Деловая репутация как нематериальный актив
Подборка наиболее важных документов по запросу Деловая репутация как нематериальный актив (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Когда юридическое лицо может требовать защиты своей деловой репутации
(КонсультантПлюс, 2025)В российском законодательстве нет определения термина "гудвилл". В правовых актах можно встретить его использование при обозначении деловой репутации как нематериального непроизводственного актива организации (п. 17 Приложения N 1 к Приказу Росстата от 23.12.2024 N 675).
(КонсультантПлюс, 2025)В российском законодательстве нет определения термина "гудвилл". В правовых актах можно встретить его использование при обозначении деловой репутации как нематериального непроизводственного актива организации (п. 17 Приложения N 1 к Приказу Росстата от 23.12.2024 N 675).
Статья: Защита деловой репутации юридического лица: перспективы комплексного подхода
(Толмачева Е.А.)
("Адвокатская практика", 2023, N 1)В современных условиях деловая репутация обретает все большую стоимость как нематериальный актив каждой организации независимо от ее организационно-правовой формы. Вместе с тем ее стабильность в отличие от средств индивидуализации и тем более материальных активов крайне хрупка и может претерпеть значительные колебания от единичных отзывов в средствах массовой информации или специализированных сайтах в сети "Интернет". При этом способы защиты деловой репутации юридического лица также неоднозначны в силу разной эффективности и ресурсозатратности. В данной статье приведен анализ судебных и основных внесудебных способов защиты деловой репутации юридического лица в рамках действующего законодательства, а также предложен комплексный подход при защите деловой репутации с целью восстановления и компенсации нарушенного права организации, а также дополнительного применения санкций в отношении правонарушителя.
(Толмачева Е.А.)
("Адвокатская практика", 2023, N 1)В современных условиях деловая репутация обретает все большую стоимость как нематериальный актив каждой организации независимо от ее организационно-правовой формы. Вместе с тем ее стабильность в отличие от средств индивидуализации и тем более материальных активов крайне хрупка и может претерпеть значительные колебания от единичных отзывов в средствах массовой информации или специализированных сайтах в сети "Интернет". При этом способы защиты деловой репутации юридического лица также неоднозначны в силу разной эффективности и ресурсозатратности. В данной статье приведен анализ судебных и основных внесудебных способов защиты деловой репутации юридического лица в рамках действующего законодательства, а также предложен комплексный подход при защите деловой репутации с целью восстановления и компенсации нарушенного права организации, а также дополнительного применения санкций в отношении правонарушителя.
Нормативные акты
Положение Банка России от 01.08.2022 N 803-П
(ред. от 21.05.2024)
"О Плане счетов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций, бюро кредитных историй, кредитных рейтинговых агентств и порядке его применения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.09.2022 N 70158)6.22. Назначение счета - учет наличия и движения нематериальных активов, в том числе вложений в создание и приобретение нематериальных активов, деловой репутации, амортизации нематериальных активов, обесценения нематериальных активов и капитальных вложений в объекты нематериальных активов. Счета N N 60901, 60905, 60906 активные; счета N 60903 и N 60907 пассивные.
(ред. от 21.05.2024)
"О Плане счетов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций, бюро кредитных историй, кредитных рейтинговых агентств и порядке его применения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.09.2022 N 70158)6.22. Назначение счета - учет наличия и движения нематериальных активов, в том числе вложений в создание и приобретение нематериальных активов, деловой репутации, амортизации нематериальных активов, обесценения нематериальных активов и капитальных вложений в объекты нематериальных активов. Счета N N 60901, 60905, 60906 активные; счета N 60903 и N 60907 пассивные.
Статья: Содержание деловой репутации лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность: вопросы теории и практики
(Толмачева Е.А.)
("Адвокатская практика", 2022, N 5)Содержание деловой репутации как социального и правового института традиционно связывают с предпринимательской или иной экономически направленной деятельностью, т.е. деятельностью, направленной на извлечение прибыли. Вместе с тем как представителями теории права, так и субъектами толкования права и правоприменения отмечается универсальность деловой репутации, а также равенство права на защиту своей деловой репутации как лицами, чья деятельность является предпринимательской (и для которых деловая репутация является нематериальным активом), так и лицами, не осуществляющими такую деятельность, но чье профессиональное восприятие связано с оценкой обществом его деловой репутации. При этом вопросы определения содержания деловой репутации для лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, в теории права и правоприменении несколько отличаются: если теория права ставит предметом исследования вопрос о принципиальном наличии или отсутствии такого объективного и субъективного права, субъектами правоприменения небезосновательно ставится вопрос о сутевом содержании субъективного права на деловую репутацию, его пределах и оценке способов и размера нарушения данного права в целях определения размера понесенного субъектом права ущерба, подлежащего возмещению.
