Уведомление о реконструкции жилого дома
Подборка наиболее важных документов по запросу Уведомление о реконструкции жилого дома (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 8 "Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности" Градостроительного кодекса РФ"Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, судебные инстанции, руководствуясь положениями статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 1, 8, 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", с учетом обстоятельств, установленных при рассмотрении гражданского дела, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, в том числе заключению судебной строительно-технической экспертизы от 11 января 2022 года, подготовленного ООО "Центр судебных экспертиз СКФО", исходили из того, что постройка в виде фундамента выполнена с учетом сложившейся в этой местности застройки, с отступом от соседних объектов и находится в границах отведенного земельного участка; застройка фундамента осуществлена на 60%, при этом согласно проекту не вся застройка будет использована под строительство дома, а лишь на 50% участка, остальная часть фундамента в размере 10% необходима для благоустройства двора, лестницы, что не нарушает градостроительные нормы и правила на земельном участке с кадастровым номером N; постройка не нарушает градостроительные и строительные нормы и правила, соответствует требованиям противопожарных норм и санитарно-гигиеническим требованиям, возводится с отступами от красных линий улицы, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, охраняемым законом прав третьих лиц. Кроме этого, постройка возводится на месте ранее снесенного жилого дома, имеется уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщика Ш., зарегистрированное в МКУ "Управление архитектуры и градостроительства за вх. N.07-МУ-296/21 от 8 июня 2021 года. В этой связи судебные инстанции не усмотрели правовых оснований для удовлетворения требований администрации ГОсВД "город Махачкала"."
Определение Верховного Суда РФ от 23.04.2025 N 306-ЭС25-218 по делу N А72-15352/2023
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконными отказов органа местного самоуправления в согласовании переводов жилых помещений в нежилые, об обязании согласовать перевод.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено в части.
Решение: Дело передано в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ, поскольку заслуживает внимания довод о том, что для осуществления перевода жилого здания в нежилое необходимо разрабатывать проект перепланировки, которым учитываются параметры, конструкции строения, возможность осуществления той деятельности на земельном участке, для которой здание переводится в нежилой статус.Для возведения индивидуального жилого дома в соответствии со статьей 51.1 Градостроительного кодекса требуется лишь направление уведомления о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, содержащего сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства и об отступах от границ земельного участка.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконными отказов органа местного самоуправления в согласовании переводов жилых помещений в нежилые, об обязании согласовать перевод.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено в части.
Решение: Дело передано в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ, поскольку заслуживает внимания довод о том, что для осуществления перевода жилого здания в нежилое необходимо разрабатывать проект перепланировки, которым учитываются параметры, конструкции строения, возможность осуществления той деятельности на земельном участке, для которой здание переводится в нежилой статус.Для возведения индивидуального жилого дома в соответствии со статьей 51.1 Градостроительного кодекса требуется лишь направление уведомления о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, содержащего сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства и об отступах от границ земельного участка.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Можно ли узаконить самовольную реконструкцию жилого дома?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)К исковому заявлению могут быть приложены в том числе документы, подтверждающие попытки лица, осуществившего самовольную реконструкцию, принять меры к ее легализации (например, уведомление об окончании реконструкции и уведомление уполномоченного органа о несоответствии реконструированного жилого дома требованиям законодательства) (ч. 16, 19, 20 ст. 55 ГрК РФ; п. 4 ст. 132 ГПК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)К исковому заявлению могут быть приложены в том числе документы, подтверждающие попытки лица, осуществившего самовольную реконструкцию, принять меры к ее легализации (например, уведомление об окончании реконструкции и уведомление уполномоченного органа о несоответствии реконструированного жилого дома требованиям законодательства) (ч. 16, 19, 20 ст. 55 ГрК РФ; п. 4 ст. 132 ГПК РФ).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Как установлено судами, административный истец является собственником земельного участка с расположенным на нем жилым домом. Желая произвести реконструкцию жилого дома, административный истец обратился в местную администрацию с уведомлением о планируемой реконструкции в существующих габаритах указанного индивидуального жилого дома, приложив согласие смежного землепользователя на реконструкцию. Уведомлением местной администрации со ссылкой на правила землепользования и застройки муниципального образования истцу сообщено о несоответствии параметров, указанных в уведомлении, предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства в части несоблюдения минимального трехметрового отступа от границы земельного участка до реконструируемого индивидуального жилого дома с юго-западной стороны в связи с тем, что отступ от границы земельного участка до реконструируемого индивидуального жилого дома с юго-западной стороны составляет 0 метров.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Как установлено судами, административный истец является собственником земельного участка с расположенным на нем жилым домом. Желая произвести реконструкцию жилого дома, административный истец обратился в местную администрацию с уведомлением о планируемой реконструкции в существующих габаритах указанного индивидуального жилого дома, приложив согласие смежного землепользователя на реконструкцию. Уведомлением местной администрации со ссылкой на правила землепользования и застройки муниципального образования истцу сообщено о несоответствии параметров, указанных в уведомлении, предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства в части несоблюдения минимального трехметрового отступа от границы земельного участка до реконструируемого индивидуального жилого дома с юго-западной стороны в связи с тем, что отступ от границы земельного участка до реконструируемого индивидуального жилого дома с юго-западной стороны составляет 0 метров.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)Судебные инстанции, рассматривая данное дело, ограничились лишь проверкой формального соответствия оспариваемого уведомления требованиям правовых норм, не учли все фактические обстоятельства данного административного дела, в связи с чем Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации отменила принятые судебные акты и приняла новое решение об удовлетворении административного искового заявления, возложив на орган местного самоуправления обязанность повторно рассмотреть уведомление о планируемой реконструкции индивидуального жилого дома.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)Судебные инстанции, рассматривая данное дело, ограничились лишь проверкой формального соответствия оспариваемого уведомления требованиям правовых норм, не учли все фактические обстоятельства данного административного дела, в связи с чем Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации отменила принятые судебные акты и приняла новое решение об удовлетворении административного искового заявления, возложив на орган местного самоуправления обязанность повторно рассмотреть уведомление о планируемой реконструкции индивидуального жилого дома.