Переход из административного производства в гражданское
Подборка наиболее важных документов по запросу Переход из административного производства в гражданское (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области дорожного движения. Часть 2: Гражданин обжалует привлечение к ответственности за непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения
(КонсультантПлюс, 2025)Гражданин не согласен. Например, ссылается на то, что при движении не создал помеху пешеходу, переходящему дорогу по пешеходному переходу.
(КонсультантПлюс, 2025)Гражданин не согласен. Например, ссылается на то, что при движении не создал помеху пешеходу, переходящему дорогу по пешеходному переходу.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 16.1 "Переход к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства" КАС РФ"Таким образом, из анализа положений ст. ст. 16.1, 132 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что вопрос о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства разрешается судом при подготовке дела к судебному разбирательству, а не на стадии принятия административного искового заявления к производству суда.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Переход к рассмотрению дела по правилам другого вида судопроизводства в суде вышестоящей инстанции
(Синицын С.А., Дьяконова М.О.)
("Российская юстиция", 2021, N 1)<7> Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2020 г. N 5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции" (п. 25) и Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 г. N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции" (п. 23).
(Синицын С.А., Дьяконова М.О.)
("Российская юстиция", 2021, N 1)<7> Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2020 г. N 5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции" (п. 25) и Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 г. N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции" (п. 23).
Статья: Эволюционирование порядка хранения вещественных доказательств
(Федорова П.Э., Зашляпин Л.А.)
("Legal Bulletin", 2025, N 1)Актуальность исследования проблем хранения вещественных доказательств предопределена российским законодателем, который при переходе от предыдущего к ныне действующему уголовно-процессуальному закону в десятки раз увеличил количество регулятивных норм, посвященных порядку хранения указанных доказательств. При этом само существование института вещественных доказательств в уголовном, гражданском, арбитражном судопроизводстве, административном производстве привлекает к нему внимание. Наиболее продолжительная история этого вида доказательств связывается с уголовным процессом.
(Федорова П.Э., Зашляпин Л.А.)
("Legal Bulletin", 2025, N 1)Актуальность исследования проблем хранения вещественных доказательств предопределена российским законодателем, который при переходе от предыдущего к ныне действующему уголовно-процессуальному закону в десятки раз увеличил количество регулятивных норм, посвященных порядку хранения указанных доказательств. При этом само существование института вещественных доказательств в уголовном, гражданском, арбитражном судопроизводстве, административном производстве привлекает к нему внимание. Наиболее продолжительная история этого вида доказательств связывается с уголовным процессом.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2020 N 17
(ред. от 19.11.2024)
"О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции"23. Установив в ходе производства по административному делу в суде кассационной инстанции, что дело подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, суд кассационной инстанции вправе вынести определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства, что может служить основанием для замены судьи или нескольких судей, в том числе всех судей, входящих в состав суда при производстве по делу в суде кассационной инстанции (часть 5 статьи 16.1 КАС РФ).
(ред. от 19.11.2024)
"О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции"23. Установив в ходе производства по административному делу в суде кассационной инстанции, что дело подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, суд кассационной инстанции вправе вынести определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства, что может служить основанием для замены судьи или нескольких судей, в том числе всех судей, входящих в состав суда при производстве по делу в суде кассационной инстанции (часть 5 статьи 16.1 КАС РФ).
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.12.2024 N 41
"О подготовке административного дела к судебному разбирательству в суде первой инстанции"34. Если предварительное судебное заседание не проводится, суд вправе применить положения о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства, замене ненадлежащего административного ответчика с согласия административного истца, об осуществлении процессуального правопреемства, объединении административных дел и о выделении административных исковых требований, о назначении судебной экспертизы, приостановлении производства по административному делу, об оставлении административного искового заявления без рассмотрения на этапе подготовки дела после изучения доводов лиц, участвующих в деле, представленных в письменной форме (пункт 7 части 1 статьи 45 КАС РФ).
"О подготовке административного дела к судебному разбирательству в суде первой инстанции"34. Если предварительное судебное заседание не проводится, суд вправе применить положения о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства, замене ненадлежащего административного ответчика с согласия административного истца, об осуществлении процессуального правопреемства, объединении административных дел и о выделении административных исковых требований, о назначении судебной экспертизы, приостановлении производства по административному делу, об оставлении административного искового заявления без рассмотрения на этапе подготовки дела после изучения доводов лиц, участвующих в деле, представленных в письменной форме (пункт 7 части 1 статьи 45 КАС РФ).