(Толмачева Е.А.)
("Адвокатская практика", 2022, N 5)Содержание деловой репутации как социального и правового института традиционно связывают с предпринимательской или иной экономически направленной деятельностью, т.е. деятельностью, направленной на извлечение прибыли. Вместе с тем как представителями теории права, так и субъектами толкования права и правоприменения отмечается универсальность деловой репутации, а также равенство права на защиту своей деловой репутации как лицами, чья деятельность является предпринимательской (и для которых деловая репутация является нематериальным активом), так и лицами, не осуществляющими такую деятельность, но чье профессиональное восприятие связано с оценкой обществом его деловой репутации. При этом вопросы определения содержания деловой репутации для лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, в теории права и правоприменении несколько отличаются: если теория права ставит предметом исследования вопрос о принципиальном наличии или отсутствии такого объективного и субъективного права, субъектами правоприменения небезосновательно ставится вопрос о сутевом содержании субъективного права на деловую репутацию, его пределах и оценке способов и размера нарушения данного права в целях определения размера понесенного субъектом права ущерба, подлежащего возмещению.
Статья: Защита деловой репутации "Рыжего кота". Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 24.11.2021 N 305-ЭС21-14231
(Гаврилов Е.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 2)Однако в Определении от 24.11.2021 при характеристике деловой репутации юридического лица Коллегия использует не только понятие "нематериальное благо", но и термин "нематериальный актив, обладающий экономической ценностью". В законодательстве (например, в п. 3 ст. 257 НК РФ) дается крайне размытая расшифровка понятия "нематериальные активы", и вряд ли данный термин может быть применен к деловой репутации. Скорее, "нематериальным активом, обладающим экономической ценностью", является не деловая репутация, а гудвилл, который связан с имущественным аспектом деятельности юридических лиц. Не следует путать деловую репутацию и гудвилл <13>; последний не имеет прямого отношения к ст. 150, 152 ГК РФ.
(Гаврилов Е.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 2)Однако в Определении от 24.11.2021 при характеристике деловой репутации юридического лица Коллегия использует не только понятие "нематериальное благо", но и термин "нематериальный актив, обладающий экономической ценностью". В законодательстве (например, в п. 3 ст. 257 НК РФ) дается крайне размытая расшифровка понятия "нематериальные активы", и вряд ли данный термин может быть применен к деловой репутации. Скорее, "нематериальным активом, обладающим экономической ценностью", является не деловая репутация, а гудвилл, который связан с имущественным аспектом деятельности юридических лиц. Не следует путать деловую репутацию и гудвилл <13>; последний не имеет прямого отношения к ст. 150, 152 ГК РФ.
"Правовое регулирование государственного контроля за экономической концентрацией: монография"
(Овакимян К.Б.)
("Проспект", 2024)К нематериальным активам относятся, например, произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин; изобретения; полезные модели; селекционные достижения; секреты производства (ноу-хау); товарные знаки и знаки обслуживания. В составе нематериальных активов учитывается также деловая репутация, возникшая в связи с приобретением предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части).
(Овакимян К.Б.)
("Проспект", 2024)К нематериальным активам относятся, например, произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин; изобретения; полезные модели; селекционные достижения; секреты производства (ноу-хау); товарные знаки и знаки обслуживания. В составе нематериальных активов учитывается также деловая репутация, возникшая в связи с приобретением предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части).
Статья: Об определении деловой репутации в Российской Федерации
(Толмачева Е.А.)
("Адвокатская практика", 2022, N 3)Данные тезисы основаны и на действующем правовом регулировании. Согласно п. 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов", утвержденному Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27 декабря 2007 г. N 153н, деловая репутация относится к нематериальным активам предприятия, является отделимой от иных активов и в будущем способна приносить организации экономические выгоды. В соответствии с п. 42 вышеназванного акта с точки зрения бухгалтерского учета деловая репутация выражена в определенной стоимости, которая рассчитывается как разница между покупной ценой предприятия как имущественного комплекса и суммой всех иных активов и обязательств предприятия по бухгалтерскому балансу по состоянию на дату его покупки и может являться как надбавкой к стоимости активов предприятия (если деловая репутация предприятия имеет положительную оценку), так и скидкой в отношении их стоимости (в случае наличия у предприятия отрицательной деловой репутации).
