Замена стороны по внешнеэкономическому контракту
Подборка наиболее важных документов по запросу Замена стороны по внешнеэкономическому контракту (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015) <221>, утв. Президиумом ВС России 25 ноября 2015 г., изложен ответ на вопрос о том, на кого будет возлагаться обязанность выполнения требований, установленных в ч. 1 комментируемой статьи, в случае перемены лиц в обязательствах по внешнеторговым договорам (контрактам) при уступке (цессии) прав требований денежных средств между резидентами по внешнеторговым сделкам. В данном Обзоре сделан вывод о том, что в случае осуществления уступки прав требований по внешнеторговому договору (контракту) субъектом валютного контроля, на которого возлагается обязанность выполнения требований, установленных в ч. 1 комментируемой статьи, будет являться цессионарий (лицо, к которому перешло право требования).
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015) <221>, утв. Президиумом ВС России 25 ноября 2015 г., изложен ответ на вопрос о том, на кого будет возлагаться обязанность выполнения требований, установленных в ч. 1 комментируемой статьи, в случае перемены лиц в обязательствах по внешнеторговым договорам (контрактам) при уступке (цессии) прав требований денежных средств между резидентами по внешнеторговым сделкам. В данном Обзоре сделан вывод о том, что в случае осуществления уступки прав требований по внешнеторговому договору (контракту) субъектом валютного контроля, на которого возлагается обязанность выполнения требований, установленных в ч. 1 комментируемой статьи, будет являться цессионарий (лицо, к которому перешло право требования).
Статья: Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации (ст. 193 УК)
(Кубанцева О.О.)
("Законность", 2022, N 5)С точки зрения бланкетного законодательства и судебной практики, о нарушении валютного законодательства как об уклонении от репатриации денежных средств свидетельствуют непредставление в установленные сроки в уполномоченный банк, принявший на учет или на обслуживание внешнеторговый договор, подтверждающих документов, свидетельствующих об исполнении обязательства (прекращении, перемене лица в обязательстве, изменении суммы обязательств по контракту) <3>, отсутствие действий лица, направленных на репатриацию денежных средств, в частности: оказание воздействия на контрагентов в целях возврата денежных средств в рублях Российской Федерации, ведение претензионной работы, инициирование судебного разбирательства, в том числе в Международном коммерческом Арбитражном суде при Торгово-промышленной палате РФ <4>.
(Кубанцева О.О.)
("Законность", 2022, N 5)С точки зрения бланкетного законодательства и судебной практики, о нарушении валютного законодательства как об уклонении от репатриации денежных средств свидетельствуют непредставление в установленные сроки в уполномоченный банк, принявший на учет или на обслуживание внешнеторговый договор, подтверждающих документов, свидетельствующих об исполнении обязательства (прекращении, перемене лица в обязательстве, изменении суммы обязательств по контракту) <3>, отсутствие действий лица, направленных на репатриацию денежных средств, в частности: оказание воздействия на контрагентов в целях возврата денежных средств в рублях Российской Федерации, ведение претензионной работы, инициирование судебного разбирательства, в том числе в Международном коммерческом Арбитражном суде при Торгово-промышленной палате РФ <4>.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015)
(ред. от 28.03.2018)Вопрос 5. На кого будет возлагаться обязанность выполнения требований, установленных в ч. 1 ст. 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", в случае перемены лиц в обязательствах по внешнеторговым договорам (контрактам) при уступке (цессии) прав требований денежных средств между резидентами по внешнеторговым сделкам?
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015)
(ред. от 28.03.2018)Вопрос 5. На кого будет возлагаться обязанность выполнения требований, установленных в ч. 1 ст. 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", в случае перемены лиц в обязательствах по внешнеторговым договорам (контрактам) при уступке (цессии) прав требований денежных средств между резидентами по внешнеторговым сделкам?