Статья: О процессуальном обеспечении антикриминального превентивного принуждения
(Борбат А.В., Лукожев Х.М., Петровский А.В.)
("Российский следователь", 2025, N 3)Выход видится в создании отдельного процессуального направления - превентивной юстиции. Исходя из этого, превентивная юстиция должна регулировать процессуальный и процедурные аспекты общей и индивидуальной профилактической деятельности, определять порядок, последовательность действий, оформление мер (форм) профилактики, фиксацию криминологической информации. Надлежит решить вопрос, в рамках какого судопроизводства будет рассматриваться установление профилактических ограничений и запретов, вменяться обязанности для лиц, подпадающих под профилактический надзор, применяться принудительные меры превентивного воздействия. Согласно ст. 118 Конституции РФ в стране существуют следующие виды судопроизводства: конституционное, гражданское, административное и уголовное. В переходный период считаем необходимым отнесение превентивной юстиции к ведению КАС РФ, для чего требуется внести изменения в гл. 7 "Меры предварительной защиты по административному иску", включив в ст. 85 КАС РФ меры, обеспечивающие защиту прав, свобод, законных интересов лиц, находящихся в зависимом, подчиненном положении по отношению к профилактируемому, и разд. IV "Особенности производства по отдельным категориям административных дел" дополнить гл. 29.1 "Производство по административным делам об установлении принудительных мер профилактического воздействия в отношении гражданина либо отмене мер принудительного профилактического воздействия в отношении гражданина". С созданием Кодекса Российской Федерации о профилактике преступлений, административных правонарушений и антиобщественного поведения в него необходимо включить отдельный раздел, посвященный процессуальному оформлению деятельности по предупреждению преступлений, административных правонарушений и антиобщественного поведения, срокам профилактического производства, процедуре постановки на профилактический учет, установления профилактического или административного надзора, проведения отдельных профилактических мер, таких как официальное предостережение, представление, запрет, ограничение, социальная реабилитация, социальная адаптация, помощь жертвам преступлений и др.
(Борбат А.В., Лукожев Х.М., Петровский А.В.)
("Российский следователь", 2025, N 3)Выход видится в создании отдельного процессуального направления - превентивной юстиции. Исходя из этого, превентивная юстиция должна регулировать процессуальный и процедурные аспекты общей и индивидуальной профилактической деятельности, определять порядок, последовательность действий, оформление мер (форм) профилактики, фиксацию криминологической информации. Надлежит решить вопрос, в рамках какого судопроизводства будет рассматриваться установление профилактических ограничений и запретов, вменяться обязанности для лиц, подпадающих под профилактический надзор, применяться принудительные меры превентивного воздействия. Согласно ст. 118 Конституции РФ в стране существуют следующие виды судопроизводства: конституционное, гражданское, административное и уголовное. В переходный период считаем необходимым отнесение превентивной юстиции к ведению КАС РФ, для чего требуется внести изменения в гл. 7 "Меры предварительной защиты по административному иску", включив в ст. 85 КАС РФ меры, обеспечивающие защиту прав, свобод, законных интересов лиц, находящихся в зависимом, подчиненном положении по отношению к профилактируемому, и разд. IV "Особенности производства по отдельным категориям административных дел" дополнить гл. 29.1 "Производство по административным делам об установлении принудительных мер профилактического воздействия в отношении гражданина либо отмене мер принудительного профилактического воздействия в отношении гражданина". С созданием Кодекса Российской Федерации о профилактике преступлений, административных правонарушений и антиобщественного поведения в него необходимо включить отдельный раздел, посвященный процессуальному оформлению деятельности по предупреждению преступлений, административных правонарушений и антиобщественного поведения, срокам профилактического производства, процедуре постановки на профилактический учет, установления профилактического или административного надзора, проведения отдельных профилактических мер, таких как официальное предостережение, представление, запрет, ограничение, социальная реабилитация, социальная адаптация, помощь жертвам преступлений и др.
