Соглашение об установлении сервитута на земельный участок в федеральной собственности
Подборка наиболее важных документов по запросу Соглашение об установлении сервитута на земельный участок в федеральной собственности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Споры, связанные с установлением сервитута: Лицо, заинтересованное в установлении сервитута, хочет установить сервитут и определить размер платы
(КонсультантПлюс, 2025)отчетом независимого оценщика об оценке рыночной величины соразмерной платы за сервитут в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности (п. 3 Правил определения размера платы по соглашению о сервитуте в отношении федеральных земель) >>>
(КонсультантПлюс, 2025)отчетом независимого оценщика об оценке рыночной величины соразмерной платы за сервитут в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности (п. 3 Правил определения размера платы по соглашению о сервитуте в отношении федеральных земель) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> Постановление Правительства РФ от 23.12.2014 N 1461 "Об утверждении Правил определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности".
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> Постановление Правительства РФ от 23.12.2014 N 1461 "Об утверждении Правил определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности".
Статья: Соблюдение баланса интересов при установлении сервитута в отношении земельных участков
(Нигматуллина Э.Ф.)
("Хозяйство и право", 2023, N 4)<14> Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2014 г. N 1461 "Об утверждении Правил определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности // СЗ РФ. 2015. N 1 (часть II). Ст. 256.
(Нигматуллина Э.Ф.)
("Хозяйство и право", 2023, N 4)<14> Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2014 г. N 1461 "Об утверждении Правил определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности // СЗ РФ. 2015. N 1 (часть II). Ст. 256.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 30.05.2023 N 27-П
"По делу о проверке конституционности положений статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 2 статьи 9 и пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", а также пунктов 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами в связи с жалобами муниципального образования "Городское поселение город Кодинск Кежемского муниципального района Красноярского края" и администрации Новосибирского района Новосибирской области"1. В соответствии со статьей 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, указанными в его статье 3.1, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если данным Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное; отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими (пункт 1); предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа; органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района; органами исполнительной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в отношении земельных участков, расположенных в их границах, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований указанных субъектов Российской Федерации; федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог федерального значения; федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 3.4 данного Федерального закона; органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения (пункт 2); исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 4).
"По делу о проверке конституционности положений статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 2 статьи 9 и пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", а также пунктов 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами в связи с жалобами муниципального образования "Городское поселение город Кодинск Кежемского муниципального района Красноярского края" и администрации Новосибирского района Новосибирской области"1. В соответствии со статьей 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, указанными в его статье 3.1, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если данным Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное; отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими (пункт 1); предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа; органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района; органами исполнительной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в отношении земельных участков, расположенных в их границах, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований указанных субъектов Российской Федерации; федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог федерального значения; федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 3.4 данного Федерального закона; органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения (пункт 2); исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 4).
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Если иное не установлено федеральными законами, плата по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется:
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Если иное не установлено федеральными законами, плата по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется:
"Земельные споры. Особенности судебного правоприменения Конституционного и Верховного судов Российской Федерации: практическое исследование"
(Резников Е.В.)
("Сфера", 2021)В случае если сервитут устанавливается в отношении земельного участка, находящегося в федеральной собственности, то размер платы определяется исходя из Правил определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности. В соответствии с данными Правилами размер платы по соглашению об установлении сервитута определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается как 0,01% кадастровой стоимости земельного участка за каждый год срока действия сервитута. Если же сервитут устанавливается в отношении части земельного участка, то размер платы по соглашению об установлении сервитута определяется пропорционально площади этой части земельного участка.
(Резников Е.В.)
("Сфера", 2021)В случае если сервитут устанавливается в отношении земельного участка, находящегося в федеральной собственности, то размер платы определяется исходя из Правил определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности. В соответствии с данными Правилами размер платы по соглашению об установлении сервитута определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается как 0,01% кадастровой стоимости земельного участка за каждый год срока действия сервитута. Если же сервитут устанавливается в отношении части земельного участка, то размер платы по соглашению об установлении сервитута определяется пропорционально площади этой части земельного участка.
Статья: Правовые средства в земельном праве
(Нигматуллина Э.Ф.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 2)2) средства организации согласуемых деятельностей (безвозмездная передача земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность; разрешение на использование земельного участка без предоставления и установления сервитута, соглашения об установлении сервитута либо об осуществлении публичного сервитута);
(Нигматуллина Э.Ф.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 2)2) средства организации согласуемых деятельностей (безвозмездная передача земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность; разрешение на использование земельного участка без предоставления и установления сервитута, соглашения об установлении сервитута либо об осуществлении публичного сервитута);
Вопрос: Согласование установления сервитута на федеральных земельных участках.
