ПрокурОрский надзор за соблюдением трудового законодательства
Подборка наиболее важных документов по запросу ПрокурОрский надзор за соблюдением трудового законодательства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 27.05.2024 N 88-14983/2024 (УИД 57RS0023-01-2023-000306-44)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 2) О восстановлении на работе.
Обстоятельства: Факт сокращения должности, замещаемой гражданином, в результате проведенных организационно-штатных мероприятий подтвержден, процедура увольнения была соблюдена, гражданину были предложены все вакантные должности с учетом предъявляемых к ним квалификационных требований, при этом гражданин не выразил согласия на занятие какой-либо из предложенных должностей.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Доводы кассационной жалобы Ф. относительно того, что фактического сокращения штатной численности прокуратуры Орловской области не произошло, являются не обоснованными и опровергаются материалами дела, подтверждающими реальное сокращении штата, направленное на оптимизацию организационной структуры, введение должности старшего помощника прокурора области по особым поручениям за счет высвободившейся должности старшего помощника прокурора области по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний, занимаемой истцом, не свидетельствует об отсутствии фактического сокращения штата, поскольку право определять численность и штат работников принадлежит работодателю, в силу положений действующего трудового законодательства и положений специальных норм, регулирующих организацию и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации, издание приказа о сокращении работников и проведение соответствующих мероприятий по сокращению штата работников относится к компетенции работодателя.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 2) О восстановлении на работе.
Обстоятельства: Факт сокращения должности, замещаемой гражданином, в результате проведенных организационно-штатных мероприятий подтвержден, процедура увольнения была соблюдена, гражданину были предложены все вакантные должности с учетом предъявляемых к ним квалификационных требований, при этом гражданин не выразил согласия на занятие какой-либо из предложенных должностей.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Доводы кассационной жалобы Ф. относительно того, что фактического сокращения штатной численности прокуратуры Орловской области не произошло, являются не обоснованными и опровергаются материалами дела, подтверждающими реальное сокращении штата, направленное на оптимизацию организационной структуры, введение должности старшего помощника прокурора области по особым поручениям за счет высвободившейся должности старшего помощника прокурора области по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний, занимаемой истцом, не свидетельствует об отсутствии фактического сокращения штата, поскольку право определять численность и штат работников принадлежит работодателю, в силу положений действующего трудового законодательства и положений специальных норм, регулирующих организацию и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации, издание приказа о сокращении работников и проведение соответствующих мероприятий по сокращению штата работников относится к компетенции работодателя.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Контрольные мероприятия ГИТ: к чему должен быть готов кадровик
(Маслова А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 7)К сведению. Генпрокуратура России в Приказе от 05.02.2024 N 98 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан" расставила приоритеты в вопросах надзорной деятельности за соблюдением трудового законодательства. Особое внимание сейчас стоит обратить на уклон в зарплатные вопросы, в т.ч. проверки выполнения работодателями требований об индексации оплаты труда.
(Маслова А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 7)К сведению. Генпрокуратура России в Приказе от 05.02.2024 N 98 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан" расставила приоритеты в вопросах надзорной деятельности за соблюдением трудового законодательства. Особое внимание сейчас стоит обратить на уклон в зарплатные вопросы, в т.ч. проверки выполнения работодателями требований об индексации оплаты труда.
Статья: Прокурорский надзор за исполнением законодательства Российской Федерации в сфере миграции в условиях цифровизации
(Мишунина А.А., Телятников М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 7)Практика прокурорского надзора показывает, что основная масса правонарушений связана с нарушением иностранными гражданами правил (режима) пребывания в России, выполнением трудовой деятельности без соблюдения законодательства, а также фиктивной постановкой иностранных граждан на миграционный учет <7>. Но на сегодняшний день существуют отдельные недостатки в организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере миграции.
(Мишунина А.А., Телятников М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 7)Практика прокурорского надзора показывает, что основная масса правонарушений связана с нарушением иностранными гражданами правил (режима) пребывания в России, выполнением трудовой деятельности без соблюдения законодательства, а также фиктивной постановкой иностранных граждан на миграционный учет <7>. Но на сегодняшний день существуют отдельные недостатки в организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере миграции.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)Данным приказом прокурорам предписано принять дополнительные меры к усилению надзора за соблюдением трудового законодательства, обеспечить надлежащую организацию надзора за исполнением положений ТК РФ, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)Данным приказом прокурорам предписано принять дополнительные меры к усилению надзора за соблюдением трудового законодательства, обеспечить надлежащую организацию надзора за исполнением положений ТК РФ, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2022)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.12.2022)Кассационным определением кассационного суда общей юрисдикции апелляционное определение отменено, решение суда первой инстанции оставлено в силе. Суд указал, что проверка соблюдения установленного порядка учета и расследования несчастного случая на производстве не относится к мероприятиям по контролю и надзору за соблюдением требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, организация которых до 1 июля 2021 г. регламентировалась статьей 360 ТК РФ. Кроме того, решение заместителя прокурора субъекта Российской Федерации не ограничивает государственного инспектора труда в проведении дополнительного расследования несчастного случая, которое возможно не только по результатам проверки, но и во всех случаях получения сведений, объективно свидетельствующих о нарушении порядка учета и расследования несчастного случая на производстве.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.12.2022)Кассационным определением кассационного суда общей юрисдикции апелляционное определение отменено, решение суда первой инстанции оставлено в силе. Суд указал, что проверка соблюдения установленного порядка учета и расследования несчастного случая на производстве не относится к мероприятиям по контролю и надзору за соблюдением требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, организация которых до 1 июля 2021 г. регламентировалась статьей 360 ТК РФ. Кроме того, решение заместителя прокурора субъекта Российской Федерации не ограничивает государственного инспектора труда в проведении дополнительного расследования несчастного случая, которое возможно не только по результатам проверки, но и во всех случаях получения сведений, объективно свидетельствующих о нарушении порядка учета и расследования несчастного случая на производстве.
