Срок обжалования постановления об административном правонарушении в арбитражном суде
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок обжалования постановления об административном правонарушении в арбитражном суде (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Разъяснение прав по КоАП РФ (практика арбитражных судов)
(КонсультантПлюс, 2025)Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении восстанавливают, если уполномоченным органом не разъяснен порядок обжалования, в том числе не указаны данные сведения в самом постановлении, при этом заявителем сама жалоба подана в уполномоченный орган для пересылки суду
(КонсультантПлюс, 2025)Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении восстанавливают, если уполномоченным органом не разъяснен порядок обжалования, в том числе не указаны данные сведения в самом постановлении, при этом заявителем сама жалоба подана в уполномоченный орган для пересылки суду
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Вместе с тем ВС РФ в Постановлении от 09.01.2020 N 20-АД19-5 указал, что составы административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 7.23.3 и ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, имеют разные родовые объекты посягательства: общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности по управлению МКД и общественные отношения в области лицензирования предпринимательской деятельности по управлению МКД. Данное обстоятельство исключает возможность переквалификации вмененного обществу деяния с ч. 1 ст. 7.23.3 на ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ. Поэтому дело об административном правонарушении подлежит прекращению (см. по аналогии п. 4 Разъяснения Президиума ФАС России N 7, утвержденного Протоколом Президиума ФАС России от 30.11.2016 N 15). Логично предположить, что такой подход работает и в обратной ситуации - с ч. 2 ст. 14.1.3 на ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ (хотя арбитражная практика складывается иначе).
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Вместе с тем ВС РФ в Постановлении от 09.01.2020 N 20-АД19-5 указал, что составы административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 7.23.3 и ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, имеют разные родовые объекты посягательства: общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности по управлению МКД и общественные отношения в области лицензирования предпринимательской деятельности по управлению МКД. Данное обстоятельство исключает возможность переквалификации вмененного обществу деяния с ч. 1 ст. 7.23.3 на ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ. Поэтому дело об административном правонарушении подлежит прекращению (см. по аналогии п. 4 Разъяснения Президиума ФАС России N 7, утвержденного Протоколом Президиума ФАС России от 30.11.2016 N 15). Логично предположить, что такой подход работает и в обратной ситуации - с ч. 2 ст. 14.1.3 на ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ (хотя арбитражная практика складывается иначе).
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)7. Различаются порядок исчисления сроков обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях и судебных решений, вынесенных по результатам рассмотрения дела по существу, а также правила подачи жалобы в вышестоящий суд. Понятия апелляционного и кассационного производств, в рамках которых пересматриваются судебные решения по делам об административных правонарушениях в арбитражных судах, чужды КоАП РФ.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)7. Различаются порядок исчисления сроков обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях и судебных решений, вынесенных по результатам рассмотрения дела по существу, а также правила подачи жалобы в вышестоящий суд. Понятия апелляционного и кассационного производств, в рамках которых пересматриваются судебные решения по делам об административных правонарушениях в арбитражных судах, чужды КоАП РФ.
Нормативные акты
<Письмо> ВАС РФ от 25.05.2004 N С1-7/УП-600
<О федеральных законах, применяемых арбитражными судами в соответствии с содержащимися в АПК РФ отсылочными нормами>- федеральные законы, устанавливающие иные сроки обжалования в арбитражные суды постановлений по делам об административных правонарушениях, при составлении справки не выявлены;
<О федеральных законах, применяемых арбитражными судами в соответствии с содержащимися в АПК РФ отсылочными нормами>- федеральные законы, устанавливающие иные сроки обжалования в арбитражные суды постановлений по делам об административных правонарушениях, при составлении справки не выявлены;
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10
(ред. от 05.04.2022)
"О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве"56. С учетом положений части 4 статьи 229 АПК РФ решения по делам о привлечении к административной ответственности, об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение, совершенное индивидуальным предпринимателем, составляет от пяти тысяч до ста тысяч рублей, и если такие решения являлись предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, а также постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 АПК РФ.
(ред. от 05.04.2022)
"О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве"56. С учетом положений части 4 статьи 229 АПК РФ решения по делам о привлечении к административной ответственности, об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение, совершенное индивидуальным предпринимателем, составляет от пяти тысяч до ста тысяч рублей, и если такие решения являлись предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, а также постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 АПК РФ.
Статья: Административное расследование: о целесообразности существования в законодательстве об административных правонарушениях
(Несвит Е.А.)
("Мировой судья", 2024, N 11)В части дополнительных гарантий для лица, в отношении которого ведется производство по делу, можно отметить, что отдельное обжалование определения о проведении по делу административного расследования <8> и определения о продлении срока проведения административного расследования <9> невозможно, а нарушения срока составления протокола об административном правонарушении и срока направления дела в суд не являются существенными нарушениями <10>, поскольку указанные сроки пресекательными не являются.
