Расчет среднего заработка за 3 месяца для пособия по безработице
Подборка наиболее важных документов по запросу Расчет среднего заработка за 3 месяца для пособия по безработице (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Новый порядок исчисления среднего заработка для назначения пособия по безработице
(Ершова А.И.)
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 4)Расчетный период для исчисления среднего заработка для пособия по безработице составляет три месяца до увольнения.
(Ершова А.И.)
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 4)Расчетный период для исчисления среднего заработка для пособия по безработице составляет три месяца до увольнения.
Готовое решение: Как рассчитать средний заработок и оформить справку для определения размера пособия по безработице
(КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу работодатель исчисляет (каждый работодатель - если была работа по совместительству) средний заработок исходя из выплат, начисленных за расчетный период. Он равен трем календарным месяцам, которые предшествовали календарному месяцу перед месяцем увольнения работника с последнего места работы (службы). Исключение - случай, когда гражданин уволен с военной службы по призыву. В этой ситуации расчетным периодом являются три календарных месяца, предшествовавшие месяцу призыва на военную службу (п. 1, пп. "в" п. 4 Порядка исчисления среднего заработка для назначения пособия по безработице).
(КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу работодатель исчисляет (каждый работодатель - если была работа по совместительству) средний заработок исходя из выплат, начисленных за расчетный период. Он равен трем календарным месяцам, которые предшествовали календарному месяцу перед месяцем увольнения работника с последнего места работы (службы). Исключение - случай, когда гражданин уволен с военной службы по призыву. В этой ситуации расчетным периодом являются три календарных месяца, предшествовавшие месяцу призыва на военную службу (п. 1, пп. "в" п. 4 Порядка исчисления среднего заработка для назначения пособия по безработице).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)Исходя из содержания данной статьи пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в п. 2 этой статьи, устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние 3 месяца по последнему месту работы. Пособие по безработице в случаях, указанных в п. 2 ст. 30 Закона о занятости населения (например, выплата пособия по безработице гражданам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; гражданам, уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия), устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице, если иное не предусмотрено данным законом.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)Исходя из содержания данной статьи пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в п. 2 этой статьи, устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние 3 месяца по последнему месту работы. Пособие по безработице в случаях, указанных в п. 2 ст. 30 Закона о занятости населения (например, выплата пособия по безработице гражданам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; гражданам, уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия), устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице, если иное не предусмотрено данным законом.
Постановление Конституционного Суда РФ от 17.03.2022 N 11-П
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 10 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" в связи с жалобой гражданки И.И. Котловой"На фоне обусловленного сокращением общеустановленного периода выплаты пособия по безработице изменения общих правил определения его размера, который с 1 января 2019 года составляет: в первые три месяца - 75 процентов среднего заработка по последнему месту работы (службы), а в последующие три месяца (из шестимесячного предельного периода выплаты данного пособия) - 60 процентов указанного заработка, для граждан предпенсионного возраста был предусмотрен льготный (а фактически - сохранен установленный ранее) порядок исчисления размера пособия по безработице, предполагающий выплату его за первые три месяца - в размере 75 процентов среднего заработка, в следующие четыре месяца - в размере 60 процентов такого заработка, а в оставшийся период - в размере 45 процентов этого заработка. При этом указанным образом пособие по безработице исчисляется при условии, что гражданин (в том числе относящийся к категории лиц предпенсионного возраста) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состоял в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель. Конкретный же размер пособия по безработице во всяком случае не может быть выше его максимальной величины и ниже его минимальной величины, ежегодно определяемых Правительством Российской Федерации и увеличенных на размер районного коэффициента (пункты 1 и 3 статьи 33, пункты 3 и 5 статьи 34.2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 10 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" в связи с жалобой гражданки И.