Статья: Защита трудовых прав в современной России: процессуальные коллизии
(Михайлова Е.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 1)Очевидно, что трудовые правоотношения не подпадают под сформулированные Пленумом ВС РФ признаки публично-правовых отношений. Даже с учетом того, что трудовое законодательство закрепляет ряд гарантий соблюдения прав и интересов работников, меры контроля и надзора (как прокурорского, так и государственной трудовой инспекцией), они все равно имеют "горизонтальный характер", так как трудовой договор всегда есть продукт согласования воль работника и работодателя, а сам работодатель публично-правовыми полномочиями по отношению к работнику не обладает. Таким образом, трудовые правоотношения являются частноправовыми и обоснованно отнесены к гражданскому судопроизводству. Все их особенности связаны с отдельными условиями возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений и не оказывают влияния на их сущность.
(Михайлова Е.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 1)Очевидно, что трудовые правоотношения не подпадают под сформулированные Пленумом ВС РФ признаки публично-правовых отношений. Даже с учетом того, что трудовое законодательство закрепляет ряд гарантий соблюдения прав и интересов работников, меры контроля и надзора (как прокурорского, так и государственной трудовой инспекцией), они все равно имеют "горизонтальный характер", так как трудовой договор всегда есть продукт согласования воль работника и работодателя, а сам работодатель публично-правовыми полномочиями по отношению к работнику не обладает. Таким образом, трудовые правоотношения являются частноправовыми и обоснованно отнесены к гражданскому судопроизводству. Все их особенности связаны с отдельными условиями возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений и не оказывают влияния на их сущность.
Статья: Прокурорский надзор в сфере незаконной миграции: теория и практика
(Хода В.Д.)
("Миграционное право", 2021, N 2)С учетом всего вышесказанного на современном этапе перед прокуратурой стоят следующие задачи по повышению эффективности прокурорского надзора в сфере миграционных правоотношений:
(Хода В.Д.)
("Миграционное право", 2021, N 2)С учетом всего вышесказанного на современном этапе перед прокуратурой стоят следующие задачи по повышению эффективности прокурорского надзора в сфере миграционных правоотношений:
Статья: Государственный контроль (надзор) в области обеспечения авиационной безопасности
(Зайкова С.Н.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)Надзор и контроль рассматриваются как разные понятия <6>. В этом случае административный надзор является самостоятельной формой контроля. Четкое разграничение проводил профессор В.И. Рохлин. Он называл органами надзора только органы прокурорского надзора, а все остальные органы, осуществляющие надзорные функции, относил к органам государственного контроля <7>.
(Зайкова С.Н.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)Надзор и контроль рассматриваются как разные понятия <6>. В этом случае административный надзор является самостоятельной формой контроля. Четкое разграничение проводил профессор В.И. Рохлин. Он называл органами надзора только органы прокурорского надзора, а все остальные органы, осуществляющие надзорные функции, относил к органам государственного контроля <7>.
Статья: Обращение в прокуратуру
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Из смысла п. 7.1 Приказа Генпрокуратуры России от 07.12.2007 N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" следует, что основанием обращения может служить нарушение прав на охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение, трудовых, жилищных, избирательных и иных социальных и политических прав и свобод человека и гражданина.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Из смысла п. 7.1 Приказа Генпрокуратуры России от 07.12.2007 N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" следует, что основанием обращения может служить нарушение прав на охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение, трудовых, жилищных, избирательных и иных социальных и политических прав и свобод человека и гражданина.
Статья: Основные процессуальные решения стадии возбуждения уголовного дела. Комментарий к ст. 145 УПК РФ
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)55. Об утверждении Административного регламента осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права: Приказ Роструда от 13 июня 2019 года N 160. [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". 2019.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)55. Об утверждении Административного регламента осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права: Приказ Роструда от 13 июня 2019 года N 160. [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". 2019.
Статья: Роль прокуратуры Российской Федерации в обеспечении прав граждан на занятия физической культурой и спортом
(Евсеев Е.В., Козин А.П., Токарев И.С.)
("Современное право", 2024, N 10)Кроме того, прокуратура осуществляет надзор за исполнением законодательства в сфере профессионального спорта, следит за соблюдением прав спортсменов, тренеров, иных работников физкультурно-спортивных организаций. Проверяются законность трудовых отношений, выполнение требований охраны труда и техники безопасности, обеспечение спортсменов необходимой экипировкой и медицинским обслуживанием.
