Персональные данные по запросу правоохранительных органов
Подборка наиболее важных документов по запросу Персональные данные по запросу правоохранительных органов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 213.7 "Опубликование сведений в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)""Поскольку такие сведения не относятся к должнику, являются налоговой тайной, содержат данные, относящиеся к персональным данным физического лица, то в силу положений статьи 102 НК РФ, статьи 6 Федерального "О персональных данных", статей 20.3, 213.7 Закона о банкротстве они не могут быть предоставлены финансовому управляющему по его письменному запросу. Действующее законодательство предусматривает предоставление информации, составляющей налоговую тайну, без согласия налогоплательщика только в судебные и правоохранительные органы по их мотивированным запросам."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 102 "Налоговая тайна" НК РФ"Поскольку такие сведения не относятся к должнику, являются налоговой тайной, содержат данные, относящиеся к персональным данным физического лица, то в силу положений статьи 102 НК РФ, статьи 6 Федерального "О персональных данных", статей 20.3, 213.7 Закона о банкротстве они не могут быть предоставлены финансовому управляющему по его письменному запросу. Действующее законодательство предусматривает предоставление информации, составляющей налоговую тайну, без согласия налогоплательщика только в судебные и правоохранительные органы по их мотивированным запросам."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Право на цифровой образ
(Шмалий О.В., Ванин В.В.)
("Юрист", 2025, N 8)Для информационных систем, в которых цифровой образ формируется свободным усмотрением его субъекта, задача специального правового регулирования заключается в другом: оно должно обеспечивать возможность отождествления цифровой личности и скрытого за ее маской субъекта права. Эта необходимость проистекает из сущности правоотношения, предполагающей действие правового регулирования в отношении реальных субъектов. Участие таковых в регулируемых правом социальных отношениях опосредованно цифровой личностью не изменяет их (отношений) правовую форму, а потому индивидуализация реального субъекта прав и обязанностей есть важнейшее условие применения правовых средств, в том числе мер государственного принуждения. Участие лиц в разного рода социальных сообществах, функционирующих на базе цифровых платформ, может не иметь своей целью совершение юридически значимых действий, однако и не исключает такой возможности; приобретение же субъективных прав предполагает возникновение корреспондирующих им обязанностей, нарушение которых может порождать потребность в конкретизированных по субъекту правовосстановительных мерах. Кроме того, участие в таких цифровых сообществах может быть связано с риском нарушений таких правовых запретов, которые образуют основания применения публично-правовой ответственности. Решение этой проблемы через возложение законом на операторов информационных систем обеспеченной мерами юридической ответственности обязанности по сбору, хранению персональных данных участников таких систем и их представлению по запросам судебных, правоохранительных и иных уполномоченных органов в случаях, когда это необходимо для защиты прав и охраняемых законом интересов субъектов, интересов общества и государства, видится допустимым при условии соблюдения установленных ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целевых критериев ограничения субъективных прав и сформулированных Конституционным Судом Российской Федерации принципов соразмерного и оправданного ограничения субъективных прав, не допускающих выхолащивания их сущности <3>.
(Шмалий О.В., Ванин В.В.)
("Юрист", 2025, N 8)Для информационных систем, в которых цифровой образ формируется свободным усмотрением его субъекта, задача специального правового регулирования заключается в другом: оно должно обеспечивать возможность отождествления цифровой личности и скрытого за ее маской субъекта права. Эта необходимость проистекает из сущности правоотношения, предполагающей действие правового регулирования в отношении реальных субъектов. Участие таковых в регулируемых правом социальных отношениях опосредованно цифровой личностью не изменяет их (отношений) правовую форму, а потому индивидуализация реального субъекта прав и обязанностей есть важнейшее условие применения правовых средств, в том числе мер государственного принуждения. Участие лиц в разного рода социальных сообществах, функционирующих на базе цифровых платформ, может не иметь своей целью совершение юридически значимых действий, однако и не исключает такой возможности; приобретение же субъективных прав предполагает возникновение корреспондирующих им обязанностей, нарушение которых может порождать потребность в конкретизированных по субъекту правовосстановительных мерах. Кроме того, участие в таких цифровых сообществах может быть связано с риском нарушений таких правовых запретов, которые образуют основания применения публично-правовой ответственности. Решение этой проблемы через возложение законом на операторов информационных систем обеспеченной мерами юридической ответственности обязанности по сбору, хранению персональных данных участников таких систем и их представлению по запросам судебных, правоохранительных и иных уполномоченных органов в случаях, когда это необходимо для защиты прав и охраняемых законом интересов субъектов, интересов общества и государства, видится допустимым при условии соблюдения установленных ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целевых критериев ограничения субъективных прав и сформулированных Конституционным Судом Российской Федерации принципов соразмерного и оправданного ограничения субъективных прав, не допускающих выхолащивания их сущности <3>.
Статья: Правовые аспекты трансграничной передачи данных между ЕС и США
(Шамраев А.В.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 4)В праве США экстерриториальный подход был закреплен в 2018 г. с принятием Clarifying Lawful Overseas Use of Data Act (CLOUD Act) <12> в качестве поправки к Stored Communications Act 1986 г. Появление данного закона обусловлено ростом "аппетитов" американских правоохранительных органов в получении от американских корпораций информации о персональных данных граждан США, хранимых и обрабатываемых за рубежом, нежеланием американских властей использовать механизмы, предусмотренные в соглашениях о взаимной правовой помощи, и отрицательной судебной практикой по делу об истребовании ФБР у Microsoft информации, хранимой в Ирландии <13>. Согласно CLOUD Act правоохранительные органы вправе запрашивать у сервис-провайдеров персональные данные вне зависимости от места их хранения, а сервис-провайдеры не могут отказать в предоставлении данных исключительно по причине запрета, предусмотренного законодательством иностранного государства (как это было в случае с делом Microsoft). Президент США и Генеральный прокурор США наделены полномочиями по заключению с другими государствами специальных соглашений по обмену данными, в рамках которых зарубежные правоохранительные органы могут запрашивать данные пользователей у американских сервис-провайдеров, при условии, что пользователи не являются американскими гражданами и не проживают на территории США. В настоящее время подобные соглашения заключены США только с Великобританией и Австралией <14>, а с ЕС уже длительное время ведутся переговоры.
(Шамраев А.В.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 4)В праве США экстерриториальный подход был закреплен в 2018 г. с принятием Clarifying Lawful Overseas Use of Data Act (CLOUD Act) <12> в качестве поправки к Stored Communications Act 1986 г. Появление данного закона обусловлено ростом "аппетитов" американских правоохранительных органов в получении от американских корпораций информации о персональных данных граждан США, хранимых и обрабатываемых за рубежом, нежеланием американских властей использовать механизмы, предусмотренные в соглашениях о взаимной правовой помощи, и отрицательной судебной практикой по делу об истребовании ФБР у Microsoft информации, хранимой в Ирландии <13>. Согласно CLOUD Act правоохранительные органы вправе запрашивать у сервис-провайдеров персональные данные вне зависимости от места их хранения, а сервис-провайдеры не могут отказать в предоставлении данных исключительно по причине запрета, предусмотренного законодательством иностранного государства (как это было в случае с делом Microsoft). Президент США и Генеральный прокурор США наделены полномочиями по заключению с другими государствами специальных соглашений по обмену данными, в рамках которых зарубежные правоохранительные органы могут запрашивать данные пользователей у американских сервис-провайдеров, при условии, что пользователи не являются американскими гражданами и не проживают на территории США. В настоящее время подобные соглашения заключены США только с Великобританией и Австралией <14>, а с ЕС уже длительное время ведутся переговоры.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 28.12.2023 N 2359
(ред. от 07.11.2025)
"Об утверждении Правил квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования возобновляемых источников энергии и (или) являющегося низкоуглеродным генерирующим объектом, Правил определения степени локализации на территории Российской Федерации производства генерирующего оборудования для производства электрической энергии с использованием возобновляемых источников энергии по генерирующему объекту и показателя экспорта промышленной продукции (генерирующего оборудования для производства электрической энергии с использованием возобновляемых источников энергии) и (или) работ (услуг), выполняемых (оказываемых) при проектировании, строительстве и монтаже генерирующих объектов, расположенных на территориях иностранных государств, по генерирующему объекту, Правил ведения реестра атрибутов генерации, предоставления, обращения и погашения сертификатов происхождения электрической энергии"32. Предоставление содержащейся в реестре информации органам государственной власти, в том числе правоохранительным органам и судам по находящимся в производстве делам, органам местного самоуправления, организациям коммерческой инфраструктуры и иным заинтересованным лицам осуществляется по запросу, составленному в письменной форме с указанием требуемых сведений, путем выдачи выписок из реестра. Порядок выдачи выписок из реестра устанавливается наблюдательным советом совета рынка.