И. Котловой"На фоне обусловленного сокращением общеустановленного периода выплаты пособия по безработице изменения общих правил определения его размера, который с 1 января 2019 года составляет: в первые три месяца - 75 процентов среднего заработка по последнему месту работы (службы), а в последующие три месяца (из шестимесячного предельного периода выплаты данного пособия) - 60 процентов указанного заработка, для граждан предпенсионного возраста был предусмотрен льготный (а фактически - сохранен установленный ранее) порядок исчисления размера пособия по безработице, предполагающий выплату его за первые три месяца - в размере 75 процентов среднего заработка, в следующие четыре месяца - в размере 60 процентов такого заработка, а в оставшийся период - в размере 45 процентов этого заработка. При этом указанным образом пособие по безработице исчисляется при условии, что гражданин (в том числе относящийся к категории лиц предпенсионного возраста) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состоял в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель. Конкретный же размер пособия по безработице во всяком случае не может быть выше его максимальной величины и ниже его минимальной величины, ежегодно определяемых Правительством Российской Федерации и увеличенных на размер районного коэффициента (пункты 1 и 3 статьи 33, пункты 3 и 5 статьи 34.2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
Ситуация: Какие особенности имеет постановка на учет в службе занятости и трудоустройство лиц, достигших предпенсионного или пенсионного возраста?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если указанные граждане в течение периода, предшествующего началу безработицы, работали не менее 26 недель, пособие назначается им в зависимости от исчисленного в установленном порядке среднего заработка (ч. 6 ст. 45, ч. 4 ст. 48, ч. 8 ст. 68 Закона N 565-ФЗ):
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если указанные граждане в течение периода, предшествующего началу безработицы, работали не менее 26 недель, пособие назначается им в зависимости от исчисленного в установленном порядке среднего заработка (ч. 6 ст. 45, ч. 4 ст. 48, ч. 8 ст. 68 Закона N 565-ФЗ):
Типовая ситуация: Как рассчитать средний заработок для определения размера пособия по безработице (для бюджетной организации)
(Издательство "Главная книга", 2025)Исключение - случай, когда гражданин уволен с военной службы по призыву. Тогда расчетным периодом являются три календарных месяца, предшествовавшие месяцу призыва на военную службу (п. 1 Порядка исчисления среднего заработка для назначения пособия по безработице).
(Издательство "Главная книга", 2025)Исключение - случай, когда гражданин уволен с военной службы по призыву. Тогда расчетным периодом являются три календарных месяца, предшествовавшие месяцу призыва на военную службу (п. 1 Порядка исчисления среднего заработка для назначения пособия по безработице).
"Годовой отчет 2024"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)С 01.04.2024 применяется Порядок исчисления среднего заработка для назначения пособия по безработице, утвержденный Приказом Минтруда России от 13.02.2024 N 57н (далее - Порядок), который не внес принципиальных изменений, но уточнил некоторые моменты.
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)С 01.04.2024 применяется Порядок исчисления среднего заработка для назначения пособия по безработице, утвержденный Приказом Минтруда России от 13.02.2024 N 57н (далее - Порядок), который не внес принципиальных изменений, но уточнил некоторые моменты.
Статья: Гарантии и льготы работников-предпенсионеров
(Дячук М.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 3)В соответствии со ст. 34.2 Закона о занятости гражданам предпенсионного возраста пособие по безработице начисляется:
(Дячук М.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 3)В соответствии со ст. 34.2 Закона о занятости гражданам предпенсионного возраста пособие по безработице начисляется:
Статья: Анализ некоторых примеров применения судами общей юрисдикции принципов законности и доверия граждан и их объединений к закону и действиям государства при разрешении споров об имущественных последствиях, связанных с решениями субъектов публичной власти
(Величко М.Б.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 2)В следующем примере судебной практики Ч.Е.В. обратилась в суд с иском к Областному государственному казенному учреждению "Центр занятости населения города Томска и Томского района" (далее - Центр занятости), в котором указала, что 20 августа 2020 г. она уволилась с должности воспитателя, 1 сентября 2020 г. обратилась к ответчику с целью постановки на учет в качестве безработной, 10 сентября 2020 г. она признана безработной, 22 сентября 2020 г. ей выплатили часть пособия за сентябрь, исчисленную за период с 1 сентября по 16 сентября 2020 г., в размере 585 руб., исходя из минимальной величины пособия. Вместе с тем размер пособия должен соответствовать 75% среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. В связи с этим истец просила: признать незаконным приказ ответчика в части установления ей пособия по безработице в размере минимальной величины пособия за сентябрь 2020 г.; обязать ответчика произвести перерасчет пособия по безработице с 1 сентября 2020 г. по 16 сентября 2020 г. и выплатить пособие в размере 7 370,13 руб.