(Евсеев Е.В., Козин А.П., Токарев И.С.)
("Современное право", 2024, N 10)Кроме того, прокуратура осуществляет надзор за исполнением законодательства в сфере профессионального спорта, следит за соблюдением прав спортсменов, тренеров, иных работников физкультурно-спортивных организаций. Проверяются законность трудовых отношений, выполнение требований охраны труда и техники безопасности, обеспечение спортсменов необходимой экипировкой и медицинским обслуживанием.
Статья: Соблюдение законодательства при исполнении наказания в виде исправительных работ
(Шонин И.Г.)
("Законность", 2021, N 7)Полагаем, что изложенные проблемные вопросы правоприменения при исполнении наказания в виде исправительных работ свидетельствуют о необходимости дополнительной законодательной проработки, определения единой правовой позиции с целью защиты прав и законных интересов осужденных, достижения целей наказания и соблюдения законодательства при исполнении уголовных наказаний.
(Шонин И.Г.)
("Законность", 2021, N 7)Полагаем, что изложенные проблемные вопросы правоприменения при исполнении наказания в виде исправительных работ свидетельствуют о необходимости дополнительной законодательной проработки, определения единой правовой позиции с целью защиты прав и законных интересов осужденных, достижения целей наказания и соблюдения законодательства при исполнении уголовных наказаний.
Статья: Совершенствование практики прокурорского реагирования на выявленные нарушения миграционного законодательства
(Хода В.Д.)
("Миграционное право", 2021, N 3)Несмотря на важность труда мигрантов в некоторых сферах экономики России, систематические нарушения миграционного законодательства и незаконная миграция приводят к комплексным негативным социально-экономическим последствиям. Такими последствиями, например, могут являться: ухудшение криминогенной обстановки, межэтнические конфликты и усиление националистических настроений среди местного населения, рост коррупции в органах государственной власти. Для недопущения вышеуказанных последствий прокуратура осуществляет надзор в сфере соблюдения миграционного законодательства и при необходимости применяет определенные меры прокурорского реагирования. Однако в настоящее время есть ряд существенных недостатков, которые необходимо устранить для осуществления эффективного реагирования прокуратурой на нарушения миграционного законодательства.
(Хода В.Д.)
("Миграционное право", 2021, N 3)Несмотря на важность труда мигрантов в некоторых сферах экономики России, систематические нарушения миграционного законодательства и незаконная миграция приводят к комплексным негативным социально-экономическим последствиям. Такими последствиями, например, могут являться: ухудшение криминогенной обстановки, межэтнические конфликты и усиление националистических настроений среди местного населения, рост коррупции в органах государственной власти. Для недопущения вышеуказанных последствий прокуратура осуществляет надзор в сфере соблюдения миграционного законодательства и при необходимости применяет определенные меры прокурорского реагирования. Однако в настоящее время есть ряд существенных недостатков, которые необходимо устранить для осуществления эффективного реагирования прокуратурой на нарушения миграционного законодательства.
Статья: Прокурорский надзор за исполнением законов в местах лишения свободы: вопросы совершенствования нормативно-правового регулирования
(Чобанян А.Г.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 5)Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Между тем это полномочие прокурора в ст. 33 Закона о прокуратуре также не указано. В то же время правоприменительной практике известны многочисленные случаи, когда прокуроры вносят такие иски: в 2023 г. в суд заявлено 650 исков, в 2022 г. - 698. Так, решением Волжского районного суда Самарской области от 16.10.2018 удовлетворено административное исковое заявление самарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях об устранении нарушений уголовно-исполнительного и трудового законодательства, регламентирующего вопросы обеспечения рабочих мест безопасными условиями труда.
(Чобанян А.Г.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 5)Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Между тем это полномочие прокурора в ст. 33 Закона о прокуратуре также не указано. В то же время правоприменительной практике известны многочисленные случаи, когда прокуроры вносят такие иски: в 2023 г. в суд заявлено 650 исков, в 2022 г. - 698. Так, решением Волжского районного суда Самарской области от 16.10.2018 удовлетворено административное исковое заявление самарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях об устранении нарушений уголовно-исполнительного и трудового законодательства, регламентирующего вопросы обеспечения рабочих мест безопасными условиями труда.
Статья: Обеспечение законности при сохранении человеческой жизни на море
(Воронкова С.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 3)Вызывают обеспокоенность и отмечаются в научных работах несформированность действенного государственного механизма обеспечения и защиты трудовых прав членов экипажей морских судов, несовершенство законодательного регулирования труда указанной категории работников, системные недостатки работы органов государственного контроля (надзора), отсутствие единого государственного статистического учета правонарушений в данной сфере <30>.
(Воронкова С.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 3)Вызывают обеспокоенность и отмечаются в научных работах несформированность действенного государственного механизма обеспечения и защиты трудовых прав членов экипажей морских судов, несовершенство законодательного регулирования труда указанной категории работников, системные недостатки работы органов государственного контроля (надзора), отсутствие единого государственного статистического учета правонарушений в данной сфере <30>.