Срок рассмотрения дела о продлении административного надзора
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок рассмотрения дела о продлении административного надзора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 21.12.2023 N 88а-42594/2023 (УИД 91RS0001-01-2023-000830-49)
Категория спора: Административный надзор.
Требования МВД: Об установлении административного надзора.
Решение: Удовлетворено в части.Данные разъяснения даны и в пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 г. N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Постановление Пленума N 15), согласно которым истечение срока административного надзора в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 Закона, не исключает его повторного назначения до дня погашения судимости в случае совершения им в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, которые ранее не являлись основанием для установления административного надзора, его продления или установления дополнительных административных ограничений (часть 6 статьи 9 Закона N 64-ФЗ).
Категория спора: Административный надзор.
Требования МВД: Об установлении административного надзора.
Решение: Удовлетворено в части.Данные разъяснения даны и в пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 г. N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Постановление Пленума N 15), согласно которым истечение срока административного надзора в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 Закона, не исключает его повторного назначения до дня погашения судимости в случае совершения им в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, которые ранее не являлись основанием для установления административного надзора, его продления или установления дополнительных административных ограничений (часть 6 статьи 9 Закона N 64-ФЗ).
Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым от 03.05.2023 N 33а-4477/2023 (УИД 91RS0001-01-2023-000830-49)
Категория спора: Административный надзор.
Требования МВД: Об установлении административного надзора.
Обстоятельства: Лицо совершило административные правонарушения в период административного надзора, и они не послужили основанием для установления дополнительных ограничений административного надзора или продления срока административного надзора, являются действующими правонарушениями.
Решение: Удовлетворено в части.Данные разъяснения даны и в пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", согласно которым истечение срока административного надзора в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 Закона, не исключает его повторного назначения до дня погашения судимости в случае совершения им в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, которые ранее не являлись основанием для установления административного надзора, его продления или установления дополнительных административных ограничений (часть 6 статьи 9 Закона об административном надзоре).
Категория спора: Административный надзор.
Требования МВД: Об установлении административного надзора.
Обстоятельства: Лицо совершило административные правонарушения в период административного надзора, и они не послужили основанием для установления дополнительных ограничений административного надзора или продления срока административного надзора, являются действующими правонарушениями.
Решение: Удовлетворено в части.Данные разъяснения даны и в пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", согласно которым истечение срока административного надзора в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 Закона, не исключает его повторного назначения до дня погашения судимости в случае совершения им в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, которые ранее не являлись основанием для установления административного надзора, его продления или установления дополнительных административных ограничений (часть 6 статьи 9 Закона об административном надзоре).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)При наличии достаточных оснований начальник территориального органа внутренних дел направляет на рассмотрение в суд административное исковое заявление об установлении или продлении срока административного надзора либо о его досрочном прекращении, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)При наличии достаточных оснований начальник территориального органа внутренних дел направляет на рассмотрение в суд административное исковое заявление об установлении или продлении срока административного надзора либо о его досрочном прекращении, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений.
Статья: Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Административное дело об административном надзоре рассматривается в течение двадцати дней со дня поступления в суд соответствующего административного иска (ч. 7 ст. 272 КАС РФ). При этом данный срок не может быть продлен по правилам ст. 141 КАС РФ. Названные дела не подлежат рассмотрению и в порядке упрощенного (письменного) производства (ч. 2 ст. 291 КАС РФ) (п. 17 Постановления Пленума N 15).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Административное дело об административном надзоре рассматривается в течение двадцати дней со дня поступления в суд соответствующего административного иска (ч. 7 ст. 272 КАС РФ). При этом данный срок не может быть продлен по правилам ст. 141 КАС РФ. Названные дела не подлежат рассмотрению и в порядке упрощенного (письменного) производства (ч. 2 ст. 291 КАС РФ) (п. 17 Постановления Пленума N 15).
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15
(ред. от 22.12.2022)
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"С учетом этого истечение указанного срока в период рассмотрения дела о продлении административного надзора является основанием для отказа в удовлетворении соответствующего заявления органа внутренних дел.
(ред. от 22.12.2022)
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"С учетом этого истечение указанного срока в период рассмотрения дела о продлении административного надзора является основанием для отказа в удовлетворении соответствующего заявления органа внутренних дел.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36
(ред. от 17.12.2024)
"О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации"34. Не подлежат продлению сроки рассмотрения и разрешения следующих административных дел:
(ред. от 17.12.2024)
"О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации"34. Не подлежат продлению сроки рассмотрения и разрешения следующих административных дел:
"Гражданское процессуальное право. Особенная часть. Производство по отдельным категориям: учебник: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Из задач административного надзора можно сделать вывод, что его установление в отношении соответствующих лиц является обязательным, равно как обязательно и его прекращение при отпадении на то оснований, а потому в делах данной категории нет места диспозитивности. Однако Верховный Суд РФ разъяснил, что такое диспозитивное правомочие административного истца, как отказ от иска, может быть реализовано и в этих делах, и указал, что суд может принять отказ исправительного учреждения, органа внутренних дел или поднадзорного лица от административного иска либо его признание (ст. 157 КАС РФ). При решении вопроса о принятии названных выше распорядительных действий суду следует выяснить мотивы, по которым административный истец пришел к выводу о необходимости их совершения, не противоречат ли такие действия закону и не нарушаются ли при этом права и свободы неопределенного круга лиц, а также поднадзорного лица. Исходя из положений ч. 2 и 2.1 ст. 3 указанного Закона судом не может быть принят отказ от иска о назначении надзора за совершеннолетним лицом, имеющим непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, в том числе за лицом, совершившим в возрасте старше 18 лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего 14-летнего возраста, и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, а также за лицом, совершившим преступление при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, если на момент рассмотрения дела не истекли сроки, установленные п. п. 2 и 3 ч. 1 ст. 5 этого Закона (п. 16 Постановления N 15).