Приказ Казначейства России от 18.09.2023 N 18н
"Об утверждении формы учета и отчетности по валютным операциям резидентов, являющихся участниками бюджетного процесса на федеральном уровне, за исключением Центрального банка Российской Федерации, федеральными государственными бюджетными (автономными) учреждениями, порядка и сроков ее представления, формы ведомости валютного контроля и порядка ее формирования Федеральным казначейством, а также форм и порядка представления информации, указанной в части 1.3 статьи 19 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(вместе с "Порядком и сроками представления резидентами, являющимися участниками бюджетного процесса на федеральном уровне, за исключением Центрального банка Российской Федерации, федеральными государственными бюджетными (автономными) учреждениями, в Федеральное казначейство Справки о подтверждающих документах (код формы по ОКУД 0506010)", "Порядком формирования Федеральным казначейством Ведомости валютного контроля (код формы по ОКУД 0506011)")
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.11.2023 N 76194)1. Справка о подтверждающих документах (код формы по ОКУД 0506010) (далее - Справка (ф. 0506010) представляется в орган Федерального казначейства, наделенный полномочием по обеспечению исполнения функций Федерального казначейства как агента валютного контроля, возложенных в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - орган Федерального казначейства), резидентами, являющимися участниками бюджетного процесса на федеральном уровне, за исключением Центрального банка Российской Федерации, федеральными государственными бюджетными (автономными) учреждениями и выступающими стороной заключенного с нерезидентами внешнеторгового договора (контракта) (далее соответственно - резидент, контракт), в рамках осуществления расчетов по контракту в случаях, предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
"Об утверждении формы учета и отчетности по валютным операциям резидентов, являющихся участниками бюджетного процесса на федеральном уровне, за исключением Центрального банка Российской Федерации, федеральными государственными бюджетными (автономными) учреждениями, порядка и сроков ее представления, формы ведомости валютного контроля и порядка ее формирования Федеральным казначейством, а также форм и порядка представления информации, указанной в части 1.3 статьи 19 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(вместе с "Порядком и сроками представления резидентами, являющимися участниками бюджетного процесса на федеральном уровне, за исключением Центрального банка Российской Федерации, федеральными государственными бюджетными (автономными) учреждениями, в Федеральное казначейство Справки о подтверждающих документах (код формы по ОКУД 0506010)", "Порядком формирования Федеральным казначейством Ведомости валютного контроля (код формы по ОКУД 0506011)")
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.11.2023 N 76194)1. Справка о подтверждающих документах (код формы по ОКУД 0506010) (далее - Справка (ф. 0506010) представляется в орган Федерального казначейства, наделенный полномочием по обеспечению исполнения функций Федерального казначейства как агента валютного контроля, возложенных в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - орган Федерального казначейства), резидентами, являющимися участниками бюджетного процесса на федеральном уровне, за исключением Центрального банка Российской Федерации, федеральными государственными бюджетными (автономными) учреждениями и выступающими стороной заключенного с нерезидентами внешнеторгового договора (контракта) (далее соответственно - резидент, контракт), в рамках осуществления расчетов по контракту в случаях, предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Готовое решение: Представление сведений о валютных операциях и подтверждающих документов в банк для валютного контроля
(КонсультантПлюс, 2025)Перечень сведений и документов, представляемых в банк в рамках контроля за осуществлением валютных операций, зависит от суммы заключенного вами внешнеэкономического контракта. Для контрактов на сумму не более 1 млн руб. в эквиваленте предусмотрен упрощенный порядок валютного контроля.
(КонсультантПлюс, 2025)Перечень сведений и документов, представляемых в банк в рамках контроля за осуществлением валютных операций, зависит от суммы заключенного вами внешнеэкономического контракта. Для контрактов на сумму не более 1 млн руб. в эквиваленте предусмотрен упрощенный порядок валютного контроля.
Вопрос: Обязана ли организация N 1 в целях валютного контроля предоставлять в банк информацию об уменьшении долга перед иностранной организацией? Обязана ли организация N 2 ставить на учет в банке договор цессии? Нужно ли ей подавать сведения в банк?
(Консультация эксперта, 2023)Согласно разъяснениям, представленным в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015, уступка права требования по внешнеторговым контрактам допустима (вопрос 5 раздела "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике" данного Обзора).
(Консультация эксперта, 2023)Согласно разъяснениям, представленным в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015, уступка права требования по внешнеторговым контрактам допустима (вопрос 5 раздела "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике" данного Обзора).
Вопрос: Какие особенности заключения договора цессии с цедентом-нерезидентом?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При заключении договора цессии представляются документы, подтверждающие перемену лица в обязательстве (п. 8.1.5 Инструкции), т.е. резидент - сторона внешнеторгового контракта должен представить в банк учета контракта договор уступки прав (требования) со справкой о подтверждающих документах.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При заключении договора цессии представляются документы, подтверждающие перемену лица в обязательстве (п. 8.1.5 Инструкции), т.е. резидент - сторона внешнеторгового контракта должен представить в банк учета контракта договор уступки прав (требования) со справкой о подтверждающих документах.