Злоупотребление правом государственным органом
Подборка наиболее важных документов по запросу Злоупотребление правом государственным органом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 10 ГК РФ "Пределы осуществления гражданских прав"1.2.15.2. Использование оскорбительных выражений в обращениях в государственные органы является злоупотреблением правом (позиция ВС РФ) >>>
Позиция ВС РФ: Использование оскорбительных выражений в обращениях в государственные органы является злоупотреблением правом
Определение Верховного Суда РФ от 03.12.2013 N 49-КГ13-9 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 1 ст. 10 ГК РФПозиция ВС РФ: Использование оскорбительных выражений в обращениях в государственные органы является злоупотреблением правом
Определение Верховного Суда РФ от 03.12.2013 N 49-КГ13-9 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 1 ст. 10 ГК РФПозиция ВС РФ: Использование оскорбительных выражений в обращениях в государственные органы является злоупотреблением правом
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Участие судов в устранении муниципальных технико-юридических дефектов
(Кильтау С.Г., Казначейский В.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 4)В частности, к числу общепризнанных и наиболее изученных правовых дефектов относятся правовые пробелы <8> и коллизии <9>. С.С. Алексеев определяет правовой пробел как неполноту действующего законодательства, выражающуюся в отсутствии конкретного нормативного предписания в отношении фактических обстоятельств, находящихся в сфере правового регулирования <10>. Под эти признаки подпадают такие коррупциогенные факторы, как широта дискреционных полномочий (отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения), отсутствие или неполнота административных процедур (отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка), злоупотребление правом заявителя государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) (отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций). Что касается коллизий, то они являются одноименным коррупциогенным фактором - нормативные коллизии (противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае).
(Кильтау С.Г., Казначейский В.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 4)В частности, к числу общепризнанных и наиболее изученных правовых дефектов относятся правовые пробелы <8> и коллизии <9>. С.С. Алексеев определяет правовой пробел как неполноту действующего законодательства, выражающуюся в отсутствии конкретного нормативного предписания в отношении фактических обстоятельств, находящихся в сфере правового регулирования <10>. Под эти признаки подпадают такие коррупциогенные факторы, как широта дискреционных полномочий (отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения), отсутствие или неполнота административных процедур (отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка), злоупотребление правом заявителя государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) (отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций). Что касается коллизий, то они являются одноименным коррупциогенным фактором - нормативные коллизии (противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае).
Статья: Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов как один из механизмов противодействия коррупции
(Селивановская И.А.)
("Российский следователь", 2022, N 11)- злоупотребление правом заявителя государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами);
(Селивановская И.А.)
("Российский следователь", 2022, N 11)- злоупотребление правом заявителя государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами);
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 N 96
(ред. от 20.04.2024)
"Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"
(вместе с "Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", "Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов")б) злоупотребление правом заявителя государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
(ред. от 20.04.2024)
"Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"
(вместе с "Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", "Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов")б) злоупотребление правом заявителя государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
Статья: Злоупотребление правом на распоряжение имуществом несовершеннолетнего
(Шереметьева Н.В.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 1)Именно поэтому в средствах массовой информации сообщается о том, что на материнский капитал приобретается ветхое жилье, или в домах, приобретенных на материнский капитал, проживают посторонние люди. Это говорит о слабой защищенности имущественных прав детей от недобросовестных действий родителей и лиц, их заменяющих. Исходя из анализа материалов судебной практики можно сказать, что в большинстве случаев имущественные права и интересы несовершеннолетних нарушаются родителями и иными законными представителями. Однако более глубокий анализ этих же дел показывает, что эти нарушения совершаются благодаря попустительству со стороны государственных органов власти к злоупотреблению родителями своим правом на распоряжение имуществом ребенка.
(Шереметьева Н.В.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 1)Именно поэтому в средствах массовой информации сообщается о том, что на материнский капитал приобретается ветхое жилье, или в домах, приобретенных на материнский капитал, проживают посторонние люди. Это говорит о слабой защищенности имущественных прав детей от недобросовестных действий родителей и лиц, их заменяющих. Исходя из анализа материалов судебной практики можно сказать, что в большинстве случаев имущественные права и интересы несовершеннолетних нарушаются родителями и иными законными представителями. Однако более глубокий анализ этих же дел показывает, что эти нарушения совершаются благодаря попустительству со стороны государственных органов власти к злоупотреблению родителями своим правом на распоряжение имуществом ребенка.
