСН
(Никитин А.Ю.)
("Главная книга", 2025, N 1)Изменен срок уплаты "предновогоднего" ПСН-налога
(Никитин А.Ю.)
("Главная книга", 2025, N 1)Изменен срок уплаты "предновогоднего" ПСН-налога
Готовое решение: Как закрыть ИП на ПСН
(КонсультантПлюс, 2026)Специального срока оплаты патента при закрытии ИП не предусмотрено. Полагаем, что оплатить патент нужно в сроки, указанные в нем, но не позднее окончания срока действия патента, то есть даты закрытия ИП. Это следует из п. 1 ст. 45, п. 3 ст. 346.49, п. 2 ст. 346.51 НК РФ.
(КонсультантПлюс, 2026)Специального срока оплаты патента при закрытии ИП не предусмотрено. Полагаем, что оплатить патент нужно в сроки, указанные в нем, но не позднее окончания срока действия патента, то есть даты закрытия ИП. Это следует из п. 1 ст. 45, п. 3 ст. 346.49, п. 2 ст. 346.51 НК РФ.
Готовое решение: Как облагается НДФЛ зарплата работников - иностранных граждан
(КонсультантПлюс, 2026)3.3. Как рассчитать НДФЛ по работнику-иностранцу, работающему по патенту
(КонсультантПлюс, 2026)3.3. Как рассчитать НДФЛ по работнику-иностранцу, работающему по патенту
Типовая ситуация: Иностранный работник: взносы, НДФЛ, больничные
(Издательство "Главная книга", 2026)НДФЛ за нерезидентов с патентом, дистанционных работников, ВКС, граждан ЕАЭС, беженцев и лиц с временным убежищем считайте по прогрессивной ставке. Для остальных нерезидентов с видом на жительство, РВП или разрешением на работу ставка 30%. НДФЛ считайте отдельно по каждой выплате, вычеты - стандартные, имущественные, социальные - не применяйте. За иностранца-резидента НДФЛ платите как за обычных работников (ст. 226 НК РФ, Письмо Минфина от 17.07.2015 N 03-08-05/41341).
(Издательство "Главная книга", 2026)НДФЛ за нерезидентов с патентом, дистанционных работников, ВКС, граждан ЕАЭС, беженцев и лиц с временным убежищем считайте по прогрессивной ставке. Для остальных нерезидентов с видом на жительство, РВП или разрешением на работу ставка 30%. НДФЛ считайте отдельно по каждой выплате, вычеты - стандартные, имущественные, социальные - не применяйте. За иностранца-резидента НДФЛ платите как за обычных работников (ст. 226 НК РФ, Письмо Минфина от 17.07.2015 N 03-08-05/41341).
Статья: Правовое регулирование в области технологической политики в России
(Еременко В.И.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 5)Предусматривались также льготы для авторов изобретений, не являющихся патентообладателями. Так, вознаграждение за использование изобретения в течение срока действия патента выплачивалось автору на основе договора работодателем, получившим патент, или его правопреемником в размере не менее 15% от прибыли (соответствующей части дохода), ежегодно получаемой патентообладателем от использования изобретения, а также не менее 20% выручки от продажи лицензии без ограничения максимального размера вознаграждения. При этом вознаграждение за использование изобретения, полезный эффект от которого не выражался в прибыли или доходе, выплачивалось автору в размере не менее 2% от доли себестоимости продукции (работ и услуг), приходящейся на данное изобретение.
(Еременко В.И.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 5)Предусматривались также льготы для авторов изобретений, не являющихся патентообладателями. Так, вознаграждение за использование изобретения в течение срока действия патента выплачивалось автору на основе договора работодателем, получившим патент, или его правопреемником в размере не менее 15% от прибыли (соответствующей части дохода), ежегодно получаемой патентообладателем от использования изобретения, а также не менее 20% выручки от продажи лицензии без ограничения максимального размера вознаграждения. При этом вознаграждение за использование изобретения, полезный эффект от которого не выражался в прибыли или доходе, выплачивалось автору в размере не менее 2% от доли себестоимости продукции (работ и услуг), приходящейся на данное изобретение.
Статья: Правовое регулирование креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации
(Еременко В.И.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 2)Предусматривались также льготы для авторов изобретений, не являющихся патентообладателями. Так, вознаграждение за использование изобретения в течение срока действия патента выплачивалось автору на основе договора работодателем, получившим патент, или его правопреемником в размере не менее 15% прибыли (соответствующей части дохода), ежегодно получаемой патентообладателем от его использования, а также не менее 20% выручки от продажи лицензии без ограничения максимального размера вознаграждения. При этом вознаграждение за использование изобретения, полезный эффект от которого не выражался в прибыли или доходе, выплачивался автору в размере не менее 2% от доли себестоимости продукции (работ и услуг), приходящейся на данное изобретение.
(Еременко В.И.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 2)Предусматривались также льготы для авторов изобретений, не являющихся патентообладателями. Так, вознаграждение за использование изобретения в течение срока действия патента выплачивалось автору на основе договора работодателем, получившим патент, или его правопреемником в размере не менее 15% прибыли (соответствующей части дохода), ежегодно получаемой патентообладателем от его использования, а также не менее 20% выручки от продажи лицензии без ограничения максимального размера вознаграждения. При этом вознаграждение за использование изобретения, полезный эффект от которого не выражался в прибыли или доходе, выплачивался автору в размере не менее 2% от доли себестоимости продукции (работ и услуг), приходящейся на данное изобретение.
Статья: Иностранные граждане в сфере трудовой миграции: проблемы правоприменения
(Куликов Л.А., Куликова Е.А.)
("Миграционное право", 2025, N 4)После получения патента иностранца нужно поставить на миграционный учет, при этом сделать это можно только на срок действия патента (оплаты патента).
(Куликов Л.А., Куликова Е.А.)
("Миграционное право", 2025, N 4)После получения патента иностранца нужно поставить на миграционный учет, при этом сделать это можно только на срок действия патента (оплаты патента).