(Величко М.Б.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 2)В следующем примере судебной практики Ч.Е.В. обратилась в суд с иском к Областному государственному казенному учреждению "Центр занятости населения города Томска и Томского района" (далее - Центр занятости), в котором указала, что 20 августа 2020 г. она уволилась с должности воспитателя, 1 сентября 2020 г. обратилась к ответчику с целью постановки на учет в качестве безработной, 10 сентября 2020 г. она признана безработной, 22 сентября 2020 г. ей выплатили часть пособия за сентябрь, исчисленную за период с 1 сентября по 16 сентября 2020 г., в размере 585 руб., исходя из минимальной величины пособия. Вместе с тем размер пособия должен соответствовать 75% среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. В связи с этим истец просила: признать незаконным приказ ответчика в части установления ей пособия по безработице в размере минимальной величины пособия за сентябрь 2020 г.; обязать ответчика произвести перерасчет пособия по безработице с 1 сентября 2020 г. по 16 сентября 2020 г. и выплатить пособие в размере 7 370,13 руб.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работника"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Гражданам предпенсионного возраста, состоявшим в период, предшествующий началу безработицы, в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, пособие по безработице назначается:
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Гражданам предпенсионного возраста, состоявшим в период, предшествующий началу безработицы, в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, пособие по безработице назначается:
"Заработная плата"
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)1. Предполагается, что в большинстве случаев средний заработок для определения размера пособия по безработице исчисляет орган службы занятости на основе сведений о выплатах и иных вознаграждениях по последнему месту работы, полученных из представленных работодателем по последнему месту работы отчетов (Персонифицированные сведения о застрахованных лицах, Расчет по страховым взносам).
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)1. Предполагается, что в большинстве случаев средний заработок для определения размера пособия по безработице исчисляет орган службы занятости на основе сведений о выплатах и иных вознаграждениях по последнему месту работы, полученных из представленных работодателем по последнему месту работы отчетов (Персонифицированные сведения о застрахованных лицах, Расчет по страховым взносам).
Статья: Средний заработок будет рассчитываться службой занятости по-новому
(Подкопаев М.В.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Гражданам предпенсионного возраста, состоявшим в период, предшествующий началу безработицы, в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, пособие по безработице начисляется в первые три месяца в размере 75% их среднего заработка по последнему месту работы (службы), в следующие четыре месяца - в размере 60% такого заработка, в дальнейшем - в размере 45% такого заработка (п. 3 ст. 34.2 Закона РФ N 1032-1).
(Подкопаев М.В.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Гражданам предпенсионного возраста, состоявшим в период, предшествующий началу безработицы, в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, пособие по безработице начисляется в первые три месяца в размере 75% их среднего заработка по последнему месту работы (службы), в следующие четыре месяца - в размере 60% такого заработка, в дальнейшем - в размере 45% такого заработка (п. 3 ст. 34.2 Закона РФ N 1032-1).
Типовая ситуация: Средний заработок для пособия по безработице: расчет и оформление справки
(Издательство "Главная книга", 2025)Средний заработок для пособия по безработице в большинстве случаев рассчитывает служба занятости, лишь иногда это делает работодатель (п. п. 2, 4 Порядка исчисления среднего заработка).
(Издательство "Главная книга", 2025)Средний заработок для пособия по безработице в большинстве случаев рассчитывает служба занятости, лишь иногда это делает работодатель (п. п. 2, 4 Порядка исчисления среднего заработка).
Статья: Проблемы эффективности правового регулирования отношений в сфере содействия занятости населения и социальной защиты безработных в Российской Федерации
(Гусева Т.С., Клепалова Ю.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 8)До 2001 г. это пособие по своей природе было страховым и ресурс для его выплаты формировался за счет страховых взносов работодателей в Государственный фонд занятости населения, сейчас пособие по безработице финансируется из средств федерального бюджета в системе государственного социального обеспечения. До настоящего времени в нормах Закона о занятости использован подход определения размера пособий по безработице из среднего заработка, характерный для страховых выплат. Это создает иллюзию возмещения в рамках пособия среднего заработка работника, но размеры пособия ограничены максимальной и минимальной величинами <39>, что фактически сводит на нет смысл норм об учете среднего заработка при исчислении размера пособия по безработице.
(Гусева Т.С., Клепалова Ю.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 8)До 2001 г. это пособие по своей природе было страховым и ресурс для его выплаты формировался за счет страховых взносов работодателей в Государственный фонд занятости населения, сейчас пособие по безработице финансируется из средств федерального бюджета в системе государственного социального обеспечения. До настоящего времени в нормах Закона о занятости использован подход определения размера пособий по безработице из среднего заработка, характерный для страховых выплат. Это создает иллюзию возмещения в рамках пособия среднего заработка работника, но размеры пособия ограничены максимальной и минимальной величинами <39>, что фактически сводит на нет смысл норм об учете среднего заработка при исчислении размера пособия по безработице.