("Официальный сайт Минобрнауки России", 2022)- проект соглашения об установлении сервитута, оформленный в соответствии с требованиями статьи 39.25 Земельного кодекса Российской Федерации в формате Word и Pdf, при этом плату за установление сервитута необходимо рассчитывать как разницу рыночной стоимости указанных прав на земельный участок до и после установления сервитута, которая определяется независимым оценщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.2014 N 1461 "Об утверждении Правил определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности");
("Официальный сайт Минобрнауки России", 2022)- проект соглашения об установлении сервитута, оформленный в соответствии с требованиями статьи 39.25 Земельного кодекса Российской Федерации в формате Word и Pdf, при этом плату за установление сервитута необходимо рассчитывать как разницу рыночной стоимости указанных прав на земельный участок до и после установления сервитута, которая определяется независимым оценщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.2014 N 1461 "Об утверждении Правил определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности");
Вопрос: Об НДС при предоставлении бюджетным учреждением сервитута в отношении находящегося в федеральной собственности земельного участка, предоставленного ему в постоянное (бессрочное) пользование.
(Письмо Минфина России от 12.01.2024 N 03-07-15/1340)В связи с указанным письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость при предоставлении права ограниченного пользования (сервитута) в рамках заключенного с бюджетным учреждением соглашения об установлении сервитута в отношении находящегося в федеральной собственности земельного участка, предоставленного этому бюджетному учреждению в постоянное (бессрочное) пользование, Департамент налоговой политики сообщает следующее.
(Письмо Минфина России от 12.01.2024 N 03-07-15/1340)В связи с указанным письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость при предоставлении права ограниченного пользования (сервитута) в рамках заключенного с бюджетным учреждением соглашения об установлении сервитута в отношении находящегося в федеральной собственности земельного участка, предоставленного этому бюджетному учреждению в постоянное (бессрочное) пользование, Департамент налоговой политики сообщает следующее.
Статья: Учет сервитута в 2024 году
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2024, N 10)Правила определения размера платы по соглашению об установлении сервитута земельных участков, находящихся в федеральной собственности, установлены Постановлением Правительства РФ от 23.12.2014 N 1461 (далее - Правила N 1461). Размер платы рассчитывается как 0,01% кадастровой стоимости в год (п. 2 Правил N 1461).
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2024, N 10)Правила определения размера платы по соглашению об установлении сервитута земельных участков, находящихся в федеральной собственности, установлены Постановлением Правительства РФ от 23.12.2014 N 1461 (далее - Правила N 1461). Размер платы рассчитывается как 0,01% кадастровой стоимости в год (п. 2 Правил N 1461).
Статья: Проблемы взаимодействия органов муниципального и государственного контроля (надзора) на примере контроля за землями, государственная собственность на которые не разграничена
(Шугрина Е.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 2)- плата по соглашениям об установлении сервитута, заключенным органами исполнительной власти субъектов РФ, государственными или муниципальными предприятиями либо государственными или муниципальными учреждениями в отношении земельных участков, которые расположены в границах городских округов, городских округов с внутригородским делением, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов РФ, - по нормативу не менее 50%, если законодательством соответствующего субъекта РФ не установлено иное.
(Шугрина Е.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 2)- плата по соглашениям об установлении сервитута, заключенным органами исполнительной власти субъектов РФ, государственными или муниципальными предприятиями либо государственными или муниципальными учреждениями в отношении земельных участков, которые расположены в границах городских округов, городских округов с внутригородским делением, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов РФ, - по нормативу не менее 50%, если законодательством соответствующего субъекта РФ не установлено иное.
Готовое решение: Как установить частный сервитут на земельный участок
(КонсультантПлюс, 2025)В ряде случаев размер платы за сервитут предусматривается нормативно-правовым актом. В таком случае нужно руководствоваться им. Например, это касается сервитута в отношении земельного участка, находящегося в федеральной собственности (п. п. 2, 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.12.2014 N 1461).
(КонсультантПлюс, 2025)В ряде случаев размер платы за сервитут предусматривается нормативно-правовым актом. В таком случае нужно руководствоваться им. Например, это касается сервитута в отношении земельного участка, находящегося в федеральной собственности (п. п. 2, 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.12.2014 N 1461).
Статья: Доходы от объектов недвижимости в системе доходов публично-правовых образований
(Батяева А.Р.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 1)- платы по соглашениям об установлении сервитута, заключенным федеральными органами исполнительной власти, государственными или муниципальными предприятиями либо государственными или муниципальными учреждениями в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности (за исключением земельных участков, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации), - по нормативу 100%;
(Батяева А.Р.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 1)- платы по соглашениям об установлении сервитута, заключенным федеральными органами исполнительной власти, государственными или муниципальными предприятиями либо государственными или муниципальными учреждениями в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности (за исключением земельных участков, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации), - по нормативу 100%;