Статья: Упрощенное производство в гражданском и арбитражном процессе
(Старицын А.Ю.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 11)Психологический аспект в виде достаточной правовой грамотности населения и доверия граждан статусу судебной системы имеет огромное значение. Отметим, что введение упрощенного производства направлено не только на разрешение административных проблем судебной ветви власти, но напрямую влияет на повышение доступности правосудия для граждан. Эти направления неразрывны. Следует признать важность формирования качественного правового сознания граждан нашей страны.
(Старицын А.Ю.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 11)Психологический аспект в виде достаточной правовой грамотности населения и доверия граждан статусу судебной системы имеет огромное значение. Отметим, что введение упрощенного производства направлено не только на разрешение административных проблем судебной ветви власти, но напрямую влияет на повышение доступности правосудия для граждан. Эти направления неразрывны. Следует признать важность формирования качественного правового сознания граждан нашей страны.
Статья: Административно-процессуальная деятельность в рамках стадии возбуждения производства по дисциплинарным делам
(Лещина Э.Л.)
("Журнал российского права", 2022, N 4)Так, возбуждение административного делопроизводства В.А. Лория непосредственно связывает с расследованием, выяснением материалов, имеющих отношение к данному делу. Однако в административном процессе по многим делам возбуждение и расследование не совпадают по времени. Множество индивидуальных административных дел требует тщательной подготовки, изучения и установления фактических обстоятельств (по заявлениям граждан, административным спорам, обращениям организаций и учреждений и др.). Эти предварительные процессуальные действия осуществляются после возбуждения административного делопроизводства <9>. С последним мнением можно полностью согласиться, исключив из него "предварительность". Любое административное производство - это единая процессуальная деятельность, вне рамок которой юридический процесс отсутствует. Именно после возбуждения дела допроцессуальная форма дисциплинарных правоотношений переходит в административно-процессуальную.
(Лещина Э.Л.)
("Журнал российского права", 2022, N 4)Так, возбуждение административного делопроизводства В.А. Лория непосредственно связывает с расследованием, выяснением материалов, имеющих отношение к данному делу. Однако в административном процессе по многим делам возбуждение и расследование не совпадают по времени. Множество индивидуальных административных дел требует тщательной подготовки, изучения и установления фактических обстоятельств (по заявлениям граждан, административным спорам, обращениям организаций и учреждений и др.). Эти предварительные процессуальные действия осуществляются после возбуждения административного делопроизводства <9>. С последним мнением можно полностью согласиться, исключив из него "предварительность". Любое административное производство - это единая процессуальная деятельность, вне рамок которой юридический процесс отсутствует. Именно после возбуждения дела допроцессуальная форма дисциплинарных правоотношений переходит в административно-процессуальную.
Статья: Институциональные препятствия к возбуждению уголовного дела
(Купцов И.А.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2021, N 1)Спрашивается, не является ли заключение налогового органа своего рода предрешением последующего уголовного дела? Не должно ли заключение налогового органа в определенной степени предрешать выводы следователя? Не должно ли заключение налогового органа об отсутствии нарушений налогового законодательства и с расчетом недоимки и пени меньшим, чем у следователя, вызывать сомнение в виновности обвиняемого? Другими словами, должны ли процедура налогового контроля и уголовное преследование быть согласованы между собой, чтобы при переходе из одной процедуры в другую соблюдался баланс интересов сторон налогового правоотношения?
(Купцов И.А.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2021, N 1)Спрашивается, не является ли заключение налогового органа своего рода предрешением последующего уголовного дела? Не должно ли заключение налогового органа в определенной степени предрешать выводы следователя? Не должно ли заключение налогового органа об отсутствии нарушений налогового законодательства и с расчетом недоимки и пени меньшим, чем у следователя, вызывать сомнение в виновности обвиняемого? Другими словами, должны ли процедура налогового контроля и уголовное преследование быть согласованы между собой, чтобы при переходе из одной процедуры в другую соблюдался баланс интересов сторон налогового правоотношения?
Статья: Апелляция и кассация в гражданском процессе: современные реалии и перспективы
(Байдаева Л.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 1)Поскольку ГПК РФ четко не регламентирует полномочия судьи кассационной инстанции на стадии принятия кассационной жалобы (стадии возбуждения кассационного производства), не выделяет в качестве самостоятельной стадии подготовку к рассмотрению кассационной жалобы, при этом не содержит запрета на решение указанного вопроса вне судебного заседания, судьи кассационных судов общей юрисдикции в случае, если дело бесспорно должно быть разрешено в порядке административного судопроизводства, выносили определения о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства на стадии принятия кассационной жалобы (стадии возбуждения кассационного производства), что согласуется с принципами ускорения и упрощения судопроизводства.
(Байдаева Л.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 1)Поскольку ГПК РФ четко не регламентирует полномочия судьи кассационной инстанции на стадии принятия кассационной жалобы (стадии возбуждения кассационного производства), не выделяет в качестве самостоятельной стадии подготовку к рассмотрению кассационной жалобы, при этом не содержит запрета на решение указанного вопроса вне судебного заседания, судьи кассационных судов общей юрисдикции в случае, если дело бесспорно должно быть разрешено в порядке административного судопроизводства, выносили определения о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства на стадии принятия кассационной жалобы (стадии возбуждения кассационного производства), что согласуется с принципами ускорения и упрощения судопроизводства.
Статья: Ретроспективный анализ позитивных административных производств в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации
(Машковцева О.Ю.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)Несмотря на слабое развитие механизмов защиты гражданских прав, позитивные административные производства продолжали постепенно входить в жизнь общества. С принятием Положения о Государственной автомобильной инспекции <17> полномочия по выдаче разрешений на управление транспортным средством перешли к органам внутренних дел. Одновременно с этим ввели единый формат документа, дающего право на управление транспортным средством, который имел наименование "удостоверение шофера". В области миграционной политики была создана единая система паспортов для всех граждан страны, а также централизованный государственный орган, отвечающий за разработку и реализацию государственной политики в сфере паспортизации <18>.
(Машковцева О.Ю.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)Несмотря на слабое развитие механизмов защиты гражданских прав, позитивные административные производства продолжали постепенно входить в жизнь общества. С принятием Положения о Государственной автомобильной инспекции <17> полномочия по выдаче разрешений на управление транспортным средством перешли к органам внутренних дел. Одновременно с этим ввели единый формат документа, дающего право на управление транспортным средством, который имел наименование "удостоверение шофера". В области миграционной политики была создана единая система паспортов для всех граждан страны, а также централизованный государственный орган, отвечающий за разработку и реализацию государственной политики в сфере паспортизации <18>.
"Российские процессуалисты о праве, законе и судебной практике: к 20-летию Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: монография"
(отв. ред. В.В. Молчанов)
("Статут", 2023)Разрастание "вширь" производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, его относительная самостоятельность в системе гражданского процессуального права привели к преувеличению его роли в системе российского права. В литературе, главным образом по административному праву, совокупность институтов, регулирующих производство, возникающее из публичных правоотношений, стали именовать отраслью российского права, а из названных институтов и из гражданских процессуальных норм и институтов, взятых из ГПК РФ, был сконструирован Кодекс административного судопроизводства, принятый 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ. Итак, за 20 лет (с 1995 г. по 2015 г.) законодатель из одной крайности перешел в другую. В действительности же совокупность институтов, закрепленных в разд. III КАС РФ, регулирует один из видов гражданского судопроизводства - производство, возникающее из публичных правоотношений, не является отраслью российского права, не имеют эти институты никакого отношения и к исковому производству <1>.
(отв. ред. В.В. Молчанов)
("Статут", 2023)Разрастание "вширь" производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, его относительная самостоятельность в системе гражданского процессуального права привели к преувеличению его роли в системе российского права. В литературе, главным образом по административному праву, совокупность институтов, регулирующих производство, возникающее из публичных правоотношений, стали именовать отраслью российского права, а из названных институтов и из гражданских процессуальных норм и институтов, взятых из ГПК РФ, был сконструирован Кодекс административного судопроизводства, принятый 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ. Итак, за 20 лет (с 1995 г. по 2015 г.) законодатель из одной крайности перешел в другую. В действительности же совокупность институтов, закрепленных в разд. III КАС РФ, регулирует один из видов гражданского судопроизводства - производство, возникающее из публичных правоотношений, не является отраслью российского права, не имеют эти институты никакого отношения и к исковому производству <1>.