(Несвит Е.А.)
("Мировой судья", 2024, N 11)В части дополнительных гарантий для лица, в отношении которого ведется производство по делу, можно отметить, что отдельное обжалование определения о проведении по делу административного расследования <8> и определения о продлении срока проведения административного расследования <9> невозможно, а нарушения срока составления протокола об административном правонарушении и срока направления дела в суд не являются существенными нарушениями <10>, поскольку указанные сроки пресекательными не являются.
Статья: Некоторые вопросы применения общих положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в практике Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации (2019 - 2021 годы)
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)Такое регулирование исключает возможность неоднократного привлечения к административной ответственности за различные эпизоды одного длящегося административного правонарушения. Сама же по себе возможность подать жалобу только на одно постановление по делу об административном правонарушении отвечает задачам производства по делам об административных правонарушениях, к числу которых, в частности, относятся всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления (статья 24.1 КоАП РФ). При этом возврат жалобы в связи с нарушением установленного порядка подачи жалобы не препятствует повторной подаче жалобы в предусмотренный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении, который может быть восстановлен по ходатайству лица, подавшего жалобу.
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)Такое регулирование исключает возможность неоднократного привлечения к административной ответственности за различные эпизоды одного длящегося административного правонарушения. Сама же по себе возможность подать жалобу только на одно постановление по делу об административном правонарушении отвечает задачам производства по делам об административных правонарушениях, к числу которых, в частности, относятся всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления (статья 24.1 КоАП РФ). При этом возврат жалобы в связи с нарушением установленного порядка подачи жалобы не препятствует повторной подаче жалобы в предусмотренный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении, который может быть восстановлен по ходатайству лица, подавшего жалобу.
Статья: Проблемные аспекты правового регулирования производства по делам об административных правонарушениях
(Кротова Е.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)Тесно связана с этим проблема невозможности приостановить исполнение постановления в связи с обжалованием. В действующей редакции Кодекса такая процедура возможна только после принесения протеста прокурора (ч. 1 ст. 31.6 КоАП РФ), хотя видится, что правовые последствия принесения протеста и подачи жалобы одинаковы. Выстраивая каждую норму права, законодатель должен прогнозировать варианты ее действия на практике во взаимосвязи с другими нормами, учитывать рациональность и практичность таких норм при их применении. В случае правовой регламентации срока обжалования вступивших в силу постановлений представляется целесообразным привести к единообразию и правило о приостановлении исполнения постановлений по аналогии с ч. 1 ст. 31.6 КоАП РФ.
(Кротова Е.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)Тесно связана с этим проблема невозможности приостановить исполнение постановления в связи с обжалованием. В действующей редакции Кодекса такая процедура возможна только после принесения протеста прокурора (ч. 1 ст. 31.6 КоАП РФ), хотя видится, что правовые последствия принесения протеста и подачи жалобы одинаковы. Выстраивая каждую норму права, законодатель должен прогнозировать варианты ее действия на практике во взаимосвязи с другими нормами, учитывать рациональность и практичность таких норм при их применении. В случае правовой регламентации срока обжалования вступивших в силу постановлений представляется целесообразным привести к единообразию и правило о приостановлении исполнения постановлений по аналогии с ч. 1 ст. 31.6 КоАП РФ.
Статья: Механизм функционирования института административно-судебной юрисдикции
(Петрова В.Т.)
("Российский судья", 2023, N 11)Перейдем к рассмотрению производства по делу об административном правонарушении, которое начинается с возбуждения дела на основании протокола, который направляется в суд или в орган, уполномоченный на рассмотрение данного дела. Затем, если протокол поступил в суд, судья проверяет правильность составления протокола, извещение лиц, наличие ходатайств и отводов, иные обстоятельства. Если протокол об административном правонарушении составлен неверно, он подлежит возвращению должностному лицу, его составившему, которое не может обжаловать возврат (не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу). Если препятствий для проведения заседания не имеется, то выносится определение о дате и месте рассмотрения дела. Дело рассматривается по месту его совершения или по месту жительства нарушителя, также может проводиться по месту органа, который проводил расследование. Дело об административном правонарушении рассматривается 2 месяца, по необходимости срок может быть продлен, по некоторым категориям дел имеются сокращенные сроки рассмотрения. В ходе рассмотрения дела объявляется, какое дело рассматривается, кто его рассматривает, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности, проверяется явка, разъясняются права и обязанности, рассматриваются ходатайства и отводы, оглашается протокол об административном правонарушении, заслушиваются объяснения, заключение прокурора (в случае его присутствия) и выносится постановление по делу либо о назначении наказания, либо о прекращении производства по делу. К тому же при отсутствии спора судья вправе одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. Суд может изменить статью КоАП РФ, по которой лицо привлекается к административной ответственности, если назначаемое наказание не ухудшит положение привлекаемого лица, при малозначительности правонарушения вправе освободить его от административной ответственности и ограничиться устным замечанием <12>. Постановление может быть обжаловано в вышестоящий суд в течение 10 дней со дня получения копии постановления по делу. По большинству дел жалоба рассматривается в течение 10 дней. Суд рассматривает законность и обоснованность вынесенного постановления и принимает решение, которое также может быть обжаловано. Постановление вступает в силу после истечения срока на обжалование или после вынесения решения по жалобе. Постановление также может быть опротестовано прокурором <13>. Сроки рассмотрения жалобы аналогичны срокам рассмотрения дела об административном правонарушении. По результатам проверки жалобы выносится решение, которое может быть обжаловано или опротестовано прокурором в кассационные суды общей юрисдикции и ВС РФ. Вступившие в законную силу решения арбитражных судов обжалуются в ВС РФ в порядке надзора, если исчерпаны иные способы обжалования. Жалоба подается в уполномоченный суд, постановление по ней выносится не позднее 2 месяцев без проведения заседания (предусмотрены и сокращенные сроки).