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Из задач административного надзора можно сделать вывод, что его установление в отношении соответствующих лиц является обязательным, равно как обязательно и его прекращение при отпадении на то оснований, а потому в делах данной категории нет места диспозитивности. Однако Верховный Суд РФ разъяснил, что такое диспозитивное правомочие административного истца, как отказ от иска, может быть реализовано и в этих делах, и указал, что суд может принять отказ исправительного учреждения, органа внутренних дел или поднадзорного лица от административного иска либо его признание (ст. 157 КАС РФ). При решении вопроса о принятии названных выше распорядительных действий суду следует выяснить мотивы, по которым административный истец пришел к выводу о необходимости их совершения, не противоречат ли такие действия закону и не нарушаются ли при этом права и свободы неопределенного круга лиц, а также поднадзорного лица. Исходя из положений ч. 2 и 2.1 ст. 3 указанного Закона судом не может быть принят отказ от иска о назначении надзора за совершеннолетним лицом, имеющим непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, в том числе за лицом, совершившим в возрасте старше 18 лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего 14-летнего возраста, и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, а также за лицом, совершившим преступление при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, если на момент рассмотрения дела не истекли сроки, установленные п. п. 2 и 3 ч. 1 ст. 5 этого Закона (п. 16 Постановления N 15).
Статья: Упрощенное производство в гражданском, арбитражном и административном процессе
(Мариненко О.И., Гнатко Е.А.)
("Администратор суда", 2021, N 2)Невозможно рассмотреть в порядке упрощенного производства дела, которые предусмотрены главами 24, 28 - 31.1 КАС РФ, а именно: по делам о защите избирательных прав, права на участие в референдуме граждан РФ, по административным делам о помещении иностранного гражданина в специальное учреждение, который подлежит реадмиссии либо депортации, продлении срока его пребывания в указанном учреждении. Также невозможно вынести решение в упрощенном порядке по производству по делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, по делам о госпитализации гражданина, которому оказывается психиатрическая помощь не в добровольном порядке, о продлении срока пребывания гражданина в данном учреждении и по делам о госпитализации гражданина в противотурберкулезную организацию в недобровольном порядке, по делам о защите прав несовершеннолетнего лица, недееспособного лица в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни.
(Мариненко О.И., Гнатко Е.А.)
("Администратор суда", 2021, N 2)Невозможно рассмотреть в порядке упрощенного производства дела, которые предусмотрены главами 24, 28 - 31.1 КАС РФ, а именно: по делам о защите избирательных прав, права на участие в референдуме граждан РФ, по административным делам о помещении иностранного гражданина в специальное учреждение, который подлежит реадмиссии либо депортации, продлении срока его пребывания в указанном учреждении. Также невозможно вынести решение в упрощенном порядке по производству по делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, по делам о госпитализации гражданина, которому оказывается психиатрическая помощь не в добровольном порядке, о продлении срока пребывания гражданина в данном учреждении и по делам о госпитализации гражданина в противотурберкулезную организацию в недобровольном порядке, по делам о защите прав несовершеннолетнего лица, недееспособного лица в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни.
Вопрос: Какие сроки установлены для составления мотивированного решения суда по административному делу?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Мотивированное решение по административному делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, принятое до дня голосования в период избирательной кампании, кампании референдума, должно быть изготовлено в возможно короткие сроки с учетом сроков рассмотрения данной категории административных дел (ч. 3 ст. 244 КАС РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Мотивированное решение по административному делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, принятое до дня голосования в период избирательной кампании, кампании референдума, должно быть изготовлено в возможно короткие сроки с учетом сроков рассмотрения данной категории административных дел (ч. 3 ст. 244 КАС РФ).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)- о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении (решение изготавливается в день его принятия - ч. 3 ст. 269 Кодекса);
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)- о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении (решение изготавливается в день его принятия - ч. 3 ст. 269 Кодекса);
Статья: Правовое регулирование производства по административным делам в отношении несовершеннолетних: проблемы и пути оптимизации
(Тенькаев А.Ю.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 3)Если провести сопоставительный анализ с другими разделами КАС РФ, то можно увидеть определенную параллель упомянутых выше глав, предлагаемых к внесению в Кодекс, с уже имеющимися в нем нормами, регулирующими рассмотрение других категорий дел, которые можно отнести к неисковым (бесспорным), а именно гл. 29 "Производство по административным делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", гл. 30 "Производство по административным делам о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке", гл. 31 "Производство по административным делам о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке". Показательно, что предлагаемые к внесению в КАС РФ главы должны занять свое место сразу после вышеперечисленных категорий дел, носящих неисковой (бесспорный) характер.
(Тенькаев А.Ю.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 3)Если провести сопоставительный анализ с другими разделами КАС РФ, то можно увидеть определенную параллель упомянутых выше глав, предлагаемых к внесению в Кодекс, с уже имеющимися в нем нормами, регулирующими рассмотрение других категорий дел, которые можно отнести к неисковым (бесспорным), а именно гл. 29 "Производство по административным делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", гл. 30 "Производство по административным делам о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке", гл. 31 "Производство по административным делам о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке". Показательно, что предлагаемые к внесению в КАС РФ главы должны занять свое место сразу после вышеперечисленных категорий дел, носящих неисковой (бесспорный) характер.
Статья: Продление процессуальных сроков
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36, не подлежат продлению сроки рассмотрения и разрешения следующих административных дел:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36, не подлежат продлению сроки рассмотрения и разрешения следующих административных дел: