В какой бюджет зачисляются административные штрафы
Подборка наиболее важных документов по запросу В какой бюджет зачисляются административные штрафы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Арбитражный процесс: Исполнительский сбор в арбитражном процессе
(КонсультантПлюс, 2025)Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет и во внебюджетный фонд, средства которых находятся в государственной собственности.
(КонсультантПлюс, 2025)Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет и во внебюджетный фонд, средства которых находятся в государственной собственности.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11.06.2024 N Ф05-10148/2024 по делу N А40-129596/2023
Требование: О признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Обстоятельства: В связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебным приставом-исполнителем было вынесено оспариваемое постановление.
Решение: В удовлетворении требования отказано, вместе с тем должник освобожден от взыскания исполнительского сбора, поскольку задолженность по исполнительному производству должником погашена, для должника не характерно противоправное поведение.Исполнительский сбор, установленный статьей 112 Федерального закона об исполнительном производстве (далее по тексту - Закон об исполнительном производстве), не является фискальным платежом, взимаемым за совершение юридически значимых действий судебным приставом-исполнителем, а выступает мерой публично-правовой ответственности должника за совершенное им в процессе исполнительного производства правонарушение, которой присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет, средства которого находятся в государственной собственности.
Требование: О признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Обстоятельства: В связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебным приставом-исполнителем было вынесено оспариваемое постановление.
Решение: В удовлетворении требования отказано, вместе с тем должник освобожден от взыскания исполнительского сбора, поскольку задолженность по исполнительному производству должником погашена, для должника не характерно противоправное поведение.Исполнительский сбор, установленный статьей 112 Федерального закона об исполнительном производстве (далее по тексту - Закон об исполнительном производстве), не является фискальным платежом, взимаемым за совершение юридически значимых действий судебным приставом-исполнителем, а выступает мерой публично-правовой ответственности должника за совершенное им в процессе исполнительного производства правонарушение, которой присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет, средства которого находятся в государственной собственности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете организации административный штраф за неиндексацию заработной платы работников?..
(Консультация эксперта, 2025)Сумма административного штрафа зачисляется в бюджет в полном объеме (ч. 5 ст. 3.5 КоАП РФ).
(Консультация эксперта, 2025)Сумма административного штрафа зачисляется в бюджет в полном объеме (ч. 5 ст. 3.5 КоАП РФ).
Вопрос: Вправе ли организация учесть в расходах по налогу на прибыль сумму штрафа за административное нарушение в области безопасности дорожного движения, если она не стала взыскивать этот штраф со своего работника?
(Консультация эксперта, 2025)Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 5 ст. 3.5 КоАП РФ).
(Консультация эксперта, 2025)Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 5 ст. 3.5 КоАП РФ).
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)5. Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(ред. от 04.11.2025)5. Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"4. Суммы штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, зачисленные в федеральный бюджет, за исключением административных штрафов, налагаемых за указанные правонарушения на особо охраняемых природных территориях федерального значения, направляются на инвентаризацию объектов накопленного вреда окружающей среде, и (или) организацию ликвидации накопленного вреда окружающей среде, и (или) иные мероприятия по предотвращению и (или) снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности на основании отдельных решений Правительства Российской Федерации.
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"4. Суммы штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, зачисленные в федеральный бюджет, за исключением административных штрафов, налагаемых за указанные правонарушения на особо охраняемых природных территориях федерального значения, направляются на инвентаризацию объектов накопленного вреда окружающей среде, и (или) организацию ликвидации накопленного вреда окружающей среде, и (или) иные мероприятия по предотвращению и (или) снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности на основании отдельных решений Правительства Российской Федерации.
Статья: О проблеме исполнения актов Конституционного Суда РФ по вопросу ликвидации органами публичной власти мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов
(Давыдов А.А.)
("Местное право", 2025, N 4)- финансирование соответствующих мероприятий должно производиться за счет зачисленных в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты средств, поступающих:
(Давыдов А.А.)
("Местное право", 2025, N 4)- финансирование соответствующих мероприятий должно производиться за счет зачисленных в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты средств, поступающих:
Энциклопедия спорных ситуаций по НДФЛ и страховым взносам.
Облагается ли НДФЛ оплата работодателем штрафа работника за нарушение ПДД на служебном транспорте, если эта сумма с него не взыскивается
(КонсультантПлюс, 2025)В Письме рассмотрена ситуация, когда к ответственности согласно ст. 2.6.1 КоАП РФ за правонарушение в области дорожного движения привлекается организация - собственник транспортного средства, которая и уплачивает штраф. Сумма административного штрафа зачисляется в бюджет в полном объеме (ч. 5 ст. 3.5 КоАП РФ).
Облагается ли НДФЛ оплата работодателем штрафа работника за нарушение ПДД на служебном транспорте, если эта сумма с него не взыскивается
(КонсультантПлюс, 2025)В Письме рассмотрена ситуация, когда к ответственности согласно ст. 2.6.1 КоАП РФ за правонарушение в области дорожного движения привлекается организация - собственник транспортного средства, которая и уплачивает штраф. Сумма административного штрафа зачисляется в бюджет в полном объеме (ч. 5 ст. 3.5 КоАП РФ).
