Публичное информирование налогоплательщиков

Подборка наиболее важных документов по запросу Публичное информирование налогоплательщиков (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Интерес как средство управления процессуальной деятельностью
(Степин А.Б., Григорьева Я.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 12)
В другом случае интересы выявляют пробелы в праве, например, при реализации публично-правовой обязанности по спорам о возврате излишне уплаченных налоговых платежей наследникам налогоплательщика. Законный интерес выступает средством урегулирования данных споров, указывая на наличие субъективного права, на получение денежных средств умершего налогоплательщика. В этом случае на налоговый орган возлагается публично-правовая обязанность информировать заинтересованных лиц о наличии излишне перечисленных налоговых платежей и возвращать денежные средства, в том числе при отсутствии обращения налогоплательщика при жизни.
Статья: Модификация правового статуса налогового агента: причины и последствия
(Копина А.А.)
("Финансовое право", 2021, N 4)
Взаимосвязь налогоплательщика и налогового агента имеет экономический характер, поскольку агент выступает источником дохода по отношению к налоговому агенту, именно наличие этой связи позволяет государству обременять лиц обязанностями налогового агента не только в отношении выплат физическим лицам, но и в других случаях, когда существует сложность с исполнением обязанности самим налогоплательщиком либо риски невозможности применения принуждения со стороны государства. С.В. Якуб указывает на отсутствие принципиальных различий между обязанностью налогоплательщика самостоятельно уплатить налог и обязанностью налогового агента перечислить удержанный налог. По мнению автора, обе обязанности исполняются субъектом из принадлежащих ему на праве собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления) денежных средств и в отношении одного и того же управомоченного субъекта - публично-правового образования <9>. Вместе с тем налоговый агент не является представителем государства, поскольку он не наделяется никакими властными полномочиями по отношению к налогоплательщику <10>. Фактически налогоплательщик и налоговый агент являются равными перед законом субъектами, которые не наделены правами и обязанностями в отношении друг друга, но при этом обязаны выполнять предписания закона. Так, правовой статус налогового агента не дает оснований налогоплательщику оспаривать его права по законному удержанию налога, причитающегося с конкретного лица, при этом за налогоплательщиком также не закрепляется право на применение мер воздействия к налоговому агенту, который не соблюдает своей обязанности по удержанию и перечислению сумм налога в бюджет <11>. Налоговый агент не подменяет государственные органы и налогоплательщика. Например, налоговый агент не должен информировать налогоплательщика о наличии у последнего права на получение налогового вычета, а также не обязан без соответствующего заявления налогоплательщика его применять <12>, вместе с тем ст. 231 НК РФ предусматривает, что излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика, однако практика применения данной статьи показывает, что попытка законодателя увеличить объем публичных полномочий налогового агента по НДФЛ в ст. 231 НК РФ и придать ему статус, более приближенный к публично-правовому образованию, пока особым успехом не увенчалась <13>.

Нормативные акты

"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(ред. от 29.11.2024, с изм. от 21.01.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)
В случае прекращения участия в иностранных организациях (прекращения (ликвидации) иностранных структур без образования юридического лица) налогоплательщик информирует об этом налоговый орган в срок не позднее трех месяцев с даты прекращения участия (с указанием даты окончания участия в иностранной организации (даты прекращения (ликвидации) иностранной структуры без образования юридического лица).