Выкуп земельного участка для государственных нужд
Подборка наиболее важных документов по запросу Выкуп земельного участка для государственных нужд (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые способы обеспечения прав недропользователей на землю: проблемы современной практики
(Шепелева Н.М.)
("Закон", 2024, N 5)<9> Полномочия по принятию решения об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения) предоставлены Роснедрам Постановлением Правительства РФ от 18.03.2016 N 210. При этом правом принимать решения по изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных нужд, определяемых в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (ныне утратил силу), в целях ведения работ, связанных с пользованием недрами, на участках недр (за исключением участков недр местного значения) Федеральное агентство по недропользованию было наделено еще в 2013 году (см.: Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 N 294).
(Шепелева Н.М.)
("Закон", 2024, N 5)<9> Полномочия по принятию решения об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения) предоставлены Роснедрам Постановлением Правительства РФ от 18.03.2016 N 210. При этом правом принимать решения по изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных нужд, определяемых в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (ныне утратил силу), в целях ведения работ, связанных с пользованием недрами, на участках недр (за исключением участков недр местного значения) Федеральное агентство по недропользованию было наделено еще в 2013 году (см.: Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 N 294).
Ситуация: В каком порядке осуществляется резервирование земельных участков для государственных или муниципальных нужд?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)изъятие в установленном порядке, в том числе путем выкупа, зарезервированного земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)изъятие в установленном порядке, в том числе путем выкупа, зарезервированного земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.12.2015)Статьей 282 ГК РФ (в редакции, действовавшей до 1 апреля 2015 г.) устанавливался трехлетний срок для предъявления иска о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд, исчислявшийся с момента направления собственнику уведомления о предстоящем изъятии земельного участка. Действующая с 1 апреля 2015 г. редакция статьи 282 ГК РФ устанавливает, что иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для указанных нужд, который, согласно пункту 13 статьи 56.6 ЗК РФ, составляет три года с момента его принятия. Истечение указанного срока является основанием для отказа в удовлетворении иска.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.12.2015)Статьей 282 ГК РФ (в редакции, действовавшей до 1 апреля 2015 г.) устанавливался трехлетний срок для предъявления иска о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд, исчислявшийся с момента направления собственнику уведомления о предстоящем изъятии земельного участка. Действующая с 1 апреля 2015 г. редакция статьи 282 ГК РФ устанавливает, что иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для указанных нужд, который, согласно пункту 13 статьи 56.6 ЗК РФ, составляет три года с момента его принятия. Истечение указанного срока является основанием для отказа в удовлетворении иска.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 1 (2014)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.12.2014)
(Извлечение)ОТВЕТ. В силу п. 1 ст. 279 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрены случаи выкупа земельных участков для государственных или муниципальных нужд (ст. 49).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.12.2014)
(Извлечение)ОТВЕТ. В силу п. 1 ст. 279 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрены случаи выкупа земельных участков для государственных или муниципальных нужд (ст. 49).
Статья: Изъятие имущества для госнужд: будут ли налог на прибыль и НДС?
(Мокроусов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 34)У Минфина России мнение менялось. Так, в письмах от 06.07.2012 N 03-03-07/32, от 24.03.2011 N 03-03-06/1/171, от 13.03.2008 N 03-03-06/4/15 специалисты рассматривали сумму компенсации за изъятие имущества в качестве внереализационных доходов. А вот в письмах от 04.07.2024 N 03-07-11/62429, от 12.08.2019 N 03-03-06/1/60603, от 09.04.2018 N 03-03-06/1/23095, от 28.04.2014 N 03-03-06/1/19742, от 11.07.2012 N 03-03-06/1/334 финансисты говорили о том, что при получении сумм возмещения за изъятое имущество возникает доход от реализации. При этом в письме от 21.11.2019 N 03-03-06/1/90029 Минфин России фактически признал, что суммы компенсации, полученные за изымаемый земельный участок, не облагаются налогом на прибыль. А в письмах от 14.08.2024 N 03-03-06/1/76034, от 06.12.2022 N 03-03-06/1/119276 финансисты указали, что ст. 251 НК РФ установлен закрытый перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, и он не содержит такого вида доходов, как компенсация выкупной стоимости земельного участка при его изъятии для государственных и муниципальных нужд. Поэтому компенсация за изъятие подлежит обложению налогом на прибыль в общеустановленном порядке.