(Петрова В.Т.)
("Российский судья", 2023, N 11)Перейдем к рассмотрению производства по делу об административном правонарушении, которое начинается с возбуждения дела на основании протокола, который направляется в суд или в орган, уполномоченный на рассмотрение данного дела. Затем, если протокол поступил в суд, судья проверяет правильность составления протокола, извещение лиц, наличие ходатайств и отводов, иные обстоятельства. Если протокол об административном правонарушении составлен неверно, он подлежит возвращению должностному лицу, его составившему, которое не может обжаловать возврат (не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу). Если препятствий для проведения заседания не имеется, то выносится определение о дате и месте рассмотрения дела. Дело рассматривается по месту его совершения или по месту жительства нарушителя, также может проводиться по месту органа, который проводил расследование. Дело об административном правонарушении рассматривается 2 месяца, по необходимости срок может быть продлен, по некоторым категориям дел имеются сокращенные сроки рассмотрения. В ходе рассмотрения дела объявляется, какое дело рассматривается, кто его рассматривает, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности, проверяется явка, разъясняются права и обязанности, рассматриваются ходатайства и отводы, оглашается протокол об административном правонарушении, заслушиваются объяснения, заключение прокурора (в случае его присутствия) и выносится постановление по делу либо о назначении наказания, либо о прекращении производства по делу. К тому же при отсутствии спора судья вправе одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. Суд может изменить статью КоАП РФ, по которой лицо привлекается к административной ответственности, если назначаемое наказание не ухудшит положение привлекаемого лица, при малозначительности правонарушения вправе освободить его от административной ответственности и ограничиться устным замечанием <12>. Постановление может быть обжаловано в вышестоящий суд в течение 10 дней со дня получения копии постановления по делу. По большинству дел жалоба рассматривается в течение 10 дней. Суд рассматривает законность и обоснованность вынесенного постановления и принимает решение, которое также может быть обжаловано. Постановление вступает в силу после истечения срока на обжалование или после вынесения решения по жалобе. Постановление также может быть опротестовано прокурором <13>. Сроки рассмотрения жалобы аналогичны срокам рассмотрения дела об административном правонарушении. По результатам проверки жалобы выносится решение, которое может быть обжаловано или опротестовано прокурором в кассационные суды общей юрисдикции и ВС РФ. Вступившие в законную силу решения арбитражных судов обжалуются в ВС РФ в порядке надзора, если исчерпаны иные способы обжалования. Жалоба подается в уполномоченный суд, постановление по ней выносится не позднее 2 месяцев без проведения заседания (предусмотрены и сокращенные сроки).
Готовое решение: Что нужно знать о порядке возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении, если его заводят против вас
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление (решение) по делу об административном правонарушении вступает в силу, как правило, по истечении 10 дней со дня получения (со дня принятия решения арбитражным судом), если вы не обжалуете его. Учтите, что срок обжалования, а значит, и срок вступления в силу решений, принятых арбитражными судами, исчисляется в рабочих днях, а срок вступления в силу постановлений иных судов, органов и должностных лиц - в календарных днях. Если срок обжалования, исчисляемый по КоАП РФ, заканчивается в нерабочий день, он переносится на следующий за ним рабочий (ч. 3, 3.1 ст. 4.8, ч. 1 ст. 30.3, п. 1 ст. 31.1 КоАП РФ, ч. 3 ст. 113, ч. 4 ст. 206 АПК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление (решение) по делу об административном правонарушении вступает в силу, как правило, по истечении 10 дней со дня получения (со дня принятия решения арбитражным судом), если вы не обжалуете его. Учтите, что срок обжалования, а значит, и срок вступления в силу решений, принятых арбитражными судами, исчисляется в рабочих днях, а срок вступления в силу постановлений иных судов, органов и должностных лиц - в календарных днях. Если срок обжалования, исчисляемый по КоАП РФ, заканчивается в нерабочий день, он переносится на следующий за ним рабочий (ч. 3, 3.1 ст. 4.8, ч. 1 ст. 30.3, п. 1 ст. 31.1 КоАП РФ, ч. 3 ст. 113, ч. 4 ст. 206 АПК РФ).