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Определение родового объекта контрольно-надзорных правоотношений было бы неполным без установления непосредственных объектов правоотношений, возникающих на соответствующей стадии регуляторного цикла. Как уже отмечалось, каждая стадия сама по себе является циклической последовательностью этапов, повторяющих стадии всего регуляторного цикла. На каждом этапе цели регулирования разные, соответственно, объекты правоотношений также различаются, на первый взгляд даже радикально, однако они должны быть связаны с родовым объектом. Так, на этапе составления планов проверок или при принятии решения о проведении внеплановой проверки проводится оценка рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым ценностям. Объект возникающих при этом правоотношений можно определить как вынесение суждения о необходимости включения контролируемого лица в план проведения проверок или о необходимости проведения внеплановой проверки на основании сообщения о нарушении им обязательных требований. В соответствии с установленным порядком суждение в данном случае должно быть не бытовым и не экспертным, а правовым, в некотором смысле даже юрисдикционным. При его вынесении могут учитываться разные обстоятельства, включая исторические, отражающие опыт взаимодействия субъекта контрольно-надзорной деятельности с конкретным контролируемым лицом или, напротив, с лицом, направившим соответствующее сообщение (сомнения в объективности содержащейся в нем информации могут быть связаны с подозрениями в злоупотреблении правом на обращение в органы государственной власти или признаком недобросовестной конкуренции, когда заявитель рассчитывает на создание проблем для конкурента).
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Определение родового объекта контрольно-надзорных правоотношений было бы неполным без установления непосредственных объектов правоотношений, возникающих на соответствующей стадии регуляторного цикла. Как уже отмечалось, каждая стадия сама по себе является циклической последовательностью этапов, повторяющих стадии всего регуляторного цикла. На каждом этапе цели регулирования разные, соответственно, объекты правоотношений также различаются, на первый взгляд даже радикально, однако они должны быть связаны с родовым объектом. Так, на этапе составления планов проверок или при принятии решения о проведении внеплановой проверки проводится оценка рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым ценностям. Объект возникающих при этом правоотношений можно определить как вынесение суждения о необходимости включения контролируемого лица в план проведения проверок или о необходимости проведения внеплановой проверки на основании сообщения о нарушении им обязательных требований. В соответствии с установленным порядком суждение в данном случае должно быть не бытовым и не экспертным, а правовым, в некотором смысле даже юрисдикционным. При его вынесении могут учитываться разные обстоятельства, включая исторические, отражающие опыт взаимодействия субъекта контрольно-надзорной деятельности с конкретным контролируемым лицом или, напротив, с лицом, направившим соответствующее сообщение (сомнения в объективности содержащейся в нем информации могут быть связаны с подозрениями в злоупотреблении правом на обращение в органы государственной власти или признаком недобросовестной конкуренции, когда заявитель рассчитывает на создание проблем для конкурента).
Статья: Злоупотребление правом участниками корпоративных правоотношений
(Шевчук Д.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 4)Релевантной судебной практики в отношении злоупотребления акционером правом на обращение в государственные органы с жалобами и заявлениями, связанными с деятельностью компании и ее должностных лиц, пока не выявлено. В случае возникновения судебного спора суд может занять позицию, аналогичную занимаемой судами в ситуации злоупотребления акционерами правом на обращение в суд, и отказать в признании указанных действий злоупотреблением правом. Такой подход судов к данной проблеме не совсем верный. Положения ст. 10 ГК РФ распространяются на любые права, в том числе право на судебную защиту и право обращаться в государственные органы за защитой своих прав. Если в материалах дела имеются достаточные доказательства того, что указанные действия предпринимаются исключительно с целью наступления неблагоприятных последствий для компании или ее должностных лиц, суд (в теории) должен признать такие действия злоупотреблением правом и отказать в судебной защите.
(Шевчук Д.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 4)Релевантной судебной практики в отношении злоупотребления акционером правом на обращение в государственные органы с жалобами и заявлениями, связанными с деятельностью компании и ее должностных лиц, пока не выявлено. В случае возникновения судебного спора суд может занять позицию, аналогичную занимаемой судами в ситуации злоупотребления акционерами правом на обращение в суд, и отказать в признании указанных действий злоупотреблением правом. Такой подход судов к данной проблеме не совсем верный. Положения ст. 10 ГК РФ распространяются на любые права, в том числе право на судебную защиту и право обращаться в государственные органы за защитой своих прав. Если в материалах дела имеются достаточные доказательства того, что указанные действия предпринимаются исключительно с целью наступления неблагоприятных последствий для компании или ее должностных лиц, суд (в теории) должен признать такие действия злоупотреблением правом и отказать в судебной защите.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Актуальным вопросом применения права на самоконтроль является вопрос о необходимости установления разумных сроков реализации права на самоконтроль для избежания рисков злоупотребления правом со стороны государственных органов и несоразмерного ущерба от таких решений у застройщиков. Конституционный Суд РФ в одном из недавних своих Постановлений признал норму о самоконтроле не противоречащей Конституции РФ, но для частного случая указал на необоснованную широту толкования правоприменительной практикой права на самоконтроль <1>.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Актуальным вопросом применения права на самоконтроль является вопрос о необходимости установления разумных сроков реализации права на самоконтроль для избежания рисков злоупотребления правом со стороны государственных органов и несоразмерного ущерба от таких решений у застройщиков. Конституционный Суд РФ в одном из недавних своих Постановлений признал норму о самоконтроле не противоречащей Конституции РФ, но для частного случая указал на необоснованную широту толкования правоприменительной практикой права на самоконтроль <1>.