Норматив отопления на общедомовые нужды

Подборка наиболее важных документов по запросу Норматив отопления на общедомовые нужды (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2023 N 11АП-19682/2023 по делу N А65-25439/2023
Требование: О взыскании убытков за бездоговорное потребление тепловой энергии и теплоносителя, пени.
Решение: Требование удовлетворено.
Отсутствие в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, методики (формулы), позволяющей определить размер этой платы, не исключает использования судом иных процессуальных средств для установления ее размера, в числе которых, например, проведение экспертного исследования либо (при отсутствии в многоквартирном доме общедомового прибора учета) выделение из общего норматива потребления коммунальной услуги отопления, утвержденного соответствующим органом, части, приходящейся на общедомовые нужды.
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2023 N 18АП-2586/2023, 18АП-3308/2023 по делу N А76-4034/2020
Требование: О взыскании основного долга по договору теплоснабжения за потребленную тепловую энергию, неустойки.
Решение: Судом первой инстанции требование удовлетворено в части. Решение первой инстанции изменено.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.06.2019 N 308-ЭС18-25891 указано, что отсутствие в Правилах N 354 методики (формулы), позволяющей определить размер этой платы, не исключает использования судом иных процессуальных средств для установления ее размера, в числе которых, например, проведение экспертного исследования либо (при отсутствии в многоквартирном доме общедомового прибора учета) выделение из общего норматива потребления коммунальной услуги отопления, утвержденного соответствующим органом, части, приходящей на общедомовые нужды. Стороны вправе использовать различные математические модели расчетов, не исключая и ту, что аналогично изложенной в пунктах 2(3) - 2(6) приложения N 2 Правил N 354 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.2019 N 184.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Индивидуальное отопление в условиях поэтажной собственности в России и Постановление Конституционного Суда РФ от 20.12.2018 N 46-П
(Филипенко Н.В., Курочкина Е.М.)
("Закон", 2019, N 11)
Данный принцип был введен в наше жилищное законодательство Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 N 344, внесшим в Правила изменения, которые вступили в силу с 1 июня 2013 г. До этого момента предусматривался раздельный расчет и начисление платы за коммунальную услугу по отоплению для жилых (нежилых) помещений и для помещений, относящихся к общедомовому имуществу (существовавшие до третьей редакции Правил включительно формулы 2, 3, 14, 15). В то время это позволяло собственникам (пользователям) помещений, в законном порядке переведенных на альтернативные источники тепловой энергии, оплачивать исключительно общедомовое отопление. Для многоквартирных домов с закрытыми централизованными системами теплоснабжения и оборудованных общедомовым прибором учета тепловой энергии была предусмотрена формула 14, а для аналогичных домов без общедомового прибора учета - формула 15. В последнем случае плата исчислялась исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению на общедомовые нужды. Тогда нормативы на отопление утверждались отдельно для жилых (нежилых) помещений и отдельно для общедомовых нужд; сегодня таких нормативов не существует - утверждается общий норматив расхода тепловой энергии в многоквартирном доме в целом <19>. Вместе с тем принцип раздельного начисления платы, выгодный для немногочисленного в масштабах страны контингента перешедших на индивидуальное отопление собственников помещений в многоквартирном доме и реализуемый вкупе с действовавшим тогда порядком расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в домах с общедомовыми приборами учета тепла, был, судя по всему, несправедлив по отношению к иным потребителям данной коммунальной услуги в таких домах, которых составляло большинство. Взимаемая с них плата за отопление была завышена: они оплачивали долю потребленной домом в целом тепловой энергии, а также долю тепловой энергии, израсходованной на обогрев общих помещений. Видимо, это и послужило основанием отмены данных правил и внедрения нового принципа совокупного взимания платы за тепло, потребляемое в доме в целом.
"Справочник по доказыванию в арбитражном процессе"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)
Эти положения получили развитие в судебной практике. Так, Верховный Суд РФ в Определении от 7 июня 2019 г. N 308-ЭС18-25891, указывая на необходимость оплаты ресурса, потребленного на общедомовые нужды, отмечает, что отсутствие в Правилах N 354 методики (формулы), позволяющей определить размер этой платы, не исключает использования судом иных процессуальных средств для установления ее размера, в числе которых, например, проведение экспертного исследования либо (при отсутствии в многоквартирном доме общедомового прибора учета) выделение из общего норматива потребления коммунальной услуги отопления, утвержденного соответствующим органом, части, приходящейся на общедомовые нужды. Более того, стороны вправе использовать различные математические модели расчетов, не исключая и ту, что аналогична изложенной в приложении N 2 Правил N 354. Достоверность таких расчетов проверяется судом наряду с другими доказательствами на основе ст. 9, 65, 66, 71 АПК РФ.

Нормативные акты

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016)
С 1 июня 2013 г. согласно п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, норматив потребления коммунальной услуги по отоплению на общедомовые нужды не подлежит установлению, а потребители вносят плату за такую услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)
Отсутствие в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), методики (формулы), позволяющей определить размер этой платы, не исключает использования судом иных процессуальных средств для установления ее размера, в числе которых, например, проведение экспертного исследования либо (при отсутствии в многоквартирном доме общедомового прибора учета) выделение из общего норматива потребления коммунальной услуги отопления, утвержденного соответствующим органом, части, приходящейся на общедомовые нужды.