Допрос руководителя

Подборка наиболее важных документов по запросу Допрос руководителя (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 101 "Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
Налоговый орган доначислил налоги, указав на создание налогоплательщиком формального документооборота в целях незаконной налоговой экономии, отражение недостоверных сведений в счетах-фактурах. Налогоплательщик, обратившись в суд с требованием признать решение налогового органа недействительным, указал на нарушение налоговым органом существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки, поскольку налоговый орган не обеспечил его права на представление полных и аргументированных возражений на акт проверки, также ему вместе с актом проверки в большом объеме не представлены материалы налогового контроля (доказательства вины налогоплательщика), положенные в основу претензий. Суд установил, что налоговый орган не вручил вместе с актом проверки и даже с оспариваемым решением документы, подтверждающие проведение встречных проверок в отношении 62 (из 74) контрагентов общества (поручения об истребовании документов, ответы контрагентов, подтверждающие взаимоотношения с налогоплательщиком, уведомления о невозможности исполнить поручения, выписки по счетам контрагентов, сведения налоговых деклараций контрагентов, доказательства вызова на допрос руководителей контрагентов и протоколы их допросов). При этом в материалы судебного дела налоговый орган представил в полном объеме результаты встречных проверок 74 поставщиков. Суд пришел к выводу, что налоговый орган лишил налогоплательщика возможности участия в процессе рассмотрения и возможности давать свои объяснения руководителю налогового органа в отношении 96 процентов материалов выездной налоговой проверки. Суд пришел к выводу о грубом нарушении прав общества на аргументированную защиту, указав, что представление в материалы судебного дела всех не врученных обществу материалов проверки на стадии судебного разбирательства не способно устранить допущенное инспекцией нарушение и восстановить права общества на полную, аргументированную защиту в ходе представления возражений на акт проверки и апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган. Допущенное налоговым органом нарушение является самостоятельным и безусловным основанием для признания вынесенного по результатам проверки решения недействительным в полном объеме. Также суд отметил, что налоговый орган пытался подменить свою обязанность (п. 3.1 ст. 100 НК РФ) по вручению налогоплательщику вместе с актом налоговой проверки всех материалов налоговой проверки, положенных в основу обвинения, на право общества по ознакомлению с материалами налоговой проверки в порядке абз. 3 п. 2 ст. 101 НК РФ, указав, что в силу положений ст. ст. 100, 101 НК РФ право на представление возражений в отношении материалов, полученных налоговым органом не от проверенного лица, реализуется определенным способом - путем заблаговременного вручения копий соответствующих документов. Данная обязанность непосредственно связана с реальным обеспечением возможности налогоплательщика представить возражения и объяснения по выявленным нарушениям.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 89 "Выездная налоговая проверка" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")
Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика необоснованной, поручение о допросе руководителя налогоплательщика было направлено ИФНС в период приостановления проверки. Однако он был допрошен после возобновления проведения выездной налоговой проверки, о чем свидетельствует протокол допроса. Доводы налогоплательщика о необоснованности истребования тех или иных документов не могут являться свидетельством нарушения процедуры проведения проверки.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Сотрудники компании: слабое звено или нет?
(Богданова О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 45)
- процедурные ошибки в реализации и регулировании бизнес-процессов компании. Например, отсутствие у сотрудника информации о пределах своих полномочий и должностных обязанностей приводит к тому, что допросы дворников и уборщиков об экономической обоснованности отдельных сделок или о фактах их совершения имеют больший вес по отношению к допросам руководителей <1>. Другим примером выступает неознакомление сотрудников с документами по кадровому составу, например подлежащими изданию в связи с переводом сотрудника в другую компанию. В этом случае сотрудники, выполняя одни и те же функции, полагают, что продолжают работать в организациях, с которыми первоначально заключили трудовые отношения <2>;
Статья: Проблемы формирования современной модели финансово-правового регулирования в условиях структурных преобразований экономики
(Васянина Е.Л.)
("Журнал российского права", 2023, N 7)
Противоречивые законоположения явились причиной формирования параллельного правового института регулирования контрольно-надзорной деятельности, охватывающего применение контролирующими субъектами административных процедур, а также форм контроля, не предусмотренных финансовым законодательством и являющихся альтернативой предусмотренным Налоговым кодексом налоговым проверкам. Прежде всего речь идет о противоречивых положениях Кодекса по поводу реализации права ФНС России на осуществление нормотворческих полномочий в фискальной сфере. Устанавливая в п. 2 ст. 4 НК РФ запрет контрольно-надзорного органа на принятие нормативных правовых актов, в других статьях Кодекса законодатель это право контролирующему субъекту делегирует. Это, как показывает проведенный анализ, способствует изданию актов, а также активному развитию правоприменительной практики в обход положений НК РФ. Например, на основании письма ФНС России от 10 июля 2018 г. N ЕД-4-15/13247@ "О профилактике нарушений налогового законодательства" закреплен порядок аннулирования налоговых деклараций, определены не предусмотренные Налоговым кодексом правила проведения допроса руководителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, урегулированы вопросы осуществления таких мероприятий налогового контроля, как осмотр помещений по адресу местонахождения юридического лица, истребование документов у банков и т.д., установлены сроки проведения этих мероприятий <14>. В соответствии с письмом ФНС России от 25 июля 2017 г. N ЕД-4-15/14490@ в обход Налогового кодекса был закреплен порядок работы комиссий по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам <15>. В настоящее время прослеживается активное использование налоговыми органами не установленных Налоговым кодексом форм предпроверочного анализа, порядок применения которых закреплен Приказом ФНС России от 27 февраля 2015 г. N ММВ-8-2/13дсп@ "О проведении пилотного проекта по развитию на региональном уровне методов побуждения налогоплательщиков к добровольному исполнению налоговых обязательств", который не опубликован и не зарегистрирован в Минюсте России в качестве нормативного акта, однако упоминается судами при разрешении споров, связанных с процедурой проведения налогового контроля <16>.