(ред. от 07.11.2025)
"Об утверждении Правил квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования возобновляемых источников энергии и (или) являющегося низкоуглеродным генерирующим объектом, Правил определения степени локализации на территории Российской Федерации производства генерирующего оборудования для производства электрической энергии с использованием возобновляемых источников энергии по генерирующему объекту и показателя экспорта промышленной продукции (генерирующего оборудования для производства электрической энергии с использованием возобновляемых источников энергии) и (или) работ (услуг), выполняемых (оказываемых) при проектировании, строительстве и монтаже генерирующих объектов, расположенных на территориях иностранных государств, по генерирующему объекту, Правил ведения реестра атрибутов генерации, предоставления, обращения и погашения сертификатов происхождения электрической энергии"32. Предоставление содержащейся в реестре информации органам государственной власти, в том числе правоохранительным органам и судам по находящимся в производстве делам, органам местного самоуправления, организациям коммерческой инфраструктуры и иным заинтересованным лицам осуществляется по запросу, составленному в письменной форме с указанием требуемых сведений, путем выдачи выписок из реестра. Порядок выдачи выписок из реестра устанавливается наблюдательным советом совета рынка.
Приказ ОАО "РЖД" от 20.10.2023 N 72
"Об обработке и обеспечении безопасности персональных данных в ОАО "РЖД"
(вместе с "Положением об обработке и обеспечении безопасности персональных данных в ОАО "РЖД")2) в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств Минтранса России с целью обеспечения транспортной безопасности;
"Об обработке и обеспечении безопасности персональных данных в ОАО "РЖД"
(вместе с "Положением об обработке и обеспечении безопасности персональных данных в ОАО "РЖД")2) в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств Минтранса России с целью обеспечения транспортной безопасности;
Ситуация: Как гражданину получить выписку из Единого государственного реестра недвижимости?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются ППК "Роскадастр" по запросам любых лиц. Исключение составляют определенные сведения, доступ к которым ограничен и которые могут быть предоставлены только правообладателям, их законным представителям, лицам, получившим нотариально удостоверенную доверенность от правообладателя (его законного представителя), или некоторым установленным законом категориям лиц (например, судам, правоохранительным органам, судебным приставам, нотариусам (в отдельных случаях), лицам, имеющим право на предоставление им персональных данных правообладателя объекта недвижимости в составе выписки из ЕГРН независимо от наличия в ЕГРН записи о возможности предоставления персональных данных правообладателя третьим лицам) (ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 3.1, ч. 6 ст. 36.3, ч. 1, 13, 13.2, 14, 14.1 ст. 62 Закона N 218-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются ППК "Роскадастр" по запросам любых лиц. Исключение составляют определенные сведения, доступ к которым ограничен и которые могут быть предоставлены только правообладателям, их законным представителям, лицам, получившим нотариально удостоверенную доверенность от правообладателя (его законного представителя), или некоторым установленным законом категориям лиц (например, судам, правоохранительным органам, судебным приставам, нотариусам (в отдельных случаях), лицам, имеющим право на предоставление им персональных данных правообладателя объекта недвижимости в составе выписки из ЕГРН независимо от наличия в ЕГРН записи о возможности предоставления персональных данных правообладателя третьим лицам) (ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 3.1, ч. 6 ст. 36.3, ч. 1, 13, 13.2, 14, 14.1 ст. 62 Закона N 218-ФЗ).
"Комментарий к Федеральному закону от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются ППК "Роскадастр" по запросам любых лиц. Исключение составляют определенные сведения, доступ к которым ограничен и которые могут быть предоставлены только правообладателям, их законным представителям, лицам, получившим нотариально удостоверенную доверенность от правообладателя (его законного представителя), или некоторым установленным законом категориям лиц (например, судам, правоохранительным органам, судебным приставам, нотариусам (в отдельных случаях), лицам, имеющим право на предоставление им персональных данных правообладателя объекта недвижимости в составе выписки из ЕГРН независимо от наличия в ЕГРН записи о возможности предоставления персональных данных правообладателя третьим лицам).
