Возмещение вреда причиненного автомобильной дороге транспортным средством
Подборка наиболее важных документов по запросу Возмещение вреда причиненного автомобильной дороге транспортным средством (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 12.21.3 "Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн" КоАП РФ"Объектом правонарушения, состав которого сформулирован в части 1 статьи 12.21.3 КоАП РФ, являются общественные отношения в области дорожного движения. При этом они не связаны непосредственно с безопасностью дорожного движения, а направлены на исполнение обязанности, предусмотренной пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона N 257-ФЗ, по внесению платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О функционировании системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.
("Официальный сайт Росавтодора", 2023)"Официальный сайт Росавтодора https://rosavtodor.gov.ru", 2023
("Официальный сайт Росавтодора", 2023)"Официальный сайт Росавтодора https://rosavtodor.gov.ru", 2023
Статья: Реализация основных средств, аренда, расходы на услуги самозанятых и рекламу: налогообложение прибыли
(Коновалов Д.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 5)В соответствии с п. 1 ст. 31.1 Закона N 257-ФЗ <1> движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами. Плату вносят собственники (владельцы) транспортных средств (п. 6 ст. 31.1 Закона N 257-ФЗ).
(Коновалов Д.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 5)В соответствии с п. 1 ст. 31.1 Закона N 257-ФЗ <1> движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами. Плату вносят собственники (владельцы) транспортных средств (п. 6 ст. 31.1 Закона N 257-ФЗ).
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 12.21.3. Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн
(ред. от 04.11.2025)Статья 12.21.3. Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн
Постановление Правительства РФ от 01.12.2023 N 2060
"Об утверждении Правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства"IV. Порядок возмещения вреда, причиняемого тяжеловесным
"Об утверждении Правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства"IV. Порядок возмещения вреда, причиняемого тяжеловесным
Статья: Государственная компания "Российские автомобильные дороги" как субъект публичного управления
(Россинский Б.В.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 4)К подобным сферам деятельности относятся: организация взимания платы за проезд транспортных средств по автомобильным дорогам ГК Автодор; осуществление отдельных полномочий, связанных с резервированием земель и изъятием земельных участков, расположенных на них объектов недвижимого имущества в целях размещения там автомобильных дорог; организация проезда транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов, тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам ГК Автодор, а также взимание платы в виде возмещения вреда, причиняемого такими транспортными средствами автомобильным дорогам ГК Автодор; установление сервитутов в отношении земельных участков, предоставленных данной Госкомпании в аренду, определение процедур размещения объектов дорожного сервиса, рекламных конструкций и инженерных коммуникаций в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог.
(Россинский Б.В.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 4)К подобным сферам деятельности относятся: организация взимания платы за проезд транспортных средств по автомобильным дорогам ГК Автодор; осуществление отдельных полномочий, связанных с резервированием земель и изъятием земельных участков, расположенных на них объектов недвижимого имущества в целях размещения там автомобильных дорог; организация проезда транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов, тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам ГК Автодор, а также взимание платы в виде возмещения вреда, причиняемого такими транспортными средствами автомобильным дорогам ГК Автодор; установление сервитутов в отношении земельных участков, предоставленных данной Госкомпании в аренду, определение процедур размещения объектов дорожного сервиса, рекламных конструкций и инженерных коммуникаций в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог.
Статья: Правовая природа финансов службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного
(Мардасова М.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 10)<18> Например, Конституционный Суд РФ, неоднократно рассматривая правовую природу различных неналоговых фискальных платежей, отмечал, они не подпадают под определения понятий "налога" и "сбора", содержащихся в ст. 8 НК РФ. Вместе с тем они не должны выводиться из сферы действия ст. 57 Конституции РФ. Это означает, что плательщики и ряд основных элементов обложения неналоговыми фискальными платежами, например такие как объект обложения и облагаемая база, должны быть установлены непосредственно в законе. Кроме того, отдельные элементы обложения могут определяться на подзаконном уровне (например, в актах Правительства РФ), когда такое право прямо предусмотрено в законодательстве. См., например: Постановление Конституционного Суда РФ от 31 мая 2016 г. N 14-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 31.1 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации "О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн" и статьи 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы"; Определение Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 г. N 284-О "По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" // СПС "Гарант".
(Мардасова М.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 10)<18> Например, Конституционный Суд РФ, неоднократно рассматривая правовую природу различных неналоговых фискальных платежей, отмечал, они не подпадают под определения понятий "налога" и "сбора", содержащихся в ст. 8 НК РФ. Вместе с тем они не должны выводиться из сферы действия ст. 57 Конституции РФ. Это означает, что плательщики и ряд основных элементов обложения неналоговыми фискальными платежами, например такие как объект обложения и облагаемая база, должны быть установлены непосредственно в законе. Кроме того, отдельные элементы обложения могут определяться на подзаконном уровне (например, в актах Правительства РФ), когда такое право прямо предусмотрено в законодательстве. См., например: Постановление Конституционного Суда РФ от 31 мая 2016 г. N 14-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 31.1 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации "О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн" и статьи 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы"; Определение Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 г. N 284-О "По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" // СПС "Гарант".
