Доминирующее положение финансовой организации
Подборка наиболее важных документов по запросу Доминирующее положение финансовой организации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Финансовые услуги
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2. Законом о защите конкуренции предусмотрен ряд норм, направленных на недопустимость ограничения конкуренции в сфере оказания финансовых услуг, а именно: закрепляется необходимость заключения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами договоров с финансовыми организациями только по результатам открытого конкурса или открытого аукциона (ст. 18 Закона о защите конкуренции); устанавливаются специальные условия признания доминирующим положения финансовой организации на рынке (ч. 7 ст. 5 Закона о защите конкуренции); определяются специальные величины стоимости активов, а также суммарная стоимость активов финансовых организаций по бухгалтерским балансам на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи ходатайства, при превышении которых требуется получение предварительного согласия антимонопольного органа на создание и реорганизацию коммерческих организаций, заключение соглашений между хозяйствующими субъектами - конкурентами о совместной деятельности (ст. 27 Закона о защите конкуренции) и др.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2. Законом о защите конкуренции предусмотрен ряд норм, направленных на недопустимость ограничения конкуренции в сфере оказания финансовых услуг, а именно: закрепляется необходимость заключения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами договоров с финансовыми организациями только по результатам открытого конкурса или открытого аукциона (ст. 18 Закона о защите конкуренции); устанавливаются специальные условия признания доминирующим положения финансовой организации на рынке (ч. 7 ст. 5 Закона о защите конкуренции); определяются специальные величины стоимости активов, а также суммарная стоимость активов финансовых организаций по бухгалтерским балансам на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи ходатайства, при превышении которых требуется получение предварительного согласия антимонопольного органа на создание и реорганизацию коммерческих организаций, заключение соглашений между хозяйствующими субъектами - конкурентами о совместной деятельности (ст. 27 Закона о защите конкуренции) и др.
Статья: "Действия" или "деятельность"? К проблеме юридических фактов конкурентного права
(Белов В.А.)
("Закон", 2024, N 7)Злоупотребление доминирующим положением - вот тут, кажется, мы натыкаемся наконец на что-то, нас интересующее, прежде всего - на само доминирующее положение в нескольких его разновидностях - единоличное (ч. 1 ст. 5 Закона), коллективное (ч. 3), естественномонопольное (ч. 5), "специальнозаконное" (ч. 6) и, наконец, с недавних пор, сетевое или "цифроплатформенное" (ч. 8.1) <13>; по специальным правилам ч. 7 указанной статьи определяется доминирующее положение финансовых организаций.
(Белов В.А.)
("Закон", 2024, N 7)Злоупотребление доминирующим положением - вот тут, кажется, мы натыкаемся наконец на что-то, нас интересующее, прежде всего - на само доминирующее положение в нескольких его разновидностях - единоличное (ч. 1 ст. 5 Закона), коллективное (ч. 3), естественномонопольное (ч. 5), "специальнозаконное" (ч. 6) и, наконец, с недавних пор, сетевое или "цифроплатформенное" (ч. 8.1) <13>; по специальным правилам ч. 7 указанной статьи определяется доминирующее положение финансовых организаций.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)12) необоснованно высокая цена финансовой услуги, необоснованно низкая цена финансовой услуги - цена финансовой услуги или финансовых услуг, которая установлена занимающей доминирующее положение финансовой организацией, существенно отличается от конкурентной цены финансовой услуги, и (или) затрудняет доступ на товарный рынок другим финансовым организациям, и (или) оказывает негативное влияние на конкуренцию;
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)12) необоснованно высокая цена финансовой услуги, необоснованно низкая цена финансовой услуги - цена финансовой услуги или финансовых услуг, которая установлена занимающей доминирующее положение финансовой организацией, существенно отличается от конкурентной цены финансовой услуги, и (или) затрудняет доступ на товарный рынок другим финансовым организациям, и (или) оказывает негативное влияние на конкуренцию;
Постановление Правительства РФ от 09.06.2007 N 359
(ред. от 26.08.2013)
"Об утверждении условий признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) и правил установления доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации)"ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ред. от 26.08.2013)
"Об утверждении условий признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) и правил установления доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации)"ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)<1> Критерием отнесения положения хозяйствующего субъекта к доминирующему выступает рыночная доля. В соответствии с данным подходом законодателем признается доминирующим положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара: превышает 50%, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим; составляет менее 50%, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)<1> Критерием отнесения положения хозяйствующего субъекта к доминирующему выступает рыночная доля. В соответствии с данным подходом законодателем признается доминирующим положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара: превышает 50%, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим; составляет менее 50%, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.
Статья: Антимонопольное регулирование на рынке финансовых услуг
(Щербак Е.Н.)
("Конкурентное право", 2022, N 2)- факта совершения действий по злоупотреблению этим доминирующим положением. А в отношении финансовых организаций Федеральный закон N 135-ФЗ предусматривает дополнительно специальный вид злоупотребления доминирующим положением <8>: "Запрещается установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги, следствием которой будут или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей".
(Щербак Е.Н.)
("Конкурентное право", 2022, N 2)- факта совершения действий по злоупотреблению этим доминирующим положением. А в отношении финансовых организаций Федеральный закон N 135-ФЗ предусматривает дополнительно специальный вид злоупотребления доминирующим положением <8>: "Запрещается установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги, следствием которой будут или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей".
"Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации о применении судами антимонопольного законодательства: научно-практический комментарий"
(Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В.)
("Проспект", 2022)В соответствии с нормой, закрепленной в п. 3 ч. 2 ст. 23 Закона о защите конкуренции, ФАС России утверждает Порядок проведения анализа состояния конкуренции "в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции" (порядок проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения финансовой организации, поднадзорной Центральному банку Российской Федерации, утверждается ФАС России по согласованию с ЦБ РФ) <1>.
(Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В.)
("Проспект", 2022)В соответствии с нормой, закрепленной в п. 3 ч. 2 ст. 23 Закона о защите конкуренции, ФАС России утверждает Порядок проведения анализа состояния конкуренции "в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции" (порядок проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения финансовой организации, поднадзорной Центральному банку Российской Федерации, утверждается ФАС России по согласованию с ЦБ РФ) <1>.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Условия признания доминирующим положения финансовых организаций, поднадзорных Банку России, устанавливаются Правительством РФ по согласованию с Банком России, а иных финансовых организаций - Правительством РФ <1>.
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Условия признания доминирующим положения финансовых организаций, поднадзорных Банку России, устанавливаются Правительством РФ по согласованию с Банком России, а иных финансовых организаций - Правительством РФ <1>.
Последние изменения: Проверки соблюдения антимонопольного законодательства и контроль (надзор) в сфере рекламы (ФАС России)
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление Правительства РФ от 09.06.2007 N 359 "Об утверждении Условий признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) и Правил установления доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации)" (п. 486 Перечня);
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление Правительства РФ от 09.06.2007 N 359 "Об утверждении Условий признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) и Правил установления доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации)" (п. 486 Перечня);