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются ППК "Роскадастр" по запросам любых лиц. Исключение составляют определенные сведения, доступ к которым ограничен и которые могут быть предоставлены только правообладателям, их законным представителям, лицам, получившим нотариально удостоверенную доверенность от правообладателя (его законного представителя), или некоторым установленным законом категориям лиц (например, судам, правоохранительным органам, судебным приставам, нотариусам (в отдельных случаях), лицам, имеющим право на предоставление им персональных данных правообладателя объекта недвижимости в составе выписки из ЕГРН независимо от наличия в ЕГРН записи о возможности предоставления персональных данных правообладателя третьим лицам).
Статья: Долг в наследство: алгоритм оценки ответственности наследников по обязательствам наследодателя. Современность и перспективы развития
(Глазов Д.В.)
("Нотариальный вестник", 2023, N 12)Современная законодательная практика идет по пути обеспечения безопасности личных данных и закрытия информации в публичном пространстве, тем самым ограничивая ранее открытый или по крайней мере беспрепятственный доступ к сведениям, необходимым для принятия решений, связанных с умершей личностью. Ограничивая права на доступ к информации третьих лиц, в круг которых попадают наследники, законодательная система не предоставляет заинтересованным лицам альтернативный способ получения необходимых сведений, обеспечивающих личную безопасность данной категории лиц.
(Глазов Д.В.)
("Нотариальный вестник", 2023, N 12)Современная законодательная практика идет по пути обеспечения безопасности личных данных и закрытия информации в публичном пространстве, тем самым ограничивая ранее открытый или по крайней мере беспрепятственный доступ к сведениям, необходимым для принятия решений, связанных с умершей личностью. Ограничивая права на доступ к информации третьих лиц, в круг которых попадают наследники, законодательная система не предоставляет заинтересованным лицам альтернативный способ получения необходимых сведений, обеспечивающих личную безопасность данной категории лиц.
"Сложные вопросы изменений трудового законодательства в 2021 году"
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Обратите внимание! Суды и другие правоохранительные органы могут беспрепятственно получать от организаций персональные данные работников, клиентов или контрагентов без согласия последних. Данную правовую позицию поддерживают и суды высших инстанций.
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Обратите внимание! Суды и другие правоохранительные органы могут беспрепятственно получать от организаций персональные данные работников, клиентов или контрагентов без согласия последних. Данную правовую позицию поддерживают и суды высших инстанций.
Статья: Обеспечение прав человека в ходе международного розыска обвиняемых и осужденных в рамках Интерпола
(Самарин В.И.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2021, N 4)В редких случаях можно попытаться добиться исключения информации через государственные органы страны гражданства или проживания (например, по дипломатическим каналам) посредством коммуникации с НЦБ или правоохранительными органами государства, ставшего инициатором "красного" извещения. Здесь следует упомянуть дело, рассматриваемое в Суде Европейского союза (дело N C-505/19) по запросу административного суда г. Висбадена (Германия): в отношении гражданина Германии в ФРГ прокуратурой было прекращено производство по уголовному делу с уплатой штрафа; однако по тому же основанию "красное" извещение Интерпола издано по запросу правоохранительных органов США. Немецкий суд просит установить, отвечают ли процедуры Интерпола европейскому законодательству о персональных данных, а также не требует ли сложившаяся ситуация применения принципа ne bis in idem на территории всего Европейского союза. Решение Суда ЕС в данном случае может изменить возможности Интерпола на территории данного надгосударственного образования.
(Самарин В.И.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2021, N 4)В редких случаях можно попытаться добиться исключения информации через государственные органы страны гражданства или проживания (например, по дипломатическим каналам) посредством коммуникации с НЦБ или правоохранительными органами государства, ставшего инициатором "красного" извещения. Здесь следует упомянуть дело, рассматриваемое в Суде Европейского союза (дело N C-505/19) по запросу административного суда г. Висбадена (Германия): в отношении гражданина Германии в ФРГ прокуратурой было прекращено производство по уголовному делу с уплатой штрафа; однако по тому же основанию "красное" извещение Интерпола издано по запросу правоохранительных органов США. Немецкий суд просит установить, отвечают ли процедуры Интерпола европейскому законодательству о персональных данных, а также не требует ли сложившаяся ситуация применения принципа ne bis in idem на территории всего Европейского союза. Решение Суда ЕС в данном случае может изменить возможности Интерпола на территории данного надгосударственного образования.