(Толмачева Е.А.)
("Адвокатская практика", 2022, N 3)Данные тезисы основаны и на действующем правовом регулировании. Согласно п. 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов", утвержденному Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27 декабря 2007 г. N 153н, деловая репутация относится к нематериальным активам предприятия, является отделимой от иных активов и в будущем способна приносить организации экономические выгоды. В соответствии с п. 42 вышеназванного акта с точки зрения бухгалтерского учета деловая репутация выражена в определенной стоимости, которая рассчитывается как разница между покупной ценой предприятия как имущественного комплекса и суммой всех иных активов и обязательств предприятия по бухгалтерскому балансу по состоянию на дату его покупки и может являться как надбавкой к стоимости активов предприятия (если деловая репутация предприятия имеет положительную оценку), так и скидкой в отношении их стоимости (в случае наличия у предприятия отрицательной деловой репутации).
Статья: Возможности правовой самозащиты лиц при распространении сведений, порочащих их деловую репутацию
(Толмачева Е.А.)
("Закон", 2024, N 1)Несмотря на то что деловая репутация является нематериальным благом, социальная оценка деловых качеств лица или производимых данным лицом товаров, работ и услуг, а также особенностей их производства или оказания имеет вполне ощутимое влияние на финансовое положение гражданина или организации. Более того, в составе предприятия деловая репутация является нематериальным активом, влияющим на стоимость данного предприятия в форме надбавки или скидки к его стоимости <1>.
(Толмачева Е.А.)
("Закон", 2024, N 1)Несмотря на то что деловая репутация является нематериальным благом, социальная оценка деловых качеств лица или производимых данным лицом товаров, работ и услуг, а также особенностей их производства или оказания имеет вполне ощутимое влияние на финансовое положение гражданина или организации. Более того, в составе предприятия деловая репутация является нематериальным активом, влияющим на стоимость данного предприятия в форме надбавки или скидки к его стоимости <1>.
"Бухгалтерский финансовый учет в сельском хозяйстве: Учебник"
(Широбоков В.Г.)
("ИНФРА-М", 2024)Возникновение гудвилла обусловлено тем, что в процессе проведения аукциона на приобретение имущественных комплексов они могут быть куплены по цене, которая отличается от стоимости чистых активов по бухгалтерскому балансу (активы за минусом обязательств). Положительную деловую репутацию принято рассматривать как надбавку к цене, уплаченную организацией в ожидании будущих экономических выгод, и учитывать в составе нематериальных активов. Отрицательную деловую репутацию следует рассматривать как скидку с цены, предоставляемую в организации в связи с отсутствием стабильных покупателей, репутации качества, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала и т.п., и учитывать как доходы будущих периодов.
(Широбоков В.Г.)
("ИНФРА-М", 2024)Возникновение гудвилла обусловлено тем, что в процессе проведения аукциона на приобретение имущественных комплексов они могут быть куплены по цене, которая отличается от стоимости чистых активов по бухгалтерскому балансу (активы за минусом обязательств). Положительную деловую репутацию принято рассматривать как надбавку к цене, уплаченную организацией в ожидании будущих экономических выгод, и учитывать в составе нематериальных активов. Отрицательную деловую репутацию следует рассматривать как скидку с цены, предоставляемую в организации в связи с отсутствием стабильных покупателей, репутации качества, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала и т.п., и учитывать как доходы будущих периодов.
"Годовой отчет - 2024"
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)Исключить из состава НМА нужно деловую репутацию, возникшую в связи с приобретением предприятия как имущественного комплекса, а также средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ, услуг и предприятий (фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания, др.), созданные собственными силами организации.
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)Исключить из состава НМА нужно деловую репутацию, возникшую в связи с приобретением предприятия как имущественного комплекса, а также средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ, услуг и предприятий (фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания, др.), созданные собственными силами организации.
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2023 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 3)Третье место в рейтинге занимает Новая Зеландия, где предусмотрен фиксированный подоходный налог с низкой процентной ставкой, а также имеется хорошо структурированный налог на имущество и НДС с широкой базой. Также в стране не амортизируются земельные участки, акции, плата за франшизу и нематериальные активы, такие как деловая репутация.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 3)Третье место в рейтинге занимает Новая Зеландия, где предусмотрен фиксированный подоходный налог с низкой процентной ставкой, а также имеется хорошо структурированный налог на имущество и НДС с широкой базой. Также в стране не амортизируются земельные участки, акции, плата за франшизу и нематериальные активы, такие как деловая репутация.