"Очерки современного цивилистического процесса: In Memoriam заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора Тамары Евгеньевны Абовой"
(под ред. Е.И. Носыревой, И.Н. Лукьяновой, Д.Г. Фильченко)
("Статут", 2023)В связи с правовой цифровизацией отечественный законодатель значительно обновляет правовое регулирование в области процессуальных прав и обязанностей участников цивилистического судопроизводства, прежде всего принадлежащих сторонам, чьи материально-правовые требования подлежат рассмотрению и разрешению. Сложившаяся правоприменительная практика показывает, что субъекты арбитражных процессуальных правоотношений достаточно давно и прочно освоили последние цифровые технологии; что вполне понятно, ведь в арбитражных судах они стали внедряться несколько раньше и более оперативно, что связано со спецификой и характеристикой лиц, участвующих в деле, - в целом это индивидуальные предприниматели, организации и юридические лица, занимающиеся экономической деятельностью. В судах общей юрисдикции цифровизация производства по гражданским и административным делам идет не так быстро, как хотелось бы, что обусловлено недостаточным уровнем подготовленности и технико-технологической вовлеченности населения в соответствующие тренды.
(под ред. Е.И. Носыревой, И.Н. Лукьяновой, Д.Г. Фильченко)
("Статут", 2023)В связи с правовой цифровизацией отечественный законодатель значительно обновляет правовое регулирование в области процессуальных прав и обязанностей участников цивилистического судопроизводства, прежде всего принадлежащих сторонам, чьи материально-правовые требования подлежат рассмотрению и разрешению. Сложившаяся правоприменительная практика показывает, что субъекты арбитражных процессуальных правоотношений достаточно давно и прочно освоили последние цифровые технологии; что вполне понятно, ведь в арбитражных судах они стали внедряться несколько раньше и более оперативно, что связано со спецификой и характеристикой лиц, участвующих в деле, - в целом это индивидуальные предприниматели, организации и юридические лица, занимающиеся экономической деятельностью. В судах общей юрисдикции цифровизация производства по гражданским и административным делам идет не так быстро, как хотелось бы, что обусловлено недостаточным уровнем подготовленности и технико-технологической вовлеченности населения в соответствующие тренды.
"Право на эффективную судебную защиту в административном судопроизводстве"
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)С учетом важнейшей особенности административного судопроизводства, состоящей в активной роли суда при рассмотрении (разрешении) любого административного дела, нет необходимости в использовании разных порядков рассмотрения административных дел в зависимости от того, установлено ли в ходе производства по делу наличие спора о праве (установлен ли действительный спор о праве) либо не установлено. Соответственно, не возникает необходимости перехода из одного порядка рассмотрения дела в другой (из особого производства, в рамках которого суду по гражданскому делу принадлежит активная роль, в исковое производство). В этом заключается серьезное преимущество процессуальной формы административного судопроизводства перед гражданской и арбитражной процессуальными формами.
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)С учетом важнейшей особенности административного судопроизводства, состоящей в активной роли суда при рассмотрении (разрешении) любого административного дела, нет необходимости в использовании разных порядков рассмотрения административных дел в зависимости от того, установлено ли в ходе производства по делу наличие спора о праве (установлен ли действительный спор о праве) либо не установлено. Соответственно, не возникает необходимости перехода из одного порядка рассмотрения дела в другой (из особого производства, в рамках которого суду по гражданскому делу принадлежит активная роль, в исковое производство). В этом заключается серьезное преимущество процессуальной формы административного судопроизводства перед гражданской и арбитражной процессуальными формами.
Статья: Стадии производства по дисциплинарным делам государственных служащих Российской Федерации
(Лещина Э.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 11)<15> См. подробнее: Теория юридического процесса. С. 130; Бахрах Д.Н. Административная ответственность граждан в СССР. Свердловск, 1989. С. 134; Сорокин В.Д. Указ. соч. С. 236.
(Лещина Э.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 11)<15> См. подробнее: Теория юридического процесса. С. 130; Бахрах Д.Н. Административная ответственность граждан в СССР. Свердловск, 1989. С. 134; Сорокин В.Д. Указ. соч. С. 236.