"Правовые аспекты разработки и коммерциализации программного обеспечения"
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)Как отмечается, появление данного Закона обусловлено ростом "аппетитов" американских правоохранительных органов в получении от американских корпораций информации о персональных данных граждан США, хранимых и обрабатываемых за рубежом, нежеланием американских властей использовать механизмы, предусмотренные в соглашениях о взаимной правовой помощи <1>. Таким образом, если российское лицо использует сервисы Microsoft, Google или иных американских IT-компаний, даже если такие сервисы локализованы в определенной нейтральной или "дружественной" юрисдикции, государственные органы США все равно могут получить к ним доступ через запрос в головную компанию и она не сможет отказать в предоставлении такой информации со ссылкой на ее нахождение за пределами США. Таким образом, используя облачные решения, клиент теряет право принимать окончательное решение о том, делиться ему своими данными или нет <2>.
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)Как отмечается, появление данного Закона обусловлено ростом "аппетитов" американских правоохранительных органов в получении от американских корпораций информации о персональных данных граждан США, хранимых и обрабатываемых за рубежом, нежеланием американских властей использовать механизмы, предусмотренные в соглашениях о взаимной правовой помощи <1>. Таким образом, если российское лицо использует сервисы Microsoft, Google или иных американских IT-компаний, даже если такие сервисы локализованы в определенной нейтральной или "дружественной" юрисдикции, государственные органы США все равно могут получить к ним доступ через запрос в головную компанию и она не сможет отказать в предоставлении такой информации со ссылкой на ее нахождение за пределами США. Таким образом, используя облачные решения, клиент теряет право принимать окончательное решение о том, делиться ему своими данными или нет <2>.
"Научно-практический постатейный комментарий к Федеральному закону "О персональных данных"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2021)7. Обработка персональных данных, обрабатываемых общественным объединением или религиозной организацией и относящихся к их членам (участникам), для достижения предусмотренных их учредительными документами законных целей также возможна без уведомления Роскомнадзора (п. 3 ч. 2 ст. 22). Однако лишь при условии, что такие персональные данные не будут распространяться или раскрываться третьим лицам без согласия в письменной форме субъектов персональных данных. К сожалению, закон не поясняет, является ли данное требование безусловным или касается лишь случаев, когда оператор не имеет права обрабатывать такие данные при отсутствии согласия субъекта на основании ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 10 или ст. 11 Закона о персональных данных. Представляется, что отсутствие письменного согласия субъекта на передачу персональных данных третьим лицам, сопровождающееся последующей передачей им таких данных, не всегда должно влечь необходимость подачи уведомления в Роскомнадзор, а лишь в тех случаях, когда соответствующая передача осуществляется по инициативе самого оператора. Вряд ли будет соответствовать целям данного положения возложение на него обязанности по предоставлению в Роскомнадзор уведомления лишь в силу того, что он передал в уполномоченные правоохранительные органы персональные данные члена своей общественной организации по его запросу.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2021)7. Обработка персональных данных, обрабатываемых общественным объединением или религиозной организацией и относящихся к их членам (участникам), для достижения предусмотренных их учредительными документами законных целей также возможна без уведомления Роскомнадзора (п. 3 ч. 2 ст. 22). Однако лишь при условии, что такие персональные данные не будут распространяться или раскрываться третьим лицам без согласия в письменной форме субъектов персональных данных. К сожалению, закон не поясняет, является ли данное требование безусловным или касается лишь случаев, когда оператор не имеет права обрабатывать такие данные при отсутствии согласия субъекта на основании ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 10 или ст. 11 Закона о персональных данных. Представляется, что отсутствие письменного согласия субъекта на передачу персональных данных третьим лицам, сопровождающееся последующей передачей им таких данных, не всегда должно влечь необходимость подачи уведомления в Роскомнадзор, а лишь в тех случаях, когда соответствующая передача осуществляется по инициативе самого оператора. Вряд ли будет соответствовать целям данного положения возложение на него обязанности по предоставлению в Роскомнадзор уведомления лишь в силу того, что он передал в уполномоченные правоохранительные органы персональные данные члена своей общественной организации по его запросу.