(Мокроусов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 34)У Минфина России мнение менялось. Так, в письмах от 06.07.2012 N 03-03-07/32, от 24.03.2011 N 03-03-06/1/171, от 13.03.2008 N 03-03-06/4/15 специалисты рассматривали сумму компенсации за изъятие имущества в качестве внереализационных доходов. А вот в письмах от 04.07.2024 N 03-07-11/62429, от 12.08.2019 N 03-03-06/1/60603, от 09.04.2018 N 03-03-06/1/23095, от 28.04.2014 N 03-03-06/1/19742, от 11.07.2012 N 03-03-06/1/334 финансисты говорили о том, что при получении сумм возмещения за изъятое имущество возникает доход от реализации. При этом в письме от 21.11.2019 N 03-03-06/1/90029 Минфин России фактически признал, что суммы компенсации, полученные за изымаемый земельный участок, не облагаются налогом на прибыль. А в письмах от 14.08.2024 N 03-03-06/1/76034, от 06.12.2022 N 03-03-06/1/119276 финансисты указали, что ст. 251 НК РФ установлен закрытый перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, и он не содержит такого вида доходов, как компенсация выкупной стоимости земельного участка при его изъятии для государственных и муниципальных нужд. Поэтому компенсация за изъятие подлежит обложению налогом на прибыль в общеустановленном порядке.
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)8) выкуп земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 296);
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)8) выкуп земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 296);
Статья: Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд
(Тоточенко Д.А.)
("Нотариус", 2021, N 7)<6> Клейменова Е.С. Правовое регулирование изъятия (выкупа) земельного участка для государственных и муниципальных нужд: Дис. ... канд. юрид. наук. Орел, 2008.
(Тоточенко Д.А.)
("Нотариус", 2021, N 7)<6> Клейменова Е.С. Правовое регулирование изъятия (выкупа) земельного участка для государственных и муниципальных нужд: Дис. ... канд. юрид. наук. Орел, 2008.
Статья: Проблемы судебной защиты прав собственников земельных участков, изымаемых для государственных и муниципальных нужд
(Михайлова Е.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 3)<5> См., например: Мельников Н. Изъятие (выкуп) земельных участков для государственных и муниципальных нужд // Хозяйство и право. 2009. N 10 (393). С. 106 - 109.
(Михайлова Е.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 3)<5> См., например: Мельников Н. Изъятие (выкуп) земельных участков для государственных и муниципальных нужд // Хозяйство и право. 2009. N 10 (393). С. 106 - 109.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)<1> Имеется в виду ситуация, когда прибрежный земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности. В противном случае необходим выкуп прибрежного земельного участка для государственных или муниципальных нужд, однако цели создания искусственного земельного участка должны соответствовать перечню государственных или муниципальных нужд, предусмотренных ст. 49 ЗК РФ в качестве оснований изъятия земельных участков.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)<1> Имеется в виду ситуация, когда прибрежный земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности. В противном случае необходим выкуп прибрежного земельного участка для государственных или муниципальных нужд, однако цели создания искусственного земельного участка должны соответствовать перечню государственных или муниципальных нужд, предусмотренных ст. 49 ЗК РФ в качестве оснований изъятия земельных участков.
Статья: Защита прав собственников жилых помещений, признанных аварийными и подлежащими сносу
(Челышева Н.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 6)Сказанное позволяет сделать вывод о некорректности ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, относящей состояние аварийности и непригодности жилого помещения для проживания человека лишь к основаниям для принудительного выкупа земельного участка для государственных (муниципальных) нужд.
(Челышева Н.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 6)Сказанное позволяет сделать вывод о некорректности ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, относящей состояние аварийности и непригодности жилого помещения для проживания человека лишь к основаниям для принудительного выкупа земельного участка для государственных (муниципальных) нужд.