Готовое решение: Какие расходы можно учесть при УСН с объектом "доходы минус расходы"
(КонсультантПлюс, 2025)- плата на возмещение вреда, который причиняют автодорогам общего пользования федерального значения транспортные средства с максимальной массой свыше 12 т (пп. 37 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)- плата на возмещение вреда, который причиняют автодорогам общего пользования федерального значения транспортные средства с максимальной массой свыше 12 т (пп. 37 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);
Статья: К вопросу о содержании понятия "публичные финансы"
(Лукичев К.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 3)<10> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 31 мая 2016 г. N 14-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 31.1 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации "О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн" и статьи 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2016. N 5.
(Лукичев К.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 3)<10> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 31 мая 2016 г. N 14-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 31.1 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации "О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн" и статьи 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2016. N 5.
"Упрощенка. Практическое пособие для организаций и предпринимателей"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)На основании подп. 37 п. 1 ст. 346.16 НК РФ в расходах при УСН можно учесть сумму платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированными в реестре транспортных средств системы взимания платы (далее - плата в систему "Платон").
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)На основании подп. 37 п. 1 ст. 346.16 НК РФ в расходах при УСН можно учесть сумму платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированными в реестре транспортных средств системы взимания платы (далее - плата в систему "Платон").
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> Есть и иные способы заключения соглашений, но на практике они встречаются гораздо реже, чем конкурс и частная инициатива, - например, заключение концессионного соглашения с концессионером, определенным решением Правительства РФ (п. 1 ст. 37 Закона N 115-ФЗ), примеры - Распоряжение Правительства РФ от 21.05.2022 N 1276-р "О Перечне организаций, определенных концессионерами, с которыми субъектами Российской Федерации могут быть заключены концессионные соглашения без проведения конкурса, на основании которых реализуются инвестиционные проекты по созданию инновационной образовательной среды (кампусов) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.07.2021 N 1268", Распоряжение Правительства РФ от 14.05.2021 N 1242-р "Об определении концессионера, с которым могут быть заключены концессионные соглашения без проведения конкурса, на основании которых реализуются проекты, предусматривающие создание в субъектах Российской Федерации дополнительных мест в общеобразовательных организациях в связи с ростом числа обучающихся, вызванным демографическим фактором", Распоряжение Правительства РФ от 29.08.2014 N 1662-р (о заключении концессионного соглашения в отношении объектов, предназначенных для взимания платы, используемых в целях обеспечения функционирования системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн), Распоряжение Правительства РФ от 30.08.2017 N 1859-р (о заключении концессионного соглашения в отношении объекта здравоохранения - Центр микрохирургии глаза в Екатеринбурге), Распоряжение Правительства РФ от 31.05.2018 N 1089-р (о заключении концессионного соглашения в отношении объектов, предназначенных для складирования, хранения и ремонта имущества Вооруженных Сил РФ в Севастополе).
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> Есть и иные способы заключения соглашений, но на практике они встречаются гораздо реже, чем конкурс и частная инициатива, - например, заключение концессионного соглашения с концессионером, определенным решением Правительства РФ (п. 1 ст. 37 Закона N 115-ФЗ), примеры - Распоряжение Правительства РФ от 21.05.2022 N 1276-р "О Перечне организаций, определенных концессионерами, с которыми субъектами Российской Федерации могут быть заключены концессионные соглашения без проведения конкурса, на основании которых реализуются инвестиционные проекты по созданию инновационной образовательной среды (кампусов) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.07.2021 N 1268", Распоряжение Правительства РФ от 14.05.2021 N 1242-р "Об определении концессионера, с которым могут быть заключены концессионные соглашения без проведения конкурса, на основании которых реализуются проекты, предусматривающие создание в субъектах Российской Федерации дополнительных мест в общеобразовательных организациях в связи с ростом числа обучающихся, вызванным демографическим фактором", Распоряжение Правительства РФ от 29.08.2014 N 1662-р (о заключении концессионного соглашения в отношении объектов, предназначенных для взимания платы, используемых в целях обеспечения функционирования системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн), Распоряжение Правительства РФ от 30.08.2017 N 1859-р (о заключении концессионного соглашения в отношении объекта здравоохранения - Центр микрохирургии глаза в Екатеринбурге), Распоряжение Правительства РФ от 31.05.2018 N 1089-р (о заключении концессионного соглашения в отношении объектов, предназначенных для складирования, хранения и ремонта имущества Вооруженных Сил РФ в Севастополе).
Тематический выпуск: Налог на добавленную стоимость: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 8)Таким образом, налоговая база по НДС при оказании услуг по предоставлению в аренду автотранспорта налогоплательщиком, уплачивающим плату в счет возмещения вреда, причиненного автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, определяется как договорная цена этих услуг. При этом по отдельным составляющим договорной цены налог не исчисляется".
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 8)Таким образом, налоговая база по НДС при оказании услуг по предоставлению в аренду автотранспорта налогоплательщиком, уплачивающим плату в счет возмещения вреда, причиненного автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, определяется как договорная цена этих услуг. При этом по отдельным составляющим договорной цены налог не исчисляется".