Вопрос: Принимаются ли в целях налогообложения прибыли понесенные организацией расходы в связи с уплатой штрафа за правонарушение, предусмотренное КоАП г. Москвы?
(Консультация эксперта, 2024)Обоснование: Суммы административных штрафов за правонарушения, предусмотренные Кодексом города Москвы об административных правонарушениях, зачисляются в бюджет г. Москвы либо в бюджеты внутригородских муниципальных образований в г. Москве (ст. 1.3 КоАП г. Москвы).
(Консультация эксперта, 2024)Обоснование: Суммы административных штрафов за правонарушения, предусмотренные Кодексом города Москвы об административных правонарушениях, зачисляются в бюджет г. Москвы либо в бюджеты внутригородских муниципальных образований в г. Москве (ст. 1.3 КоАП г. Москвы).
Статья: Заметки об использовании частноправовых средств в гражданском (арбитражном) процессе на примере судебной неустойки
(Молчанов В.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 6)Обычным средствам - штрафу или исполнительскому сбору, если говорить о процессуальном законодательстве и законодательстве об исполнительном производстве, присущи признаки административной штрафной санкции, которая имеет установленное законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения и зачисляется в бюджет и во внебюджетный фонд, средства которых находятся в государственной собственности <5>. Принуждение посредством угрозы наступления неблагоприятных последствий, в частности наложения штрафа, - это скорее способ не правового, а психологического воздействия. Функцию принуждения такие средства выполняют тогда, когда они уже реализованы путем применения соответствующих санкций к виновному лицу.
(Молчанов В.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 6)Обычным средствам - штрафу или исполнительскому сбору, если говорить о процессуальном законодательстве и законодательстве об исполнительном производстве, присущи признаки административной штрафной санкции, которая имеет установленное законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения и зачисляется в бюджет и во внебюджетный фонд, средства которых находятся в государственной собственности <5>. Принуждение посредством угрозы наступления неблагоприятных последствий, в частности наложения штрафа, - это скорее способ не правового, а психологического воздействия. Функцию принуждения такие средства выполняют тогда, когда они уже реализованы путем применения соответствующих санкций к виновному лицу.
Статья: Характеристика элементов структуры санкций норм права об административной ответственности
(Цындря В.Н.)
("Административное право и процесс", 2023, N 12)В частности, последствия материального (имущественного) характера направлены на оказание воздействия на правовое положение лица в части умаления его возможности владеть, пользоваться или распоряжаться имеющимися у него денежными средствами или имуществом. Например, административный штраф, являющийся на сегодня самым распространенным видом административного наказания, является "денежным взысканием", сумма которого подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством (ч. 1 и 5 ст. 3.5 КоАП РФ). Административный штраф как материальную санкцию рассматривает Г.В. Лукьянова, а И.Ф. Сафарянов - как административно-властное взыскание <3>.
(Цындря В.Н.)
("Административное право и процесс", 2023, N 12)В частности, последствия материального (имущественного) характера направлены на оказание воздействия на правовое положение лица в части умаления его возможности владеть, пользоваться или распоряжаться имеющимися у него денежными средствами или имуществом. Например, административный штраф, являющийся на сегодня самым распространенным видом административного наказания, является "денежным взысканием", сумма которого подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством (ч. 1 и 5 ст. 3.5 КоАП РФ). Административный штраф как материальную санкцию рассматривает Г.В. Лукьянова, а И.Ф. Сафарянов - как административно-властное взыскание <3>.
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете штраф за повторное нарушение Правил дорожного движения, уплаченный водителем и возмещенный организацией?..
(Консультация эксперта, 2025)Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях (ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ). Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме (ч. 5 ст. 3.5 КоАП РФ).
(Консультация эксперта, 2025)Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях (ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ). Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме (ч. 5 ст. 3.5 КоАП РФ).
Готовое решение: Общие правила заполнения платежного поручения
(КонсультантПлюс, 2025)Поля 104 - 109 заполняйте по правилам, установленным Приказом Минфина России от 12.11.2013 N 107н, в зависимости от того, какой платеж в бюджетную систему перечисляете: налог, страховые взносы, госпошлину, административный штраф и т.д. (Приложение 1 к Положению Банка России от 29.06.2021 N 762-П).
(КонсультантПлюс, 2025)Поля 104 - 109 заполняйте по правилам, установленным Приказом Минфина России от 12.11.2013 N 107н, в зависимости от того, какой платеж в бюджетную систему перечисляете: налог, страховые взносы, госпошлину, административный штраф и т.д. (Приложение 1 к Положению Банка России от 29.06.2021 N 762-П).
Вопрос: Как лизинговой компании в налоговом учете отражать уплаченные штрафы за нарушение ПДД, возмещенные лизингополучателем?