"Компенсация нематериального (репутационного) вреда как способ защиты деловой репутации юридических лиц: монография"
(Гаврилов Е.В.)
("Юстицинформ", 2022)Так, например, М.Х. Абдрахманов под вредом деловой репутации понимает негативные последствия умаления данного нематериального блага, выразившиеся в ухудшении общественного мнения о коммерческой и иной деятельности соответствующего лица, утрате доверия со стороны населения, потере имиджа добросовестного контрагента и иных потерях неимущественного и имущественного характера <234>. А.С. Ворожевич и Н.В. Козлова считают, что вред деловой репутации обладателя прав на известный бренд происходит потому, что к нему утрачивается доверие потребителей <235>. К. Голубев и С. Нарижний к проявлениям нематериального вреда деловой репутации, причиненного распространением не соответствующих действительности порочащих сведений, относят снижение престижа в обществе, атмосферу недоверия со стороны общества <236>. О.А. Городов под вредом, причиненным деловой репутации хозяйствующего субъекта, понимает всякое ее умаление. При этом указанное умаление может носить как имущественный, так и неимущественный характер, быть как действенным, так и потенциальным. Имущественный характер вреда, причиненного деловой репутации хозяйствующего субъекта, проявляется в наличии у него убытков, обусловленных конкурентными действиями, повлекшими, например, снижение стоимости деловой репутации как нематериального актива. Неимущественный характер проявляется в утрате хозяйствующим субъектом положительного мнения о его деловых качествах в глазах общественности и, в частности, делового сообщества. Такая утрата может повлечь за собой потерю клиентов, уменьшение количества заказов, нарушение договорных связей, т.е. в конечном счете вызвать потери имущественного характера, что свидетельствует о кумулятивном характере указанной утраты <237>. По мнению М.А. Рожковой, распространение порочащих сведений понижает оценку профессионализма и деловых качеств коммерсанта, что влечет убыль в сложившемся общественном мнении (т.е. убыль самой деловой репутации этого лица) и, как следствие, утрату доверия партнеров, снижение интереса у потенциальных контрагентов, негативное отношение клиентов <238>.
(Гаврилов Е.В.)
("Юстицинформ", 2022)Так, например, М.Х. Абдрахманов под вредом деловой репутации понимает негативные последствия умаления данного нематериального блага, выразившиеся в ухудшении общественного мнения о коммерческой и иной деятельности соответствующего лица, утрате доверия со стороны населения, потере имиджа добросовестного контрагента и иных потерях неимущественного и имущественного характера <234>. А.С. Ворожевич и Н.В. Козлова считают, что вред деловой репутации обладателя прав на известный бренд происходит потому, что к нему утрачивается доверие потребителей <235>. К. Голубев и С. Нарижний к проявлениям нематериального вреда деловой репутации, причиненного распространением не соответствующих действительности порочащих сведений, относят снижение престижа в обществе, атмосферу недоверия со стороны общества <236>. О.А. Городов под вредом, причиненным деловой репутации хозяйствующего субъекта, понимает всякое ее умаление. При этом указанное умаление может носить как имущественный, так и неимущественный характер, быть как действенным, так и потенциальным. Имущественный характер вреда, причиненного деловой репутации хозяйствующего субъекта, проявляется в наличии у него убытков, обусловленных конкурентными действиями, повлекшими, например, снижение стоимости деловой репутации как нематериального актива. Неимущественный характер проявляется в утрате хозяйствующим субъектом положительного мнения о его деловых качествах в глазах общественности и, в частности, делового сообщества. Такая утрата может повлечь за собой потерю клиентов, уменьшение количества заказов, нарушение договорных связей, т.е. в конечном счете вызвать потери имущественного характера, что свидетельствует о кумулятивном характере указанной утраты <237>. По мнению М.А. Рожковой, распространение порочащих сведений понижает оценку профессионализма и деловых качеств коммерсанта, что влечет убыль в сложившемся общественном мнении (т.е. убыль самой деловой репутации этого лица) и, как следствие, утрату доверия партнеров, снижение интереса у потенциальных контрагентов, негативное отношение клиентов <238>.