Статья: Определение компетентного суда при обращении за судебной защитой по делу об административном правонарушении
(Потапов П.Н.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2022, N 4)В частности, в п. 11 Постановления от 27 января 2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" <5> Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на необходимость наличия в действиях невластного субъекта правонарушений, связанных с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности. Аналогичная позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2014), в котором судом определены критерии для отнесения дел об обжаловании постановлений административных органов о привлечении юридического лица или индивидуального предпринимателя к административной ответственности к компетенции арбитражных судов, вытекающие из правил ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ. В этом же Обзоре судом упомянуто о п. 33 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" <6>, в силу которого юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям следует обращаться с жалобами (заявлениями) на постановления об административном правонарушении в случае, если объективная сторона административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда в суд общей юрисдикции. Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 20 февраля 2014 г. N 261-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мешалкина Сергея Владимировича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" <7> установил отсутствие нарушения конституционных прав заявителя при прекращении производства по делу об обжаловании постановления по делу об административном правонарушении в случае обращения в некомпетентный суд. При этом суд не разъяснил, является ли такое прекращение основанием для восстановления пропущенного срока обжалования, составляющего всего десять дней, что также не способствует укреплению гарантии судебной защиты.
(Потапов П.Н.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2022, N 4)В частности, в п. 11 Постановления от 27 января 2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" <5> Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на необходимость наличия в действиях невластного субъекта правонарушений, связанных с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности. Аналогичная позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2014), в котором судом определены критерии для отнесения дел об обжаловании постановлений административных органов о привлечении юридического лица или индивидуального предпринимателя к административной ответственности к компетенции арбитражных судов, вытекающие из правил ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ. В этом же Обзоре судом упомянуто о п. 33 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" <6>, в силу которого юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям следует обращаться с жалобами (заявлениями) на постановления об административном правонарушении в случае, если объективная сторона административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда в суд общей юрисдикции. Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 20 февраля 2014 г. N 261-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мешалкина Сергея Владимировича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" <7> установил отсутствие нарушения конституционных прав заявителя при прекращении производства по делу об обжаловании постановления по делу об административном правонарушении в случае обращения в некомпетентный суд. При этом суд не разъяснил, является ли такое прекращение основанием для восстановления пропущенного срока обжалования, составляющего всего десять дней, что также не способствует укреплению гарантии судебной защиты.
Статья: Разные сроки исковой давности по нарушениям, связанным с кассовыми операциями и применением ККТ
(Сенин Н.К.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 5)Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 14.01.2022 по делу N А47-12975/2021 в данном случае был применен годичный срок исковой давности, поскольку именно такой срок установлен в отношении административного правонарушения за нарушение законодательства РФ о применении ККТ. Организация не согласилась с применением такого срока исковой давности и оспорила его в апелляционном суде. И тот ее поддержал.
(Сенин Н.К.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 5)Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 14.01.2022 по делу N А47-12975/2021 в данном случае был применен годичный срок исковой давности, поскольку именно такой срок установлен в отношении административного правонарушения за нарушение законодательства РФ о применении ККТ. Организация не согласилась с применением такого срока исковой давности и оспорила его в апелляционном суде. И тот ее поддержал.
Статья: Административная ответственность за несвоевременное предоставление статистических данных в таможенный орган
(Косицин И.А., Косицина Л.А., Сазанова Н.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)Для признания деяния административным правонарушением достаточно установления нарушения срока представления статистической отчетности. Нарушением является как представление отчетности позже установленного срока на двадцать дней, так и представление отчетности позже установленного срока на один день.
(Косицин И.А., Косицина Л.А., Сазанова Н.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)Для признания деяния административным правонарушением достаточно установления нарушения срока представления статистической отчетности. Нарушением является как представление отчетности позже установленного срока на двадцать дней, так и представление отчетности позже установленного срока на один день.
Статья: Постановление по делу об административном правонарушении
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)КоАП РФ не содержит конкретного перечня оснований для возврата жалоб на постановление по делам об административных правонарушениях.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)КоАП РФ не содержит конкретного перечня оснований для возврата жалоб на постановление по делам об административных правонарушениях.