(Консультация эксперта, 2023)Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме (ч. 5 ст. 3.5 КоАП РФ).
(Консультация эксперта, 2023)Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме (ч. 5 ст. 3.5 КоАП РФ).
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Следует отметить, что муниципальный контроль в сфере благоустройства связан преимущественно со свершившимися правонарушениями. Поэтому полагаем целесообразным в КоАП РФ и в законах субъектов РФ четко формулировать составы административных правонарушений, связанных с нарушениями муниципальных правил благоустройства. Судебная практика идет по пути признания законов субъектов РФ об административной ответственности недействующими, если "диспозиции их норм не содержат описания конкретных противоправных действий (бездействия), образующих объективную сторону состава административного правонарушения, а отсылают для ее определения к многочисленным правилам благоустройства муниципальных образований... оспариваемые нормы не устанавливают конкретные требования, нарушение или невыполнение которых влечет административную ответственность. Поскольку объективная сторона правонарушения в данных нормах не сформулирована, это влечет правовую неопределенность при решении вопроса, какие конкретно действия (бездействие) при уборке территорий муниципальных образований и несоблюдение каких именно требований к внешнему виду фасадов и ограждающим конструкциям зданий, строений, сооружений образуют состав административного правонарушения. При этом... муниципальные правовые акты на территории субъекта РФ в разных муниципальных образованиях могут содержать различные, в том числе и взаимоисключающие, обязанности в указанной сфере" <1>. Считаем, что необходимо наделить органы местного самоуправления правом составления протоколов по составам административных правонарушений, определенным соотносительно правилам благоустройства муниципальных образований, с зачислением штрафов по этим составам в местные бюджеты.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Следует отметить, что муниципальный контроль в сфере благоустройства связан преимущественно со свершившимися правонарушениями. Поэтому полагаем целесообразным в КоАП РФ и в законах субъектов РФ четко формулировать составы административных правонарушений, связанных с нарушениями муниципальных правил благоустройства. Судебная практика идет по пути признания законов субъектов РФ об административной ответственности недействующими, если "диспозиции их норм не содержат описания конкретных противоправных действий (бездействия), образующих объективную сторону состава административного правонарушения, а отсылают для ее определения к многочисленным правилам благоустройства муниципальных образований... оспариваемые нормы не устанавливают конкретные требования, нарушение или невыполнение которых влечет административную ответственность. Поскольку объективная сторона правонарушения в данных нормах не сформулирована, это влечет правовую неопределенность при решении вопроса, какие конкретно действия (бездействие) при уборке территорий муниципальных образований и несоблюдение каких именно требований к внешнему виду фасадов и ограждающим конструкциям зданий, строений, сооружений образуют состав административного правонарушения. При этом... муниципальные правовые акты на территории субъекта РФ в разных муниципальных образованиях могут содержать различные, в том числе и взаимоисключающие, обязанности в указанной сфере" <1>. Считаем, что необходимо наделить органы местного самоуправления правом составления протоколов по составам административных правонарушений, определенным соотносительно правилам благоустройства муниципальных образований, с зачислением штрафов по этим составам в местные бюджеты.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Рождественская Т.Э., Костюк И.В., Малунова З.А., Пушкин А.В., Ротко С.В., Рябова Е.В., Хоменко Е.Г., Байтенова А.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Согласно обстоятельствам дела между ОАО Сургутский акционерный коммерческий банк "Аккобанк" (третье лицо, далее - Банк) и ответчиком ООО "Сургутсити", являющимся банковским платежным агентом, заключен договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. Перечень платежей и получателей платежей указан в приложении N 1 к договору. Согласно п. 4 Приложения N 1 Администрация города Сургута является "Получателем Платежа" с назначением "прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов". В обоснование иска указано, что ответчик не в полном объеме перечислил денежные средства, поступившие от граждан за период с мая 2012 года по август 2013 года в качестве оплаты административных штрафов, наложенных административной комиссией Администрации города Сургута, через один из платежных терминалов ответчика, что и явилось основанием для обращения Администрации в суд с настоящим иском.
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Рождественская Т.Э., Костюк И.В., Малунова З.А., Пушкин А.В., Ротко С.В., Рябова Е.В., Хоменко Е.Г., Байтенова А.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Согласно обстоятельствам дела между ОАО Сургутский акционерный коммерческий банк "Аккобанк" (третье лицо, далее - Банк) и ответчиком ООО "Сургутсити", являющимся банковским платежным агентом, заключен договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. Перечень платежей и получателей платежей указан в приложении N 1 к договору. Согласно п. 4 Приложения N 1 Администрация города Сургута является "Получателем Платежа" с назначением "прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов". В обоснование иска указано, что ответчик не в полном объеме перечислил денежные средства, поступившие от граждан за период с мая 2012 года по август 2013 года в качестве оплаты административных штрафов, наложенных административной комиссией Администрации города Сургута, через один из платежных терминалов ответчика, что и явилось основанием для обращения Администрации в суд с настоящим иском.